НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ

№5,

Юридические науки

Непомнящих Алексей Алексеевич


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; МОРСКОЕ ПИРАТСТВО; INTERNATIONAL LAW; CRIMINAL LAW; MARITIME PIRACY.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые трудности, возникающие при осуществлении деятельности, направленной на противодействие морскому пиратству и некоторые возможные пути их решения.

Морское пиратство – угроза всему международному сообществу, создающая реальную проблему развитию экономических отношений между странами, многократно снижающая безопасность осуществления морских перевозок. Действия, совершаемые пиратами, очень часто напоминают морской терроризм и весьма схожи. Кроме того, исследователи отмечают, что некоторые террористические группировки имеют непосредственную связь с пиратами, снабжают их оружием и необходимым оборудованием [7, с. 184]. В связи с ростом террористических угроз в современном мире, следует обратить большее внимание также на такое негативное явление, как морское пиратство; преступление, изначально намечавшееся как акт морского пиратства, может перерасти также в террористический акт.

Очевидно, что морское пиратство является объектом противодействия не только отдельных стран, но и всего международного сообщества в целом. Что же такое морское пиратство? Не будем прибегать к определениям, встречающимся в литературе, обратимся к легальному термину. Согласно ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая является основополагающим международно-правовым актом при осуществлении деятельности, в том числе создания нормативной основы, в области борьбы с морским пиратством, пиратством является: «любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

а) в открытом море против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства…», а также соучастие в указанных действиях со знанием обстоятельств в его различных видах.

В настоящее время борьба с пиратством ведется довольно успешно, государства выработали действенные механизмы противодействия, сформирована довольно большая правовая база, которая делает возможной борьбу с этим явлением. Однако, до сих пор существуют некоторые проблемы.

Подлинным центром борьбы с морским пиратством является Организация Объединенных Наций; она же обладает прерогативой по принятию правовых актов, которые регулируют борьбу с морским пиратством. Ядро международной правовой базы составляют акты, принятые ООН и её органами, учреждениями, принятые под эгидой последних или составленные с использованием их рекомендаций. Кроме того, уголовное преследование над пиратами осуществляется, как правило, по нормам законодательства страны, которая их захватила. Однако всей этой правовой базы порой оказывается недостаточно. Могут возникать (и возникают) ситуации, когда над захваченными пиратами ни одно государство не решается осуществить правосудие – процессуальные действия над пиратами емки и сложны, кроме того, имеется много организационных моментов; в результате чего государства не берут на себя подобное обязательство. Кроме того, отбывшие наказание пираты, скорее, получают счастливый билет. Им выпадает шанс обосноваться в стране, в которой они оказались (а с высокой вероятностью её экономические дела будут гораздо лучше, чем в регионе, где пират совершал набеги). Они могут пополнить ряды маргиналов, стать ещё большей головной болью даже для правительства страны.

В связи с этим неизбежно возникли предложения о создании международного судебного органа, который специализировался бы на отправлении правосудия над пиратами. В частности, в 2010 году Генеральный секретарь Совета Безопасности ООН предложил целых 7 вариантов создания такой судебной инстанции [3, с. 127]. Каждый из вариантов по-своему привлекателен. Специалисты считают, что создание специализированных международных судебных органов является очень привлекательным направлением [4]. Тем не менее, пока практика идёт по иному пути, и правосудие осуществляется судебными органами конкретной страны. В связи с этим, государства заключают между собой двусторонние договора о правовой помощи, дабы судно одного государства, захватившего пиратов, смогло передать его ближайшему государству для предания суду. Отсутствие таких соглашений порой позволяет пиратам уйти от ответственности, их отпускают на месте [6, с. 31].

Другая проблема связана с тем, что многие государства, в том числе участники Конвенции об открытом море 1982 г., не криминализировали состав морского пиратства. Законодательство других государств требует реформирования в области противодействия пиратству. Привлечь пиратов они могут по схожим составам преступлений (например, за разбой). Тем не менее, налицо возможные коллизии международного и внутригосударственного права, в связи с чем представляется необходимым приведение национальных правовых актов в надлежащее состояние, которое обеспечило бы эффективную борьбу с морским пиратством [8, с. 116].

Вышеуказанная проблема также существует из-за того, что морское пиратство очень схоже с другими преступлениями международного характера, совершаемыми на море. Поэтому так важно разграничить в национальных уголовных законах составы морского пиратства и вооруженного разбоя на море, а также отдельно криминализировать состав пиратства. Кроме того, исследователи отмечают, что, следует закрепить на конвенциональном уровне и регламентировать борьбу с вооруженным разбоем на море [5, с. 27]. Однако Международная морская организация в различных своих актах уже дала понятие данному деянию и принимает акты, которые направлены на борьбу с ним, поэтому вряд ли стоит принимать отдельную конвенцию о вооруженном разбое на море.

Возвращаясь к Конвенции 1982 года, обратим внимание, что содержащиеся в ней положения подвергаются критике в научных кругах. В частности, К.А. Бекяшев подверг довольно острой критике положения указанной Конвенции, справедливо считая, что некоторые положения сформулированы не совсем удачно, а иные совершенно устарели. Он говорит о необходимости принятия новой, всеобъемлющей конвенции по борьбе с пиратством на море [2, с. 1409-1410].

Проблем в области противодействия морскому пиратству, как юридических, так и политических, как правовых, так и организационных гораздо больше, здесь отмечены лишь наиболее очевидные. В конце концов, хотелось бы отметить, что все меры, принимаемые для борьбы с морским пиратством, не являются панацеей. Причина совершения таких актов кроется гораздо глубже: в политической, экономической, социальной напряженности в регионах, в которых наиболее активны пиратские атаки. Довольно долгое время ООН оказывает помощь таким регионам в рамках своих миссий (например, АМИСОМ (англ. AMISOM)), но, несмотря на успехи, представляется, что переломить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся.

Несмотря на положительную тенденцию, отмечающуюся в области противодействия морскому пиратству, снижению количества совершаемых актов [9], очевидно, что данная проблема всё ещё насущна. В настоящее время пиратство преображается, возникают его более опасные формы, происходит теснейшее переплетение с терроризмом. Государствам не следует ослаблять меры противодействия, нужно искать новые механизмы для борьбы с морским пиратством, совершенствовать правовую базу в этой сфере как международного, так и национального уровней.


Список литературы

  1. Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 г. // Ведомости ВС СССР. – 1962. — № 46. — Ст. 457.
  2. Бекяшев, К. А.Международное право в борьбе с морским пиратством / К. А. Бекяшев // Lex Russica. — 2010. — № 6. — С. 1397 – 1414.
  3. Галиев, Р. С. Борьба с морским пиратством. Международно-правовой аспект: монография / Р.С. Галиев. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 168 с.
  4. Интервью с завкафедрой международного права МГИМО МИД России А.Н. Вылегжанином // Николаев Я. Вешать пиратов нельзя. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.ru/review/face/view/44198/ (дата обращения – 15.11.2016).
  5. Каюмова, А.Р. Современное пиратство: некоторые правовые и практические проблемы противодействия // Российский следователь. — 2010. — N 23. — С. 25 — 28.
  6. Князева, Н.А. Проблемы уголовной ответственности и международного правосудия по делам о пиратстве // Российский судья. — 2012. — N 3. — С. 31 — 33.
  7. Князева, Н.А., Князева Е.А. Применение норм международного характера как один из способов противодействия морскому терроризму и пиратству // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — Иркутск, 2014. — № 4. — C. 175–187.
  8. Русинова, В.Н. Трибунал для сомалийских пиратов? Проблемы и перспективы уголовного преследования пиратства и вооруженного разбоя на море // Международное правосудие. — 2011. — N 1. — С. 111 — 121.
  9. Согласно отчету Международной Торговой Палаты Международного Морского Бюро, предоставленного за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт ММБ. — URL: https://icc-ccs.org/index.php/piracy-reporting-centre/request-piracy-report (дата обращения: 15.11.2016).