УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ

№17,

Юридические науки

Мокрова Ангелина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА; ОРГАНЫ; ПРОХОДЯЩИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ; ОСОБЕННОСТИ; LAW ENFORCEMENT SERVICE; THE BODIES PASSING LAW ENFORCEMENT SERVICE; LAW ENFORCEMENT; TYPE OF PUBLIC SERVICE; ESPECIALLY.


Аннотация: Данная статья посвящена правоохранительной службе в РФ. Интересно то, что система правоохранительной службы не доработана, но это не мешает органам, проходящим правоохранительную службу, осуществлять правоохранительную деятельность. Как и у других видов государственной службы, у правоохранительной службы тоже есть свои особенности. Рассмотрим подробнее, в чём они заключаются.

Правоохранительная служба защищает интересы граждан. Правоохранительную деятельность осуществляют правоохранительные органы, основной целью которых является недопущение совершения правонарушений.

К сожалению, статья 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» утратила силу. В ней давалось определение правоохранительной службы. Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [1]. Данной статьи больше нет, но определение правоохранительной службы сохраняется.

В 2002 году произошло принятие федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации». Что касается правоохранительной службы в реформировании государственной службы, то в нее практически не были внесены коррективы. Результатом данного регулирования стала всего лишь разработка предложений по созданию правовых основ правоохранительной службы. В итоге в федеральной программе была определена задача — сформировать современную правовую основу правоохранительной службы. Однако сформировать единую законодательную основу правоохранительной службы так и не удалось [4]. Федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации» так и не приняли. Законодательной базой правоохранительной службы в РФ являются следующие нормативные акты: ФЗ «О полиции», ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ «О судебных приставах» и другие.

В настоящее время правоохранительную службу можно отнести к профессиональной служебной деятельности граждан в государственных органах и учреждениях, которые осуществляют функции защиты и обеспечения безопасности прав и свобод человека и гражданина, а также борьбы с преступностью. Существует определенный перечень органов, проходящих правоохранительную службу. Этот список устанавливается Президентом РФ. Данная служба осуществляется в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, в органах системы исполнения наказаний, в органах по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и других. В компетенцию этих органов входят вопросы внутренних дел, исполнения наказаний, таможенного дела, миграции, обеспечения порядка деятельности судов и принудительного исполнения судебных решений, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [3].

Рассмотрим подробнее особенности присущие правоохранительной службе.

Во-первых, служащие имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Глава 5 ФЗ РФ «О полиции» так и называется «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Она устанавливает основания для применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям. Они могут применять специальные средства, к которым относятся: наручники; средства разрушения преград; резиновые палки; служебные собаки; электрошоковые устройства и другие. Сотрудники полиции также имеют право применять огнестрельное оружие в определенных случаях, например для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, или для освобождения заложников.

Во-вторых, служащие правоохранительной службы обязаны носить специальную форму одежды и знаки различия по специальным званиям, а также ведомственные знаки отличия.

В-третьих, лицам, которые состоят на правоохранительной службе, могут присваиваться специальные звания, которые присваивают им персонально. Названия и состав специальных званий зависит от вида правоохранительной службы.

И наконец, в-четвертых, правоохранительная служба осуществляется на принципе единоначалия и строгом соблюдении служебной дисциплины. Дисциплина основана на том, что каждый сотрудник должен соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исполнять свой служебный долг, и, конечно, он должен нести личную ответственность за безопасность Российской Федерации [2,3].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система правоохранительной службы еще находится в стадии разработки, а принятие федерального закона, который мог бы регулировать ее прохождение, затруднено. Но, в то же время, правоохранительная служба есть, она осуществляет правоохранительную деятельность и имеет свои особенности.


Список литературы

  1. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 02.06.2003. — № 22 — Ст. 2063.
  2. О полиции (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2015): федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 14.02.2011. — № 7 — Ст. 900.
  3. Кикоть, В. Я. Административное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Я. Кикоть. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. — 759 с.
  4. Ванюшин Я.Л. Законодательное регулирование правоохранительной службы Российской Федерации// Правопорядок: история, теория, практика. -2015. -№1(4) .