УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ

№17,

Педагогические науки

Клокова Екатерина Александровна
Мокрова Ангелина Александровна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; ОБРАЗОВАНИЕ; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; ОБУЧЕНИЕ; SOCIAL NETWORKS; EDUCATION; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES; EDUCATIONAL PROCESS; MODERN EDUCATION SYSTEM; TRAINING.


Аннотация: Данная статья посвящена влиянию социальных сетей на образовательный процесс, а также роли социальных сетей в образовательных организациях на современном этапе. Актуальность данной темы заключается в том, что использование социальных сетей среди молодого поколения, то есть обучающихся, становится всё более популярным. Социальные сети способствуют развитию современной системы образования. Информационно-коммуникационные технологии стремительно развиваются, поэтому необходимо определить место и роль социальных сетей в современном образовательном процессе, выявить недостатки и достоинства применения их в обучении и образовании.

Молодёжь в наше время является активным пользователем Интернета. Неудивительно то, что их больше привлекают не информация, связанная с учёбой, а различные развлекательные сайты, и, конечно же, социальные сети. В Интернете представлено множество определений этому понятию, и не существует общепринятого определения социальной сети, поэтому мы остановимся на следующем. Социальная сеть – это онлайн-сервис, который позволяет создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять разнообразную информацию [2]. Социальная сеть представляет собой веб-сервис, который даёт определённые возможности пользователям:
– создание открытых (публичных) или частично открытых аккаунтов;
– создание списка пользователей, с которым они состоят в социальной связи.

Социальная сеть также обладает рядом обязательных качеств:
– содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;
– сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);
– пользователи имеют возможность получать информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;
– пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами [1].

Проще говоря, социальные сети позволяют людям общаться в любое время дня и ночи, в любом месте, где бы человек не находился, он может находить друзей по всему миру, быть в курсе всех событий, происходящих не только в своей стране, городе, но и в любых других. Также пользователи могут обмениваться фотографиями, видео, мыслями, идеями, впечатлениями, уроками, мастер-классами друг с другом. И, конечно же, это не все возможности социальных сетей.

Несомненно, в настоящий момент времени никто не сомневается, что обучающиеся вместо того, чтобы выполнять домашнее задание и готовиться к экзаменам большое количество свободного времени тратят на различные социальные сети: где они общаются, смотрят фотографии своих друзей и знакомых, читают ленту обновлений в группах и так далее. Потому современные преподаватели задумались о том, что социальные сети можно использовать в учебном процессе, чтобы сблизиться с обучающимися, а также подготовить их к самообразованию [2]. Практически все вузы проводят коммуникацию с потребителями, которая будет эффективна для всех. Отсюда и возникает интерес к социальным сетям. В наше время у каждого вуза есть свои странички в социальных сетях, в которых студенты могут узнать различные новости не только учебной, но и спортивной, культурно-творческой, общественной и научной деятельности.

Цель создания социальных сетей очень проста. Они были созданы для взаимодействия и коммуникации людей в режиме онлайн. В сети общение открытое и проходит в непринуждённой обстановке, так как все пользователи равны по статусу. Поэтому обучающийся может без лишних опасений задать преподавателю вопрос в отношении учебного процесса и дождаться ответа на него. Обучающийся может осуществлять познавательную деятельность по конкретной дисциплине в сообществе (группе), которое создал сам педагог, для того чтобы взаимодействовать со студентом. Также преподаватель может обмениваться опытом со своими коллегами в социальных сетях и демонстрировать собственные результаты работы [2].

Вдобавок ко всему вышесказанному социальные сети уместно использовать и как метод регулирования процессом обучения. Важный момент заключается в том, что обучающийся должен обязательно отчитываться о статусе выполнения предложенного задания на данный момент. Педагог находит и размещает теоретические материалы в наиболее понятной форме восприятия для студентов (презентации, видеоролики, аудиозаписи и так далее), соответственно выкладывает задания на закрепление (повторение) темы и проводит мониторинг усвоения знаний обучающихся (к примеру, в виде тестов и опросов) [2].

Например, данное направление осуществляется в НГПУ им. Козьмы Минина. В данном университете разработана электронная информационно-образовательная среда и создана специальная платформа «Электронное сопровождение образовательных программ Мининского университета» (Moodle). На этом сайте преподаватель по изученному материалу, то есть по лекциям, создает ряд заданий и тестов, которые необходимо выполнить в заданный срок времени, по истечению которого они проверяются. После того, как время сдачи закончится, сдать итоговые работы в режиме онлайн уже будет нельзя, соответственно студенту выставляется неудовлетворительная оценка.

В России самой распространенной социальной сетью является социальная сеть «Вконтакте». Поэтому педагогам рекомендуется обратить внимание именно на данную социальную сеть для того чтобы успешно осуществлять педагогические правоотношения с обучающимися. Многие молодые преподаватели зарегистрированы там и используют свой личный профиль для связи со студентами, донесения до них важной информации по учебному процессу и внеучебной деятельности. Но, как и преподавателям, так и студентам не нужно забывать о традиционной дистанции в общении друг с другом [2].

Применение социальных сетей в образовании имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим для начала основные положительные моменты использования социальных сетей в образовательном процессе.

Во-первых, отметим непрерывность учебного процесса, так как появилась возможность продолжительного взаимодействия учителей и обучающихся в любое время. Студентам, пропустившим занятие, студентам-заочникам, а также студентам, которым нужно подтянуть свои знания, предоставляется возможность не отставать от образовательного процесса, поскольку преподаватель оказывает информационную поддержку учебной программы, даёт консультации и задания обучающимся в социальной сети. Как правило, в электронной образовательной среде (ЭОС) вуза находится лекционный материал, в котором подробнее освещаются вопросы по конкретной теме, которые не были полностью раскрыты на занятии, а также указываются различные учебно-методические пособия и дополнительная литература [2,3].

Во-вторых, современное образование выходит на новый уровень. Бытует мнение, что в связи с развитием информационных технологий, в ближайшем будущем наступит цифровая эпоха образования. Можно смело утверждать, что будущее для образования – это информационные и коммуникационные технологии. Поэтому сейчас внедрение электронных образовательных систем в образовательную организацию, активное использование технологий обучающимися и преподавателями при получении новых знаний и создании новых методик обучения  верный путь становления информационного общества в будущем.

По сути, каждый студент может найти все, что ему нужно для учебы, а именно разнообразные учебники, методические материалы и дополнительную литературу. У этого есть и отрицательный момент. Находя все в Интернете и скачивая какую-либо информацию (для доклада, реферата, курсовой работы и др.) буквально за несколько минут, обучающиеся перестают думать, мыслить, анализировать и само собой развиваться. Самое ужасное, что они иногда даже не читают найденный текст. Естественно, это негативным образом сказывается на уровне образования. Сейчас даже можно заказать написание любой научной работы с пройденным антиплагиатом и без, естественно не бесплатно. Интернет и социальные сети оказывают на обучающегося как положительное, так и отрицательное воздействие. Если человек готов заниматься саморазвитием и самообразованием, тогда для него это огромный плюс [2,3].

Отрицательные моменты использования социальных сетей в образовательном процессе:
— готовность далеко не всех преподавателей отдавать количество своего личного свободного времени и сил организации непрерывного обучения;
— обучающиеся далеко не всегда проводят время в социальных сетях на тему учебы;
— слабая ИКТ — компетенция педагогов с многолетним опытом работы;
— вседозволенность социальных сетей, в которых можно запросто начать переписку и закончить её, когда вздумается;
— необходима сильная мотивация для обучающихся, ведь почти весь учебный материал студенты осваивают самостоятельно, а это требует сильной воли и самоконтроля [2,3].

На самом деле, если правильно, осторожно, а тем более в образовательных целях использовать социальные сети, то данные недостатки будут незначительными.

Исходя из совокупности фактов, можно сделать такой вывод. Социальные сети оказывают огромное влияние на образовательный процесс, несмотря на недостатки их использования. Общество стремительно развивается, вместе с тем, система образования выходит на новый уровень за счет внедрения ИКТ в образовательный процесс. Многие преподаватели вузов относятся положительно к электронному обучению и охотно используют социальные сети и электронную систему образования в своей педагогической деятельности. Студенты приучаются к самообразованию и саморазвитию благодаря использованию социальных сетей и ЭОС в образовательных целях. Но, к сожалению, не все студенты готовы тратить время на свое самообразование таким способом, они больше предпочитают общение со своими друзьями в социальных сетях, а также далеко не все преподаватели пользуются социальными сетями, что сказывается на взаимодействии с обучающимися. Тем не менее, ИКТ и современная система образования всё больше сближаются и дают новые результаты.


Список литературы

  1. Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. — 2012. — №4 (55).
  2. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/.
  3. Рылов И.Д. Социальные сети в системе электронного обучения// Sci-Article. — 2018. — URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1522431093.