УДК 343.1

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

№17,

Юридические науки

Романчугова Алёна Андреевна


Научный руководитель: Соболев А.М., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ; РАССЛЕДОВАНИЕ; СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; LAW ENFORCEMENT AGENCIES; OFFICIAL CRIME; INVESTIGATION; INVESTIGATIVE ACTIONS.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с начальным этапом расследования преступления, совершенного должностным лицом правоохранительных органов, анализируются пути противодействия возникающим конфликтным ситуациям, с которыми сталкивается следствие при расследовании подобного рода преступлений, а также обсуждаются возможные путей их предупреждения.

Современный уровень совершаемых преступлений, сложность установления их объективной и субъективной сторон и в то же время процессуальные особенности расследования в условиях состязательности сторон требуют от следователей глубоких профессиональных знаний и умения применять их на практике. Поэтому успешная борьба с преступностью предполагает в первую очередь выработку надежных теоретических положений, определяющих цели и задачи расследования, которые давали бы четкое направление деятельности по установлению обстоятельств преступления, возможность широкого применения следственных и иных процессуальных действий. Значение выработки целей и задач следственных действий является необходимым условием эффективности предварительного следствия, планомерности и организованности следственной работы.

Определение целей следственных действий при расследовании должностных преступлений, исходя из понимания категории цели в философии, означает идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который направлен процесс [1, с. 659].

Известно, что общей целью предварительного следствия как по должностным, так и по другим преступлениям является достижение истины. Как указывает В.Е. Кемеров, границы истины задаются условиями ее получения, формами существования познаваемых объектов, характером тех средств, которыми может воспользоваться человек – как в приобретении новых знаний, так и в их проверке на истинность. Эти средства задают меру возможностей практической и теоретической деятельности, где люди могут достаточно четко фиксировать объективное содержание своих знаний [2, с. 292–293]. Отсюда процесс познания, как и процесс доказывания в уголовном судопроизводстве, без цели достижения истины теряет всякий смысл. А при производстве следственных действий и в целом при расследовании уголовных дел отсутствие стремления к истине и ее недостижение в рамках (границах) установления состава преступления может привести к трагическим ошибкам в судьбе невиновных (и даже виновных) лиц.

Процесс расследования преступлений – это единый непрерывный процесс, направленный на достижение конечного результата уголовного судопроизводства. Одновременно процесс расследования делится на этапы, которые состоят из процессуальных и следственных действий. В случаях совершения преступлений должностными лицами общей стратегической целью следственных действий будет получение сведений, необходимых для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по должностным преступлениям. Иными словами, это данные для установления состава того или иного должностного преступления либо свидетельствующие об отсутствии преступности деяния или его наказуемости.

Должностное преступление, совершенное должностным лицом правоохранительных органов, является преступлением, которое по своей сути ущемляет интересы государства, физических и юридических лиц, общественных организаций и в целом подрывает авторитет государственной власти. Такие преступления характеризуются высоким уровнем латентности. Важно заметить, что практически все должностные преступления в правоохранительных органах, совершаются сотрудниками органов внутренних дел [3, с. 391].

Изучение особенностей криминалистической методики расследования должностных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, обусловлено важностью эффективного и качественного подхода к расследованию указанного вида уголовных дел. При использовании криминалистической методики важно изучить теоретические, правовые и практические обстоятельства, являющиеся источниками криминалистических рекомендаций, как норм процессуального и материального права, синтеза науки и практики следственных действий [4, с. 25]. С методической точки зрения расследование должностных преступлений в правоохранительных органах является информационной моделью с научно обусловленными криминалистическими условиями совершения указанных преступлений, рекомендаций по выявлению, расследованию, а также раскрытию посягательств преступного характера на изучаемую группу общественных отношений.

Когда должностным лицом правоохранительных органов совершается должностное преступление, то заключенный с ним контракт подлежит расторжению, а сам сотрудник увольняется со службы. Поэтому на первом этапе следственных действий необходимо истребовать соответствующие документы для установления объективной картины назначения на должность и увольнения со службы сотрудника правоохранительного органа. С целью установления факта выполнения подозреваемым своих трудовых функций следователю необходимо провести допрос других сотрудников и руководства, произвести осмотр места работы подозреваемого и выемку всей служебной документации, относящейся к его деятельности в расследуемый период времени. Исходя из полученной информации следует определить круг лиц, с которыми взаимодействовал подозреваемый, и так же провести их допрос.

На первоначальном этапе расследования следователю необходимо предпринять все возможные меры по отысканию интересующих предварительное следствие документов. К тому же следователю необходимо организовать четкое взаимодействие с оперативными подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия с целью своевременного производства таких следственных действий, как обыск и выемка, доказывающих факт совершения преступления подозреваемым или факт фальсификации документации. Это объясняется тем, что основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, служат материалы оперативно-розыскных мероприятий, в процессе проведения которых было задержано должностное лицо [5, с. 226–229].

В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники органов внутренних дел временно отстраняются от выполнения служебных обязанностей в случае избрания в отношении них меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу – до отмены избранной меры пресечения. В свою очередь, часть 2 указанной статьи содержит информацию о том, что сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей «в случае…». Затем в числе ситуаций, предусмотренных законом, указано уголовное преследование сотрудника без применения указанных выше мер пресечения – до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, данным предписанием не исключается возможность отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения обязанностей в служебном порядке либо применения к нему меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от занимаемой должности.

На практике зачастую наблюдается не временное отстранение сотрудника от должности, а временное отстранение его от выполнения служебных обязанностей. В подобных случаях сотрудник просто обременяется другими должностными обязанностями.

Видится, что в отношении сотрудников правоохранительных органов, совершивших должностное преступление или подозреваемых в нем, существует возможность использования как временное отстранение от должности, так и другие меры принуждения, которые смогут в таких ситуациях ограничивать выполнение сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей.

Систематизируя сказанное, можно сделать вывод, что верная постановка общей стратегической цели на первом этапе расследования должностного преступления позволит принять верное решение по существу уголовного дела.


Список литературы

  1. Словарь философских терминов / Под науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. –М., 2005. – 730 с.
  2. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т. Х. Керимова. – М.: Академический проект, 2015. – 823 с.
  3. Медведицкова Л. В. Анализ причин должностной преступности среди сотрудников органов внутренних дел // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3. – С. 391-392.
  4. Авдеев С. В. Злоупотребление должностными полномочиями (уголовно-правовой и криминологический аспекты): дис. … канд. юр. наук. – М.: МГУ, 2014. – 163 c.
  5. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершенными должностными лицами органов власти. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 342 с.