УДК 372.881.111.1

СНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

№17,

Педагогические науки

Ипатова Виктория Петровна (Кандидат филологических наук)


Ключевые слова: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ; ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА; ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ; PSYCHOLOGICAL BARRIERS; PSYCHOLOGICAL STRESS; LEARNING ENGLISH; TEACHING SPEAKING SKILLS.


Аннотация: Настоящая статья представляет собой попытку обозначить причины возникновения состояния психологического напряжения обучаемых при изучении английского языка на групповых занятиях и инструменты его преодоления при обучении говорению.

Обучение английскому языку может быть осложнено существующими или возникающими психологическими барьерами учеников. Особенно это касается говорения, которое по своей природе является сложным видом речевой деятельности, но при этом рассматривается большинством обучаемых как показатель успешности курса обучения английскому языку в целом.

Анализ литературы, посвященной способам преодоления психологического напряжения при обучении иностранному языку [1; 2; 3], позволил выявить две основные причины этого состояния у обучаемых:
1) психологические особенности самих обучаемых, которые связаны с их личностными характеристиками и влияют на процесс изучения иностранного языка. К этой группе можно отнести неудовлетворенность собой, внутреннюю тревога, беспокойство и т.д. Многие обучаемые считают себя людьми необщительными, испытываю¬щими психологические трудности разного уровня в новой обстановке среди незнакомых людей даже при общении на родном языке.
2) недостатки методики преподавания иностранного языка конкретного преподавателя, порождающие определенные барьеры. Так, причиной неуспеха многих обучаемых является боязнь совершить ошибку из-за критики со стороны преподавателя и других студентов при групповом обучении.

Эти причины могут быть взаимосвязаны. Например, отсутствие мотивации у обучаемых при изучении английского языка может быть связано только с внутренними причинами или только с поведением преподавателя или ими вместе.

Для того чтобы помочь обучаемым снять психологическое напряжение, преподаватель английского языка может использовать следующие инструменты:
— похвалу учеников за их успехи. Следует, не только анализировать ошибки студентов, но и отмечать положительные стороны их работы.
— отсроченное исправления ошибок (при обучении говорению), то есть когда ошибки исправляются после завершения выступления. Такое способ исправления ошибок помогает студентам концентрироваться только на высказывании, его построении, не потерять мысль. Кроме того, преподавателю не следует исправлять абсолютно все ошибки обучаемого. Например, представляется нецелесообразным исправлять их в том случае, когда ученик допустил в высказывании грамматическую ошибку по еще неизвестной ему теме или допустил оговорку. Отсроченный способ исправления ошибок кажется правильным и потому, что истинно коммуникативный подход предполагает умение дослушать своего собеседника до конца, не перебивая его.
— особое внимание отбору материала для занятий. Он должен быть интересным для обучаемых, разнообразным, соответствовать их возрасту и уровню. Преподавателю следует учитывать принцип наглядности и готовить для занятия различные схемы, презентации и т.п.
— учет принципа систематичности. Например, при обучении монологическому высказыванию в зависимости от основных путей формирования умений говорения преподаватель поэтапно строит свое занятие: дотекстовый этап-текстовый этап-послетекстовый этап при обучении «сверху вниз» (от текста к высказыванию) и отработка слов на уровне словосочетаний, уровне предложения, уровне фразового единства при обучении «снизу вверх» (без опоры на конкретный текст). Если указанная поэтапность нарушается, то подготовка к монологическому высказыванию затрудняется.

Таким образом, психологические барьеры обучаемых при изучении английского языка включают внутреннюю тревогу, переживания, беспокойства, отсутствие мотивации, боязнь допустить ошибку и критики со стороны преподавателя и других учеников и т.д. Эти проблемы могут быть связаны как с их психологическими личностными особенностями, так и быть вызваны несовершенством методики обучения иностранным языкам. Для преподавателя важно минимизировать эти эмоциональные переживания, усилить мотива¬цию к изучению иностранного языка, создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии, что можно достичь, применяя отсроченное исправление ошибок, использую похвалу, стараясь совершенствовать методы преподавания английского языка за счет подбора интересного материала, поощрения активности, соблюдения этапов построения занятия.


Список литературы

  1. Коваль О.И. Психологические барьеры при изучении иностранного языка студентами в неязыковом вузе // Конгресс Международного форума «Великие реки» 2015 г. URL: http://xn——7kcgqc6assog3b.xn--p1ai/2015/PDF/205.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
  2. Нурмухамбетова С. А., Фролов С. С. Технология преодоления психологических барьеров студентами в изучении иностранного языка // ДИСКУССИЯ: журнал научных публикаций. № 7 (37). 2013. С. 133-136.
  3. Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. № 1. 2017. С. 117-125.