УДК 37.017.4

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

№17,

Педагогические науки

Клокова Екатерина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; МОЛОДЕЖЬ; ГРАЖДАНИН; СЛУЖБА; ПАТРИОТИЗМ; PATRIOTIC UPBRINGING; YOUNGSTERS; CITIZEN; DUTY; PATRIOTISM.


Аннотация: Данная статья посвящена теме патриотического воспитания. Повествуется о сущности понятия патриотического воспитания, о его целях и задачах, элементах и компонентах. Также затронуты принципы его реализации и формы, с помощью которых осуществляется данный вид воспитания.

В настоящее время вопрос патриотического воспитания достаточно актуален. В нашей стране по этому поводу принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Это обуславливается нуждой в молодых людях, готовых приносить пользу обществу и государству, быть готовым его защищать при возникновении угрозы.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную, систематическую деятельность по формированию и развитию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, полной готовности выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины [1].

Цель такого воспитания вытекает из его понятия — это воспитание у молодежи патриотизма, гражданственности, которые являются важнейшими духовно-нравственными и социальными ценностями, формирование и развитие у людей профессионально значимых качеств, навыков, умений и готовности активно их проявлять в различных сферах нашей жизни, особенно при прохождении военной и других видов государственной службы, воспитание высокой ответственности и дисциплинированности, верности Родине, Отечеству, конституции, воинскому долгу [3].

Чтобы достигнуть данную цель, необходимо выполнить ряд следующих главных задач:
— проводить управленческую и организаторскую деятельность на научном основании с целью создания условий, которые поспособствуют эффективному военно-патриотическому воспитанию молодежи;
— повлиять на то, чтобы в сознании и чувствах молодого поколения сформировались патриотические ценности, взгляды и убеждения, научить уважать культурное и историческое прошлое России, ее традиции, повышение престиж государственной и военной службы;
— создать такую эффективную систему, которая бы позволила обеспечить наилучшие условия для реализации патриотического воспитания, развития у молодежи честного отношения к выполнению долга и служебных обязанностей;
— образовать механизм эффективного функционирования созданной целостной системы данного воспитания молодежи, включая проходящих службу людей. [3].

Военно-патриотическое воспитание является элементом патриотического воспитания. Его основные задачи направлены на то, чтобы сформировать готовность и способность молодых людей к военной службе, воспитать верность боевым и героическим традициям Российской армии, сознательное и адекватное отношение к выполнению долга по защите Отечества, обеспечению его суверенитета и безопасности [3].

Направления осуществления патриотического воспитания в РФ:
— согласованная целенаправленная деятельность государственных органов всех уровней, влияние на работу общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания;
— модернизация и улучшение нормативно-правового законодательства патриотического воспитания [3].

Также и военно-патриотическое воспитание содержит в себе два тесно взаимосвязанных компонента.

Первый компонент касается педагогики. Основа его заключается в элементах, касающихся позитивных мировоззренческих взглядов и убеждений по основным социально-культурным, историческим, морально-нравственным, политическим, гражданско-военным и другим проблемам, важнейшие духовные и деятельностные качества. Данный компонент является доминирующим в содержании патриотического воспитания и составляет его ядро. Можно быть уверенным в успешности решения более точных задач, направленных на организацию реализации военной и государственной службы, защиты государства только после формирования гражданской личности патриота, которому присущи характерные для этого ценности, взгляды, интересы, установки и мотивы действий и поведения [3].

Специфическим, то есть вторым, компонентом является деятельностная и конкретная направленность, другими словами практика. Практическая реализация содержания воспитания должна обеспечить глубокое понимание молодежью своих роли и места в служении государству, которое основано на чувстве ответственности за его прохождение; убедить в необходимости выполнения такой функции, как защита Отечества в современное время; сформировать необходимые для выполнения обязанностей на службе качества, умения и навыки [3].

Также при осуществлении патриотического воспитания необходимо руководствоваться следующими принципами:
— научность;
— гуманизм;
— демократизм;
— приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
— системность, преемственность, непрерывность и личностная ориентированность в развитии молодого поколения;
— многообразие форм, методов и средств, которые используются, чтобы обеспечить эффективность воспитания;
— постоянная и тесная связь с другими видами воспитания [3].

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества [3].

Осуществлять патриотическое воспитание можно через различные формы. Это может быть участие в проведении Вахты памяти, встреча с ветеранами, людьми, прошедшими военную службу. Также можно посещать исторические музеи, в которых можно узнать историю нашей великой страны, великих людей. В образовательных организациях можно проводить тематические круглые столы, классные часы, заниматься научной работой, написанием эссе и статей, подготавливать доклады на учебные занятия. Кроме того, просматривать тематические фильмы, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях, заниматься волонтерской деятельностью [2].

Таким образом, патриотическое воспитание является актуальным во все времена и является важной частью жизни людей. В совокупности с другими видами воспитания, патриотическое влияет на развитие разносторонней личности, с ярко выраженной гражданско-патриотической позицией.


Список литературы

  1. Вазлеев, В. А. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 1-3. Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1692/ (Дата обращения: 03.10.2018)
  2. Козорез, А. Патриотическое воспитание в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/423/56719.php — статья в Интернете (Дата обращения: 06.10.2018)
  3. Фокавин, М.Ю. Военно-патриотическое воспитание учащихся: методическое пособие [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-teme-voennopatrioticheskoe-vospitanie-uchaihsya-1137055.html — статья в Интернете (Дата обращения: 13.10.2018)