УДК 37.01

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

№17,

Педагогические науки

Клокова Екатерина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ; ПРОБЛЕМА; САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ; МЫШЛЕНИЕ; ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ; TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING; PROBLEM; INDEPENDENT TRAINING; THINKING; CREATIVE ACTIVITY.


Аннотация: В данной статье рассмотрена технология проблемного обучения, ее теоретические основы. Повествуется об актуальности данной технологии, как давно она имеет распространение в нашей стране и за рубежом. Дано определение данной технологии, обозначены ее цель и функции. Указаны принципы построения технологии, методы и средства ее применения, основные стадии учебного занятия на ее основе. Также выделены преимущества и ограничения технологии проблемного обучения.

В настоящее время технология проблемного обучения, по сравнению с традиционной, доставляет удовольствие от того, что поиск и открытия происходят самостоятельно и основываются на творческой активности.

Полагаясь на исследования М.И. Махмутова, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения – это один из типов развивающего обучения, целью которого является формирование и развитие самостоятельного формулирования и поиска решения проблемы для наиболее эффективного усвоения знаний у обучающихся при помощи использования их мыслительных и творческих способностей [4].

Технология проблемного обучения стала распространяться благодаря Дж. Дьюи в 20 — 30-х г. прошлого века, а более глубоко ее начали исследовать в 60-х годах. Основываясь на исследованиях о психологии мышления, идея и принципы данной технологии разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным. Также над вопросом о технологии проблемного обучения работали М.И. Махмутов, В. Оконь, И.Я. Лернер и другие [2].

Целью технологии проблемного обучения является, исходя из определения, получение знаний, умений, навыков, формирование и развитие способности к самостоятельной деятельности, развитие умственных, познавательных и творческих способностей [3].

Построение технологии проблемного обучения осуществляется на принципах историзма, противоречивости, природосообразности, проблемности [3].

В структуре функций проблемного обучения М.И. Махмутов выделяет общие и специальные функции. В совокупности к функциям проблемного обучения относятся следующие:
— осуществление всестороннего развития личности обучающегося;
— формирование способности к применению полученных и имеющихся знаний, умений, навыков при практической деятельности;
— развитие умственных, творческих, познавательных способностей;
— формирование логического мышления, основанного на взаимосвязи «вытекания» одного из другого;
— становление творческого умения находить различные пути решения проблемы, создавать новые;
— создание мотивации к активному участию в образовательном процессе;
— приобретение опыта креативно-творческой деятельности, овладение методом исследования, формирование навыков по решению практических проблем, ситуаций и задач [3].

Методы технологии проблемного обучения:
1. Частично-поисковые – обучающиеся решают проблемную ситуацию, которую создает преподаватель, подсказывая первый главный шаг. Далее они действуют самостоятельно. Пример частично поискового метода — эвристическая беседа.
2. Поисковые – решение поставленной преподавателем проблемы осуществляется обучающимися полностью самостоятельно, то есть имеет место творческий подход. Целесообразным является использование этого метода на обобщающих учебных занятиях.
3. Исследовательские методы – преподаватель нацеливает обучающихся на самостоятельную постановку проблемы и стимулирует на ее решение [7].

Средствами технологии проблемного обучения выступают проблемная задача с условиями, требованием и искомым; проблемная ситуация и проблемный вопрос, включающий противоречие [3]. Приемы создания проблемной ситуации можно классифицировать на непреднамеренные (ошибка ученика) и преднамеренные [2].

Сформулировать проблему можно как тему учебного занятия или как вопрос, ответом на который и будет новое знание [2].

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами обучающиеся. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то преподаватель может использовать два вида диалога:
1. Побуждающий — побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы.
2. Подводящие — посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы [2].

По степени сложности заявленной проблемы авторы выделяют пять уровней. Первый (самый низкий) — преподаватель, создав проблемную ситуацию, формулирует проблему, дает ее конечное решение и показывает путь ее решения. Второй — преподаватель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему и дает ее конечное решение. Третий — проблемная ситуация создается и формулируется преподавателем, а обучающиеся самостоятельно решают проблему при активной помощи преподавателя. Четвертый — преподаватель создает проблемную ситуацию, обучающиеся сами формулируют и решают ее на основе сотрудничества. Пятый — обучающиеся самостоятельно создают проблемную ситуацию, формулируют ее и решают ее при частичном участии преподавателя. Последний уровень проблемы в большей степени формирует способность к профессиональному саморазвитию [8].

Основные стадии учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения:
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить.
2. Построение хода решения проблемы.
3. Непосредственно изучение проблемы.
4. Самостоятельное изучение.
5. Решение проблемы.
6. Рефлексия и обратная связь [5, 6].

В качестве методического обеспечения технологии проблемного обучения следует учитывать: перечень вопросов, перечень проблемных ситуаций и различных проблем, перечень проблемных задач для самостоятельной работы, включение в перечень задач, решение которых невозможно без использования новых информационных технологий [8].

Для реализации проблемной технологии следует подобрать актуальные актуальные и насущные задачи, установить особенности технологии проблемного обучения в различных видах учебных занятий, построить оптимальную и эффективную систему занятий, подготовить учебный методический материал, использовать преподавателю профессиональное мастерство для мотивации и активизации обучающихся [1].

Таблица 1 [5, 6]

Преимущества

Ограничения

— развитие у обучающихся внимательности и наблюдательности;

— активизация мышления и познавательной деятельности обучающихся;

— формирование самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления;

— обеспечение прочности и эффективности приобретаемых знаний.

— затруднения для обучающихся в учебном процессе;

— увеличение временных затрат на осмысление и поиски путей решения проблемы;

— необходимость от преподавателя педагогического мастерства и больших затрат времени для разработки учебного занятия с применением технологии проблемного обучения.

 

Таким образом, применение технологии проблемного обучения обеспечивает активизацию и развитие как ума, так и творческих умений в процессе самостоятельного поиска решения, тем самым развивая интеллект и творческие способности обучающихся. Основываясь на множество методов и приемов технологии проблемного обучения, средств и способов формулирования проблемы, можно разработать не только большое количество разнообразных проблем, но и выбрать наиболее эффективное для использования в образовательном процессе. Но необходимо использовать такие методы и приемы, чтобы обучающиеся стали заинтересованы в нахождении решения проблемы и получении новых знаний.


Список литературы

  1. Артемова, Т.Н. Технология проблемного обучения [электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования «Наша сеть» / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/15/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya — статья в Интернете (Дата обращения: 08.10.2018)
  2. Лабырина, А.В. Технология проблемного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-tehnologiya-problemnogo-obucheniya-1027756.html — статья в Интернете (Дата обращения: 10.10.2018)
  3. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения. — М.: Педагогика, 1997. — 240 с.
  4. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1995. – 230 с.
  5. Пахомова, Н. В. Технология проблемного обучения на уроках английского языка // Концепт: науч.-метод. журн. – 2017. — №2 (февраль). – С. 142-146. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170045.htm — (Дата обращения: 10.10.2018)
  6. Пыхина, Н. В. Структура и содержание технологии проблемного обучения иностранному языку в высшей школе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – №3 (4). – С. 172-175. Режим доступа: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=8710 — (Дата обращения: 13.10.2018)
  7. Технологии проблемного обучения [Электронный ресурс] / Файловый архив студентов / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3299303/ — статья в Интернете (Дата обращения: 02.10.2018)
  8. Щуров, Е.А. Технологии проблемного обучения в процессе профессионального саморазвития курсантов ВУЗов МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России: научн.-практ. журн.. – 2013. — №2 (20). – С. 52-55. Режим доступа: https://mvd.ru/upload/site119/folder_page/temp/__1432469892_968/v-2013-2.pdf — (Дата обращения: 08.10.2018)