УДК 341

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РФ

№17,

Юридические науки

Мокрова Ангелина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ; ОБРАЗОВАНИЕ; ДЕКЛАРАЦИЯ; ПАКТ; КОНВЕНЦИЯ; INTERNATIONAL ACTS; EDUCATION; DECLARATION; COVENANT; CONVENTION.


Аннотация: Данная статья повествует о том, какие международные акты оказали влияние на формирование законодательства в сфере образования РФ, какова сущность этих актов и их статей.

В настоящее время образование и образовательный процесс занимают значительное место в жизни каждого человека. Мы живем в демократическом государстве, одним из признаков которого является то, что народ является источником власти. То есть государство является средством защиты здоровья, жизни и личности. Поэтому потребностями гражданина являются знание законов своего государства, своих прав, обязанностей, их гарантия и защищенность. Нормативно-правовые акты регулируют все сферы нашей жизни: социальную, политическую, экономическую и духовную, к которой как раз относится образование. Но источниками законодательства РФ являются также и международные акты. Сфера образования является не исключением. Поэтому, на мой взгляд, является необходимостью знать роль международных актов в формировании нормативно-правовых актов, относящихся к образованию, образовательным отношениям, чтобы быть юридически грамотным гражданином.

Источниками образовательного права в Российской Федерации являются такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская социальная хартия, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, Болонская декларация , Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций, Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования и так далее. Рассмотрим основные из них.

Следует начать со Всеобщей декларации прав человека. Данный документ широко охватывает различные аспекты и глобально регламентирует права всех людей. Без внимания не остается и образование. Статьей 26 в декларации закрепляется право каждого человека на образование, причем начальное и общее точно должны быть бесплатными. К тому же, обязательным должно являться начальное образование, а общедоступным техническое, профессиональное и высшее. Образование должно способствовать формированию разносторонней личности, воспитывать в людях толерантное отношение друг другу независимо от нации, расы, религии и других особенностей. При выборе вида образования для своих малолетних детей слово родителей в приоритете [1].

Следующий документ — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Так же, как и во Всеобщей декларации прав человека, в статье 13 закрепляется право на образование для всех и о необходимости влияния образования на всестороннее развитие личности человека, его чувства уважения и терпения к человеческим правам, свободам и его достоинству. Общим является и то, что обязательным и бесплатным должно быть начальное образование [5].

Пактом регламентируется то, что среднее, профессионально-техническое и высшее образование необходимо сделать открытым, доступным одинаково для каждого и по возможности бесплатным. Для людей, которые не получили начальное образование или не закончили его, должно поощряться элементарное образование. Необходимо развивать сети школ всех ступеней, обеспечить создание системы стипендий для обучающихся, способствовать улучшению материальных аспектов условий для преподавателей. Государства, участвующие в данном пакте, обязаны уважать свободу родителей (законных представителей) выбирать для своих детей школу и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание соответствующих их мировоззрению [5].

В статье 28 Конвенции о правах ребенка, помимо того, что указано во Всеобщей декларации и Международном пакте, также закрепляется то, что необходимо обеспечить доступ к информации и материалам для всех детей, которые относятся к образованию и профессиональной подготовке, а также повлиять на регулярность посещения занятий обучающимися в школе, на снижение количества ее покинувших, обеспечение школьной дисциплины путем применения гуманных методов, ликвидацию безграмотности населения [3].

Статья 29 Конвенции закрепляет аспекты направленности образования:
— развитие всесторонней личности, умений, талантов и способностей ребенка;
— воспитание уважения и толерантности к правам и свободам человека;
— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
— подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе, для которой необходимы взаимопонимание, терпимость, признание равноправия мужчин и женщин, дружба всех людей, независимо от народа, этноса, религии;
— воспитание уважения к окружающей природе населения [3].

Европейская социальная хартия больше направлена на регламентацию профессионального образования. Статья 9 закрепляет право каждого на профессиональную ориентацию. Обязанностью является бесплатное предоставление услуг по решению проблем с выбором профессии или повышения профессионального уровня и молодого, и взрослого контингента, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей [2].

Право на профессиональную подготовку регламентировано 10 статьей. Согласно ей, обязанностью является предоставление технической и профессиональной подготовки всему населению, обеспечение средствами для доступа к высшему техническому и университетскому образованию исключительно на основе критерия личных способностей, создание и развитие систем профессиональной подготовки юношей и девушек по различным специальностям по месту работы, способствование профессиональной подготовке и переподготовке в связи с различными мотивами, включение в производственный процесс длительно безработных, поощрение максимального использования имеющихся возможностей за счет минимизации или ликвидации платы за обучение, предоставления материальной помощи, учета в нормальную продолжительность рабочего дня времени на дополнительную профессиональную подготовку, обеспечения системы ученичества или профессиональной подготовки молодых работников [2].

Исключая то, что указано в вышеизложенных документах, в статье 27 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закреплена обязательность и бесплатность не только начального, но и основного общего образования. Также, согласно статье 28, должны обеспечиваться техническое или профессиональное обучение, получение высшего образования, создание учебной базы для рабочих и мест для их переподготовки [4].

А благодаря Болонской декларации идет активное внедрение двух ступеней образования – бакалавр и магистратура – в систему высшего образования, которые способствуют тому, что высшее образование, полученное в России, будет действительным в других странах-участниках декларации [6].

Таким образом, международные акты сыграли большую роль в формировании законодательства в сфере образования РФ в положительном ключе и играют до сих пор.


Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
  2. Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г.
  3. Конвенция о правах ребенка, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
  4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
  6. Совместная Декларация Европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования» от 19 июня 1999 г.