УДК 159.923

РОЛЬ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА

№17,

Психологические науки

Валиуллина Евгения Викторовна (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА; КОНФЛИКТНОСТЬ; ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ; THE NEED FOR SUCCESS; CONFLICT; EMOTIONALITY.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей потребности в достижении успеха, уровня конфликтности и уровня эмоциональности в молодом возрасте. Уровень эмоциональности не оказывает непосредственного влияния на потребность в достижении успеха, она должна быть обеспечена определенным уровнем конфликтности личности для использования ведущих атрибутов последней: напористости, активности и нацеленности на успех в реализации поставленной цели.

Мотивация представляет собой субъективную систему стимулов к действию, сочетание внутренних и внешних факторов, побудительных сил на поддержание интереса к деятельности. Классификация мотивации разнообразна в зависимости от психофизиологических и характерологических особенностей человека, направленности вектора его мотивов, непосредственной активности личности, объективной сложности в достижении целей и т.д.

Стремление к улучшению результатов, настойчивость в реализации целей, направленность на успех характеризуют «мотивацию достижения», определяя потребность в достижении. «Мотивация достижения понимается как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения» [7].

На реализацию потребности в достижении влияет ряд факторов, определенную роль играют психологические типологические особенности личности. Конфликтность – это интегральное свойство личности, характеризующее частоту вступления в конфликты и интенсивность реагирования на конфликтные ситуации. Эмоциональность рассматривают как способность отражать переживания, чувства, аффекты. Качественными характеристиками эмоциональности выступают эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций, определяющие степень чувствительности, скорость проявления эмоций и силу эмоциональных переживаний.

С целью изучения особенностей потребности в достижении успеха, уровня конфликтности и уровня эмоциональности в молодом возрасте было проведено исследование, респондентами выступили молодые люди в возрасте 18-20 лет, всего было опрошено 48 человек. Методы исследования: методика Орлова Ю. М. Тест-опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» [5]; тест «Оценка уровня конфликтности личности» Андреева В. И. [1]; методика «Определение эмоциональности» Суворова В. В. [6]. Статистическая обработка результатов произведена при помощи непараметрических критериев (χ2 – критерий Пирсона; r – критерий Спирмена). Критические значения критерия Пирсона χ2Эмп = 64,001 (при p < 0,05); χ2Эмп = 72, 443 (при p < 0,01), было получено значение критерия для данной выборки – χ2Эмп = 65,254. Таким образом, расхождения между распределениями статистически достоверны (с p < 0,05), результаты исследования представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Средние значения интерпретационных параметров

Параметры

Потребность в достижении успеха

Конфликтность

Эмоциональность

Среднее значение 12,437 29,125 9,375
Стандартное отклонение 1,67 3,50 2,68

 
Тест-опросник Ю. М. Орлова выявляет степень выраженности у человека потребности в достижении успеха, заряженности на действие, настойчивости в реализации актуальных целей, стремление добиваться результатов.

Низкий уровень потребности в достижении успеха выявлен у 12% молодых людей, это свидетельствует, что подобная потребность у них практически отсутствует. Такие люди предпочитают ставить перед собой легкодостижимые цели; проявляют равнодушие ко многим результатам своего труда; удовлетворены любым положение дел; нечестолюбивы.

Слабовыраженную потребность в достижении (уровень ниже среднего) показали 34% респондентов. У таких людей сильного увлечения деятельностью как правило нет; они спокойно переносят неудачи, неуспехи; заняты практическими делами, устройством своих личных дел; цели перед собой предпочитают ставить четкие, но не сложные. Средний и выше среднего уровень потребности в достижении успеха определяется у 26% и 22%, соответственно. У таких людей достаточно хорошо выражена потребность в достижении; цели перед собой они ставят трудные, но достижимые при определенных усилиях; стремятся добиваться успехов во многих делах, склонны увлекаться выполнением какой-либо работы; чаще бывают не удовлетворены легким успехом.

Незначительная часть опрошенных молодых людей показала высокий уровень развития потребности в достижении успеха, таких выявлено 6%. Они всегда настойчивы в достижении цели; честолюбивы, стремятся к улучшению своего положения; стараются получить удовлетворение от выполнения любой деятельности.

Тест В. И. Андреева оценивает степень конфликтности личности, выявляет уровень психологического свойства конфликтности. Уровень конфликтности: у 6% опрошенных выявлен низкий уровень, но для адаптивного социального поведения необходима определенная степень конфликтности или агрессивности, позволяющая защищать границы своего «Я», свои взгляды, личное мнение, отстаивать собственную позицию в споре.

Средний уровень конфликтности показали 82% респондентов, это является фактической статистической нормой. «Характерными чертами будут гибкость и легкость общения, умение найти общий язык с разными собеседниками, инициативность и настойчивость в установлении социальных контактов» [4].

Высокий уровень конфликтности показали 12 % молодых людей. Как правило, они активно и часто конфликтуют, реализуют свои характерологические, типологические или личностные особенности, у них сформирован определенный личный стиль поведения в конфликте. «Под стилем поведения в конфликте понимается совокупность методов и способов действия в конфликте, ориентированных на достижение определенных целей и реализацию интересов» [2].

Методика В. В. Суворова определяет уровень эмоциональности, степень низкой или высокой впечатлительности в рамках типологических психологических особенностей личности. Низкий уровень эмоциональности выявлен у 6% молодых людей, такие люди не способны проявлять эмоции, не могут выражать свои переживания, отсутствие эмоциональных реакций может препятствовать взаимопониманию в общении.

Подавляющее большинство опрошенных показали средний уровень эмоциональности (56%) – это оптимальное значение свойства. Такие люди находят реалистичное выражение своим эмоциям, умеют их адекватно выражать и, при необходимости, контролировать слишком бурные проявления. Значительная часть респондентов обладает высоким уровнем эмоциональности, таких оказалось 38%. В данном случае все эмоции проявляются крайне ярко: если это слезы, то до истерики, если смех – до истерики. Бурные реакции могут вызвать даже незначительные события, они легко «заражаются» настроением других людей, их отличает повышенная впечатлительность, сентиментальность, чувственность.

Корреляционный анализ произведен при помощи r – критерия Спирмена, критические значения для N = 48: r = ± 0,29 (при р ≤ 0,05); r = ± 0,37 (при р ≤ 0,01), результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Корреляционные связи интерпретационных параметров

Параметры

Конфликтность

Эмоциональность

Потребность в достижении успеха 0,395** 0,249
Примечание: * – корреляция статистически значима при p ≤ 0,05; ** – корреляция статистически значима с p ≤ 0,01.

 
Как видно из представленных данных, корреляция между параметрами потребности в достижении успеха и параметрами эмоциональности не достигает статистической значимости. Уровень эмоциональности не оказывает непосредственного влияния на развитие потребности в достижении успеха, даже сформированная способность получать положительные эмоции, удовольствие, удовлетворение от своих побед, свершений, достижений и успехов не свидетельствует о том, что эти эмоции человек будет проявлять или демонстрировать окружающим.

Положительная корреляционная зависимость получена между параметрами потребности в достижении успеха и уровнем конфликтности личности (с p ≤ 0,01). «Уверенность характеризует мотивационный и поведенческий аспект общения, позволяя ставить реально достижимые цели и следовать им, разрешать конфликтные ситуации путем сотрудничества с оппонентом, не использовать средства манипулирования другими людьми, оптимально и адекватно высоко оценивать свои собственные способности и возможности» [3]. При повышении уровня потребности в достижении успеха оптимизируется уровень конфликтности личности.

Стратегии поведения в конфликте детерминированы активностью или пассивностью поведения и ориентацией на совместную или индивидуальную деятельность. Ведущие активные стратегии (возможные только при достаточном уровне конфликтности личности) предполагают нацеленность на успех, победу, достижение, выигрыш при полном или частичном поражении другой стороны; ведущие пассивные стратегии (избегание, приспособление) предполагают низкую напористость и ориентацию на интересы соперника, нацеленности на достижение и победу в данном случае не предполагается, уровень конфликтности личности будет минимальным.

Потребность в достижении успеха должна быть обеспечена достаточной уверенностью в себе; необходимой целеустремленностью; оптимальной и умеренно завышенной самооценкой, а также определенным уровнем конфликтности личности, который будет способствовать проявлению напористости в достижении цели, нацеленности на успех и ориентации на активные действия.


Список литературы

  1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.
  2. Валиуллина Е. В. Исследование стиля поведения в конфликтных ситуациях первокурсников // В сборнике: Методические подходы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в медицинском ВУЗе Материалы VI Учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии: внутривузовский сборник трудов. – 2014. – С. 20-23.
  3. Валиуллина Е. В. Соотношение механизмов психологической защиты с уровнем ассертивности личности // Научный журнал Дискурс. 2018. № 9 (23). С. 40-46.
  4. Валиуллина Е. В. Социальная толерантность и уровень общительности // Аллея науки. – 2018. – Т.4. № 8 (24). – С. 205-209.
  5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  7. Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения // Вестник Московского университета. Серия 14. – 1984. – № 1. – С. 57-59.