СПЕЦИФИКА БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

№5,

Юридические науки

Серен Олеся Олеговна


Ключевые слова: МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ С ХИЩЕНИЯМИ; БОРЬБА; СКОТОКРАДСТВО; ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; PREVENTION OF STEALING; FIGHTING; CATTLE RUSTLING; PRIVATE PROPERTY.


Аннотация: В статье рассмотрены причины хищения скота, к которым автор относит элементарную беспечность самих граждан, собственников скота, неорганизованный выпас и нерадивое отношение граждан к своему имуществу и предложены меры борьбы с хищениями частной собственности в Республике Тыва.

Конституция РФ гарантирует всем гражданам России и лицам, находящимся на её территории и не являющимся её гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания.

Вопросы борьбы с преступностью, её предупреждения всегда находились и продолжают находиться в центре внимания правоохранительных органов.

Несмотря на принимаемые меры профилактики с хищениями, в Республике Тыва из года в год наблюдается рост преступлений данной категории.

Согласно статистическим данным Информационного Центра МВД Республики Тыва, за последние 5 лет (2011-2016 годы) произошел рост хищений частной собственности с 1946 в 2011 году до 4575 в 2016 году (кражи – с 1495 до 3978, мошенничество – с 54 до 139, грабежи — с 332 до 385, разбои – с 59 до 68).

Обобщение следственной и судебной практики в Республике Тыва показывают, что если в отношении других объектов хищений, такие как имущество, материальные ценности, денежные средства, ценные бумаги и т.д., каких-либо особенностей не имеет, то преступные посягательства, связанные с хищением скота, имеют свои специфические признаки. Данное обстоятельство прежде всего связано с местным менталитетом, историческим укладом жизни, обычаями и традициями.

Согласно статистическим данным, в республике в 2015 году произошел рост преступлений, связанных с хищением скота по сравнению с 2014 годом на 22% (2014 – 647 преступлений, в 2015 – 819).

Поэтому, особое место в борьбе с хищениями частной собственности в Республике Тыва является борьба со скотокрадством. Поскольку скот содержится в основном в районах республики, на чабанских стоянках, которые находятся на значительном расстоянии от районных центров, порой в труднодоступных местностях, принимаемые меры по профилактике, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищениями скота недостаточны. имеют также свои особенности.

Актуальность работы правоохранительных органов, а также Правительства РТ в данном направлении заключается в том, что Республика Тыва исторически являлась животноводческим и сельскохозяйственным регионом.

В этой связи на уровне Правительства Республики Тыва и МВД РТ в последние годы принимались и принимаются меры по улучшению работы в этом направлении.

Так, Правительством Республики Тыва вместе с правоохранительными органами разрабатывались долгосрочные программы борьбы со скотокрадством.

В частности, Председателем Правительства Республики Тыва был издан Указ № 239 от 06.02.2003 г. «О мерах по сохранности и учету скота на территории Республики Тыва», регулирующий выдачу справок единой формы на перемещение, перевозку и реализацию живого скота, мяса и мясопродуктов на территории республики.

Кроме того, Правительством РТ принято Постановление от 17.03.2016 года № 85 «Об утверждении Правил содержания сельскохозяйственных животных на территории Республики Тыва», согласно которому для каждого района, а также поселения (сумона) предусмотрен перечень кодов и нумерации (идентификации) при мечении скота: бирковании, микрочипировании, татуировании, таврировании.

Помимо этого, Правительством РТ совместно с заинтересованными ведомствами с Управлениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора по РТ в 2016 году разработаны Методические рекомендации сотрудникам МВД по Республике Тыва по проверке ветеринарных сопроводительных документов на мясо и мясопродукты, а также живого скота на территории республики.

В свою очередь, в целях ужесточения контроля за оборотом мяса и мясопродуктов и стабилизации оперативной обстановки по линии скотокрадства, а также раскрытию преступлений, связанных с хищением скота Министерством внутренних дел по Республике Тыва в 2016 году разработаны методические рекомендации, согласно которым с целью раскрытия преступлений по горячим следам предусмотрен алгоритм первоначальных проверочных и следственных действий сотрудниками органов внутренних дел.

К одним из причин хищений скота, можно отнести элементарную беспечность самих граждан, собственников скота, неорганизованный выпас и нерадивое отношение граждан к своему имуществу.

Необходимо отметить, что раскрываемость преступлений данной категории остается невысокой. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с объективными и субъективными причинами.

Как указывалось, в основном скот держится на чабанских стоянках, находящихся на значительном расстоянии от районных центров, порой в труднодоступных местностях, где нет телефонной связи, а также путей сообщения. Практика показывает, что собственники или владельцы скота, обнаружив пропажу скота, с сообщением в правоохранительные органы не торопятся, пытаются в течение 2-3 суток, порой до 10-15 суток самостоятельно, своими силами найти их, что приводит к утрате следов преступления. В результате чего, не добившись положительных результатов поиска, по истечении значительного времени, сообщают о пропаже в отделения полиции. Очевидно, что добиться положительных результатов, направленных на установление виновных лиц, не представляется возможным.

Обусловлено это также отсутствием связи, средств связи на чабанских стоянках и их отдаленностью от пунктов и отделений полиции на местах.

Кроме этого, причиной невысокой раскрываемости преступлений является также такой фактор, как нехватка кадров – сотрудников полиции, а также обширность и разветвленность территорий, обслуживаемых участковыми уполномоченными полиции.

В связи с реорганизацией органов внутренних дел, некоторые районные отделы полиции упразднены. Если ранее, в каждом районе республики функционировали районные отделы полиции со штатом от 20 до 30-50 сотрудников, обслуживающих от 5 до 15 населенных пунктов в каждом районе, то после реорганизации, данную территорию (отдельный район) в настоящее время обслуживают в среднем только 5-7 сотрудников полиции, что также сказывается на нагрузке сотрудников полиции.

Так, например, в настоящее время на одного участкового уполномоченного возлагается обязанность обслуживать от 2 до 4 населённых пунктов (поселений) и от 20-40 чабанских стоянок, закрепленных к данным поселениям, которые находятся в разных направлениях от районного центра, где дислоцированы пункты полиции.

При таких обстоятельствах, говорить о высокой раскрываемости данных преступлений, не приходится.

Причиной же совершения преступлений, связанных с хищениями личного имущества всегда, в первую очередь, являлась социально-экономическая ситуация в регионе и стране.

В настоящее время, в период экономического кризиса, в целях решения вопросов борьбы с преступностью, её предупреждения, в том числе хищениями имущества, актуальным является то, чтобы реально и в полную силу заработала система предупреждения преступности: общее предупреждение (общесоциальный уровень), специальное предупреждение (специальный уровень) и индивидуальная профилактика (индивидуальный уровень).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать соответствующие выводы:

1. Для минимизации хищений личного имущества граждан необходимо сосредоточиться на общесоциальных мерах противодействия, ориентированных на экономическую сферу и бытовую сферу общества.

2. Могут оказать существенное влияние на сокращение числа краж меры экономического характера, которые будут способствовать уменьшению числа безработных лиц, не имеющих постоянного источника доходов.

3. Для более эффективного общего предупреждения краж личного имущества целесообразно принять комплексную целевую программу антикризисных мер.
В программе необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению трудовой занятости молодежи, женщин и других категорий населения, среди которых безработица в настоящее время особенно велика.

4. Важным направлением специального предупреждения преступлений является правовое воспитание.

5. Необходимо выявлять места проведения досуга лиц, склонных к совершению краж, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические вещества, а также выявлять квартиры, используемые в качестве притонов.

6. Разъяснение недопустимости халатного отношения жителей к своему имуществу, информирования их об обстоятельствах краж, причинах и условиях, способствующих их совершению.

Разработанные выше рекомендации по исследуемым направлениям будут способствовать устранению недостатков в специально-предупредительной деятельности органов внутренних дел.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., в редакции Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ // Собрание Законодательства РФ 2014 № 15 Ст.1691.
  2. Сведения ИЦ МВД Республики Тыва за 2011-2016 гг.
  3. Кочои С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. // — М., 2012. С.78.