УДК 159.922.7

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

№17,

Психологические науки

Быстров Дмитрий Сергеевич
Уварова Людмила Николаевна (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ; ВЛИЯНИЕ НА СОЗНАНИЕ; ИНТЕРНЕТ; ТЕЛЕВИДЕНИЕ; MASS MEDIA; INFLUENCE ON CONSCIOUSNESS; INTERNET; TELEVISION.


Аннотация: В статье раскрыты способы влияния средств массовой информации на психику детей и подростков. Также рассмотрены негативные и положительные стороны использования средств массовой информации.

Одним из наиболее значительных способов влияния на формирование человеческого сознания и представления окружающего мира всегда были и остаются средства массовой информации. Телевизионное вещание, интернет статьи, рекламные баннеры являются неотъемлемой частью жизни современного человека, в том числе и детей. Социальные сети являются наиболее доступным способом развлечения и получения информации. Они оказывают огромное влияние на воспитание ребенка, особенно в тех случаях, когда взрослые уделяют большее внимание карьере нежели же семейным ценностям. Зачастую под натиском информационного шума может произойти нарушение в формировании сознания ребенка, развитии его личности. Разберем несколько источников средств массовой информации: телевидение, интернет, компьютерные игры.

Телевидение способно оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на психику детей. Причем уровень развития ребенка, его возраст, будет являться основополагающим фактором, определяющим качество восприятия получаемой информации. К тому же мы не можем утверждать, что абсолютно все телевизионные программы несут негативное влияние, среди них можно также найти образовательные программы, передачи пропагандирующие здоровый образ жизни. Время, проведенное у телевизора также может варьироваться в зависимости от возраста ребенка [1].

Чем больше часов дети проводят у телевизора, тем больше вероятность, что мир, показанный на экране, постепенно начнет заменять реальный мир. К тому же просмотр телепередач часто ограничивает детей в других жизненно важных видах деятельности, таких как разговоры со сверстниками, родителями, занятие спортом, чтение книг и др. В раннем возрасте, когда у детей начинает формироваться познавательные и коммуникативные навыки. Соответственно ограничение возможности взаимодействия с окружающим миром может привести к формированию зависимости от чужого мнения, замедлению личностного развития и формированию мыслительного аппарата [2].

Помимо задержки развития телевидение может также стать источником агрессивности, замкнутости и безнравственного поведения. Особенно это прослеживается у детей младшего и среднего возрастов, когда уровень влияния на психику внешних факторов превосходит уровень собственного анализа происходящего. Это происходит в следствии того, что на ранних этапах развития ребенок, еще не определивший для себя «эталон» поведения, подражает и перенимает поведение, предлагаемое ему внешним миром [3].

Поэтому еще одним фактором, определяющим качество воздействия телевизионных передач на развитие ребенка, можно считать непосредственное участие и контроль со стороны родителей. Ведь именно они в первую очередь являются скульптурами детского восприятия.

Несмотря на отрицательное влияние, телевидение может оказаться неплохим учителем. Существует огромное количество программ, из которых можно извлечь полезные уроки. Такие как: доброта, взаимоуважение, научно-познавательные темы (физика, математика, родной язык) и др. Некоторые передачи могут пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к чтению и самообразованию. Таким образом, если контролировать время, проведенное у экрана телевизора, и качество транслируемой информации, родители могут сделать данный вид средств массовой в информации полезным.

Еще один источник медиа, который может воздействовать на психику и подсознание ребенка, компьютерные игры. Как и с телевидением их влияние также может быть, как положительным, так и отрицательным. Многие видеоигры способствуют развитию мелкой моторики и координации, творческого мышления. Также в настоящее время в школах все чаще практикуют интерактивное обучение, путем введения практических занятий на компьютере. С помощью игр, дети могут изучать различные физические законы, историю и программирование, что значительно повышает уровень грамотности среди подрастающего поколения. С другой же стороны, существуют опасения, что видеоигры несут собой ряд негативных последствий, таких как бездеятельность, асоциальное поведение и насилие. Различные военные стратегии, приключенческие боевики про апокалипсис многие относят к ряду жестоких видеоигр. Причем подобный вид развлечения одинаково популярен, как у девочек, так и у мальчиков абсолютно разных возрастов [4].

Согласно исследованиям, у подростков во время агрессивных игровых сцен учащается сердцебиение, появляются изменения в поведении, которые подразумевают собой появление более агрессивного стиля действий. По этой причине влияние насильственных видеоигр на детей остается проблемой общественного здравоохранения на протяжении многих лет. После 2001 года был проведен ряд исследований, по результатам которых ученые пришли к выводу, что многие видеоигры, пользующиеся популярностью среди детей среднего и старшего возраста, содержали значительное количество агрессии. А именно, около 64% игр содержали сцены преднамеренного насилия, без которых невозможно было дальнейшее прохождение игры, и 60% вознаграждали игроков за нанесение травм персонажей различной степени тяжести [5].

Помимо влияния на психическое здоровье ребенка, видеоигры несут также и физиологический вред. Проводя чрезмерное количество времени за компьютером, дети все больше погружаются в виртуальный мир. В следствии чего, снижается подвижность, пропадает желание выйти на свежий воздух. Отсутствие физических нагрузок могут привести к ожирению. Согласно исследованиям, проведенных в 2009-2010 гг., около 12,1% детей в возрасте от 2 до 5 лет страдают от ожирения, в возрасте от 6 до 11 – 18%, от 12 до 19 – 18,4%. Ожирение же в свою очередь могут привести к другим неприятным последствиям, подрывающих здоровье подрастающего организма, а также детскую самооценку и способы восприятия окружающего мира [4].

Еще одним источником информации, оказывающим влияние на психику ребенка, является интернет. Причем он обладает не только значительным потенциалом для представления детям и подросткам доступа к различного рода информации, но и возможностью выхода в социальные сети. Говоря о данных сервисах, очень часто используют такие термины, как «привыкание» или даже «зависимость». Согласно исследованиям, неограниченное использование интернета в раннем возрасте может привести к уменьшению количества социальных контактов, что в свою очередь нарушает нормальную социализацию между ребенком и сверстниками, семьей. Замена реального общения виртуальным зачастую выбивают ребенка из ритма жизни. Таким образом нарушается режим жизнедеятельности, возникает апатия и в конечном счете депрессия [6].

Но, как и другие виды средств массовой информации, интернет обладает и рядом положительных характеристик. К ним относятся и обширная база знаний, которую можно использовать для обучения и саморазвития. Все зависит лишь от того, принимают ли родители непосредственное участие в жизни ребенка и осуществляют ли контроль доступа к интернету.

Проанализировав представленные виды средств массовой информации можно сделать следующие выводы. Учитывая, что интернет и телевидение являются неотъемлемой части жизни в современном жизни, родители не могут полностью оградить своих детей от их пагубного воздействия. Тем не менее они могут его минимизировать. В раннем и среднем возрасте родители могут ограничивать время проведения у экранов телевизора, за компьютерными играми. Также они должны объяснить, почему некоторые программы должны оставаться под запретом. Детям старшего возраста должна быть предоставлена возможность сделать собственный выбор, придерживаясь мягких способов дисциплинирования, таких как разъясняющая техника, предоставление необходимых образцов для подражания.


Список литературы

  1. Официальная статистика. / Телевизор в жизни ребенка, 2010 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://minobr.org/
  2. Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы. Москва, 2009 — 63 с. — Христианский форум — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://christianskii.forum2x2.ru/t112-topic
  3. Джонсон Дж. Г., Коэн П., Смайлс Э. М., Касен С., Брук Дж. С. Просмотр телевизора и агрессивное поведение в подростковом и взрослом возрасте. Наука. 2002, 295: 2468-71. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11923542
  4. Хьюз Э. Как видеоигры влияют на развитие ребенка, 2013 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://my.vanderbilt.edu/
  5. Номпсон Кам, Хайнигер К. Насилие в видеоиграх. Депозит. 2001; 286: 591-8. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11476663
  6. Канадское педиатрическое общество, Консультативный комитет по здоровому активному образу жизни для детей и молодежи. Педиатр детского здоровья. 2002; 7:339–45. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2795627/