УДК 712.36

ЗНАЧЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

№17,

Сельскохозяйственные науки

Гараева Гульфия Ринатована
Ишбирдина Лилия Маратовна (Кандидат биологических наук)


Ключевые слова: ТРОПА; ЭКОЛОГИЯ; ПАРК; ОХРАНА ПРИРОДЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА; ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ; TRAIL; ECOLOGY; PARK; NATURE CONSERVATION; ENVIRONMENTAL PATHWAYS; NATURAL OBJECTS.


Аннотация: В статье описывается значение и создание экологической тропы для учащихся.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о проблеме экологического образования людей. Необходимо разработать систему экологического просвещения населения, в которую должны входить не только средства массовой информации и экологические курсы в различных учебных заведениях, но и непосредственно общение человека с природой. Экологическое просвещение считается выходом из глобального экологического кризиса, потому что оно предполагает гармонию экологического мышления и отказа от потребительского отношения к окружающей природе.

В данном случае поможет создание экологической тропы. Отличительной чертой при процессе экологического обучения на тропах заключается в том, что он основывается на непринужденном усвоении информации и норм поведения человека в природном окружении.

Экологическая тропа – это своего рода маршрут, который проходит через всевозможные природные объекты, имеющие историческую, эстетическую и природоохранную значимость[5]. Люди, которые идут по экологической тропе получают письменную или устную информацию данных природных объектов. Это является одной из форм обучения экологическому мышлению и мировоззрению.

Главной целью тропы является создание определенных условий для экологического образования населения, совершенствовать экологическую культуру общества и личности, через формирование практического опыта природопользования[4,6].

Немаловажно не просто сообщать посетителям ту или иную информацию о неживой и живой природе, но и обучить их самим замечать и наблюдать изменения природы, видеть удивительное и прекрасное в элементарно обычных живых объектах, вызвать интерес к последующему самостоятельному изучению природы.

Важные задачи экологической тропы:
• дать природоохранные умения и знания посетителям;
• воспитать любовь к окружающей природе;
• сформировать ответственность у посетителей за сохранность природных объектов[3].

Множество разработок маршрутов экологических троп включают в себя карту маршрутов, ее характеристики, определенный список станций и перечень наиболее интересных природных объектов, которые можно встретить во время экскурсии.

При создании экологической тропы следует помнить о том, что не все станции должны быть ухожены и украшены цветами, необходимо показать и влияние антропогенных факторов на природу. Например, поваленные и старые деревья, сухие листья, пеньки могут стать станциями для наблюдений. Связь человека и природой, как положительные, так и отрицательные, может быть показана на примере вытоптанного участка, кормушек для птиц, водоемов и т.д.

В соответствии с имеющимися рекомендациями, экологическая тропа обязана протягиваться таким образом, чтобы она пересекала как можно больше различных типов ландшафта (холм, берег реки, выраженной участок луга, пруд и т.д.) также рекомендуется высаживать большое разнообразие древесно-кустарниковой и травянистой растительности[1].

Природные вдовые точки или объекты могут быть естественными или специально созданные человеком территория. Передвигаясь по станциям экологической тропы посетители могут наблюдать различные виды как декорирующих, так и культурных растений, живые или высохшие деревья, старые пни, муравейники, гнезда птиц, различные микроландшафты различных природных сообществ (леса, луга), отдельно красиво цветущие растения или клубы, водоемы, камни, родники, альпинарии и т.д.

Видовыми точками могут быть:
• Старые или молодые деревья, отдельные растения, кустарники различных видов, крупные травянистые растения. Они так же могут быть различные по форме кроны или стволу, по размеру, форме, цвету, листьям.
• Различные сообщества растений- фрагменты ландшафтов луга и леса, их различная растительность. Примером могут стать декорирующий заросли, создание иллюзии леса, поляны одуванчиков и т.д. К таким же видовым точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода[2].
• Станции, где можно обнаружить разных животных или их следы, гнездование птиц, различные кормушки, муравейники, земляные норки, кротовины, сезонное скопление насекомых(«солдатиков»), обитателей озера, пруда или реки.
• Участки с объектами неживой природы — различные овраги, большие камни или скопление камней.
• Различные клумбы (обычные или особого назначения).
• Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур.
• Станции с хорошо заметными следами влияния человека (положительные и отрицательные)

Важные критерии выбора станции экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание посетителей природных объектов, их доступность.

Этапы создания экологической тропы заключается:
• подробное исследование территории и выявление ее наиболее интересных объектов;
• составление карты-схемы тропы с нанесением всех ее маршрутов и станций;
• для детей младшего возраста можно создать тропинку со сказочными персонажами;
• изготовление табличек с рисунками и краткими описание для каждого природного объекта;
• создание рекомендацией по уходу и охране породных объектов.

Основные требования к учебной экологической тропе:
1. Привлекательность для посетителей. Экологическая тропа должна раскрывать индивидуальность, разнообразие и красоту природы. Для этого необходимо оборудовать смотровые площадки с широким круговым обзором местности.
2. Информативность, то есть, способность удовлетворять познавательную потребность учащихся, учитывая их возрастные группы. Желательно, чтобы экологическая тропа проходила по различным ландшафтам, типичным для данного региона, для прослеживания взаимосвязи человек-природа-общество[9]. Также должны быть включены рассказы об освоения края, использовании природных ресурсов, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
3. Учебная тропа должна воспитывать у учащихся стремление к познанию окружающей природы. Достигается это при помощи плакатов, карточек с заданиями, буклетов.
4. В начальной станции устанавливаю главную информационную карту-схему тропы. На ней указываются все остановки и их условные обозначения. Стенд должен эстетически вписываться в окружающую природу.
5. Остановки на маршруте отмечаются информационными досками или знаками. Их маркировка проводится цветными полосками или кружками[8]. Знаки должны быть стандартных размеров 10х10 см, каждая остановка имеет свой цвет.
6. По согласованию и с помощью комитета экологии и охраны окружающей среды или лесничества, на территории экологической тропы, по маршруту следует расположить места отдыха (5-10 шт.), которые должны иметь правильно выложенное кострище и несколько скамеек, изготовленных их природного материала[7]. При необходимости по маршруту устанавливаются мостики, огораживаются муравейники, размещаются места для гнездования.
7. Для учебных экологических троп предусматриваются правила поведения. На тропе строго запрещается рвать любые наземные, водные растения, собирать растения для гербария, камни, коряги, коллекционировать насекомых. Движение по тропе должно проводиться без лишнего шума.

Таким образом, экологическая тропа имеет важное значение для изучении экологии города и природы в целом. Тропа знакомит посетителей с различными природными объектами, которые находятся в пределах города и испытывают антропогенную нагрузку, которое позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой.


Список литературы

  1. Абдуллина А.Р, Проектирование пейзажного парка с целью охраны редких и исчезающих видов растений // А.Р. Абдуллина, Г.Р. Миндибаева, Л.М. Ишбирдина // Сборник: Экология и природопользование: прикладные аспекты VI Международная научно-практическая конференция. 2016. — С. 14-18.
  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н.Захлебный -М.: Знание, 1986. С. 112.
  3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 56.
  4. Исяньюлова Р.Р., Декоративные деревья и кустарники. Часть 2 Применение декоративных древесных видов в зеленом строительстве» / Р.Р. Исяньюлова, А.Ш. Тимерьянов, С.В. Прокофьева // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. 2013. № 4 (47). – С. 13.
  5. Ишбирдина Л.М., Экологическая оценка насаждений г.Уфы / Л.М.Ишбирдина, Р.Р.Исяньюлова // Сборник: Проблемы природоохранной организации ландшафтов. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию выпуска первого мелиоратора в России. – 2012. – С. 212-215.
  6. Колбовский Е.Ю. Учебная экологическая тропа / Е.Ю.Колбовкий – Минск, 1984. – С. 167.
  7. Конашова С.И., Состояние и перспективы ведения лесного хозяйства в городских лесах // С.И. Конашова / Сюорник: IV Мелеховские научные чтения «Проблемы лесоведения и лесоводства», посвященные 105-летию со дня рождения И.С. Мелехова 2010. С. 74-77.
  8. Конашова С.И., Состояние насаждений в городских парках // С.И. Конашова, Т.Х. Абдулов / Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012. № 2. С. 62-65.
  9. Тимерьянов А. Ш., Динамика лесного фонда Республики Башкортостан / А. Ш. Тимерьянов // В сборнике: Принципы формирования высокопродуктивных лесов. Башкирский государственный аграрный университет, Министерство сельского хозяйства и природопользования Республики Башкортостан. Уфа. 2000. – С.3-6.