УДК 371

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49», ГОРОДА ИЖЕВСКА, УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

№17,

Педагогические науки

Афанасьева Елизавета Владимировна
Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА; ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ORGANIZATIONAL STRUCTURE; EFFECTIVE MANAGEMENT.


Аннотация: Условия модернизации окружающего мира требуют постоянной корректировки стратегических целей деятельности образовательных организаций, соответственно, внесение необходимых изменений в организационную структуру. При этом появление новых задач и служб часто происходит спонтанно. И поэтому новые подразделения иной раз выходят тяжеловесными, слабо структурированными. Структура развивающейся образовательной организации должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. Авторами произведен анализ существующей в образовательной организации организационной управленческой деятельности. Для достижения цели использованы следующие методы исследования и анализа: теоретический анализ, сравнительный анализ. Как следствие анализа, в статье показано, что выбор модели организационной структуры является фактором эффективной работы образовательной организации.

Министерство просвещения Российской Федерации ставит перед образовательными организациями страны задачу повышения эффективности их деятельности и обеспечения конкурентоспособности. На данном этапе развития организационных структур широкое распространение получили работы по созданию систем менеджмента качества на базе различных моделей управления качеством, включающих анализ на базе мониторинга образовательной организацией, долгосрочное планирование, оценка результатов, корректирующие и предупреждающие действия, элементы внутреннего аудита, работу с макросредой организации, которая сейчас является фундаментом сложившейся системы управления образовательной организации.

Создается новая система взаимодействия в структуре образовательной организации, основанная на усилении горизонтальных информационных связей и доверительных отношений между сотрудниками и звеньями управления, предоставляющая множество возможностей для эффективного образования, и системы качества, ориентирующей образовательный процесс не только на требования стандартов, но и социальный заказ общества. Структурная организация образовательной организации в новых условиях должна измениться в соответствии с усилением горизонтальных связей в сторону процессно-ориентированной. Безусловно, данная проблема требует не только теоретических исследований, но и принятие практических мер в области совершенствования организационных структур управления образовательными организациями с позиций процессного подхода. Теоретическое обоснование сущности понятия «управление» приводят в своих работах В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, М.И. Ковальский и др. Большое внимание проблеме совершенствования организационной структуры образовательной организации было уделено отечественными учеными: Н.И. Кабушкин, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, Ю.А.Конаржевский. Зарубежные исследователи, такие как О.Глудкин, М.Портер, М.Робсон, Ф.Уллах, М.Хаммер, Дж.Чампи, рассматривали различные точки зрения на разрешение проблемы управления организациями. Однако, если теоретические основы совершенствования организационных структур предприятия разработаны достаточно полно, то вопрос о совершенствовании организационных структур образовательной организации остается недостаточно изученным.

Организационная структура – это система устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации. В Средней общеобразовательной школе №49 города Ижевска, Удмуртской Республики, как показывает наблюдение, линейно-функциональная организационная структура.

Для анализа организационной структуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» города Ижевска, Удмуртской Республики был проведен мониторинг с помощью анкетирования, направленный на выявление того, что, по мнению сотрудников, препятствует более эффективной работе образовательной организации. Инструкция к анкете включала в себя 3 основных подпункта, которые будут отражать эффективность работы образовательной организации.

1. Сформулируйте 2-3 наиболее важных проблемы, которые вызывают стрессовые переживания на вашем рабочем месте.
2. Напишите 2-3 наиболее важные проблемы, которые вызывают стрессовые переживания, снижают эффективность деятельности вашего школьного методического объединения.
3. Укажите, пожалуйста, 2-3 наиболее важные проблемы, которые вызывают стресс у сотрудников и затрудняют работу организации в целом.

С целью наглядности данного исследования, все результаты опроса представлены в виде диаграммы. Диаграмма показывает в количественном виде, какие проблемы, по мнению сотрудников, являются наиболее острыми.


Рисунок 1. Проблемы организации на личном уровне

Одной из наиболее острых проблем в МБОУ «СОШ №49» города Ижевска, Удмуртской Республики является материально-технический модуль — проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности работников (38 % всех ответов).

К данной категории относятся такие ответы, как:
1. Нехватка кабинетов
2. Плохое оснащение рабочего места, а именно отсутствие материально-технического оснащения для применений информационно-коммуникативных технологий на уроках (ноутбук, проектор, мультимедийная доска и т.п.)
3. Отсутствие высокоскоростного интернета.

Социально-психологический модуль включается в себя неудовлетворенность межличностными отношениями и психологическим климатом (10 % всех ответов). К данной категории ответов можно отнести:
1. Неуважение и непонимание со стороны руководства;
2. Неумение или нежелание руководства мотивировать сотрудников;
3. Учителя со стажем с презрением и неуважением относятся к молодым учителям.

Управленческий модуль говорит сам за себя это — управленческие проблемы (8 % всех ответов).

Наиболее значимые из них:
1. неграмотное распределение задач перед подчиненными;
2. неграмотное распределение обязанностей среди менеджеров среднего звена;
3. бюрократизм;
4. консервативность.

Кадровый модуль включает в себя проблемы с кадровой политикой (9% всех ответов). К данной категории можно отнести следующие ответы респондентов:
1. недостаток персонала (относится не к каждому предметному школьному методическому объединению, но отдельные методические объединения перегружены (более 36 часов в неделю))
2. недостаточная квалификация сотрудников;
3. текучесть кадров.

Финансовый модуль, включает в себя видение финансовых вопросов и финансовую политику образовательной организации (34% опрошенных). К данному модулю следуют отнести следующие ответы респондентов:
1. Отсутствие стимулирующих выплат молодым педагогам;
2. Отсутствие надбавки учителям, имеющим степень магистра;
3. Отсутствие стимулирующих выплат сотрудникам, занимающихся с одаренными детьми;
4. Низкая заработная плата.

Проанализировав данные, можно прийти к выводу, что большинство проблем сосредоточено в материально-техническом (38%), финансовом (34%) и социально-психологическом (10%). Работники в основном недовольны условиями труда, организацией рабочего места, отсутствием оборудования и невнимательным отношением руководства к ним. Учителя, как рядовые сотрудники, практически не видят проблем в управленческом модуле, что говорит о профессиональном уровне управления образовательной организации директором школы.


Список литературы

  1. Кузнецова Ю.В. Мелякова Е.В. Теория организации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 365 с.
  2. Веснин В. Р. Теория организации. — М.: Проспект, 2013. — 172 с.
  3. Bochkareva T.N., Drozdov V.A., Akhmetshin E.M., Prikhodko A.N., Gorbenko A.V., Zakieva R.R. Improving Information and Technical Support of HR Management System in the Educational Establishment // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference — Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3582-3589.