УДК 62

ПРОЕКТ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

№17,

Технические науки

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)
Мирзоев Шахбоз Шокирович


Ключевые слова: АВТОШКОЛА; АВТОДРОМ; ВОДИТЕЛЬ; ПОДГОТОВКА; ЭКЗАМЕН; DRIVING SCHOOL; CIRCUIT; DRIVER; PREPARATION; EXAM.


Аннотация: В статье рассмотрены аспекты развития автошколы для подготовки водителей. Авторы предлагают свою модель автошколы. Главной стратегией автошколы при этом, должна стать комплексная стратегия по предоставлению услуг более высокого качества. Это должно быть достигнуто введением новых предметов в учебную программу.

Всё больше и больше людей впервые приобретают автомобиль, в связи, с чем возникает необходимость пройти обучение в автошколе и получить водительское удостоверение. Спрос на услуги автомобильных школ достаточно высок. Автошкола необходима для того, чтобы подготовить человека к участию в дорожном движении. В настоящее время автошколы предоставляют небольшой перечень услуг, ориентируясь лишь на конкретные задачи, а именно сдачу теоретического экзамена по ПДД и практического по вождению автомобиля. Хорошая же автошкола дает возможность освоить не только правила дорожного движения, но и получить определенный комплекс навыков, с которым можно уверенно сесть за руль.

Деятельность автомобильных школ регламентирована теми же законами, что и работа прочих образовательных учреждений. Имеются определенные правила и требования к программам, материально-техническим базам автомобильных школ, а также к процессу получения лицензии. Нарушение данных требований грозит ответственностью не только для собственников школ, но и для обучаемых, при этом выпускники лишаются права сдачи последующих экзаменов. Так, деятельность автошкол регламентируют несколько законодательных актов, которые касаются обязательного лицензирования, а также утверждения программ по проектированию автошколы по подготовке водителей. Согласно постановлению «О лицензировании образовательной деятельности» № 966, все школы, в которых обучают вождению, должны иметь лицензию, а все проекты автошкол и их программы по вождению должны согласовываться с Государственной автоинспекцией, контролирующей их функционирование на основании материальных и технических норм [2].

Во всем мире одной из важнейших социально-общественных и экономических проблем считается проблема обеспечения безопасности дорожного движения. В мире из-за дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн. чел., от 20-50 млн. человек получают увечья или ущерб, при этом в наиболее катастрофическом положении среди развитых государств считается РФ, в которой за год происходит примерно 160 тыс. ДТП, в которых около 180 тыс. пострадавших и из них 30 тыс. погибших. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, к 2020 году дорожно — транспортные происшествия могут стать третьей среди основных причин гибели и увечья людей. Большинство подобных ДТП можно было избежать.

По словам В.В. Путина: «Как показывает анализ основных причин подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами Правил дорожного движения. Мы сталкиваемся, с крайне низкой культурой поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом».

Проводимая профессиональная подготовка водителей транспортных средств на уровне традиционных подходов к обучению в настоящее время не обеспечивает полноценное овладение знаниями по правилам дорожного движения, основам безопасного управления транспортным средством, устройству и техническому обслуживанию автомобиля.

Образование в сфере вождения должно заключаться в формировании «ощущения дороги», подразумевающего быстрое и разумное реагирование не только на дорожные знаки, но и сложившуюся дорожную ситуацию. Этому способствует наличие у автошкол собственного автодрома и тренажёров, но в первую очередь профессионализм и квалификация инструкторов, что необходимо помнить при работе автошколы. Успешность автошколы определяется на основании статистики сдачи экзаменов. Практически все автошколы заявляют о высоких показателях, поэтому наличие достоверной информации и отчетности своих результатов – лучшая реклама автошколы.

Главной стратегией автошколы при этом, должна стать комплексная стратегия по предоставлению услуг более высокого качества и по более низким ценам, включая расширенный ассортимент услуг. Исходя из этого, стратегией избирается стратегия воспитания культуры поведения на дороге, как водителей, так и пешеходов, так как каждый человек в зависимости от ситуации может оказаться в той или иной роли. Для реализации необходимы следующие меры.

Во-первых, необходимо пересмотреть цели и задачи подготовки водителей. Они должны быть четко осознаны и сформулированы по определенным стандартам водительской подготовки и определенного уровня мастерства.

Во-вторых, для достижения поставленных целей в автошколе большое значение имеет разработка и внедрение новых предметов в образовательные программы, реализующиеся через теоретическую профессиональную подготовку и практическое обучение.

В-третьих, при проектировании автошкол необходимо разработать новую систему оценки и проверки соответствия результатов обучения поставленным целям.

Давайте внесем ясность, о каких дополнительных новых предметах идет речь. Не секрет, что в нашей стране существуют школы экстремального вождения. Задача данных школ состоит не в том, чтобы выпустить на дороги нашей страны лихачей, а подготовить водителей к различным внештатным ситуациям, которые могут возникнуть на дорогах при движении автотранспорта. Это поможет водителю избежать возможного ДТП. Ни в одной из автошкол не обучают практическим навыкам выхода из сложных ситуаций, например выводу автомобиля из заноса. Программа практического вождения на автодроме включает в себя лишь обучение нескольким простым видам движения и парковки. Поэтому внедрение в программу предмета «Экстремальное вождение» будет способствовать подготовке водителей к адекватному поведению в нештатных ситуациях.

Второй предмет, о котором хочется поговорить, связан с культурой поведения водителей на дорогах. Ситуация медленно улучшается в лучшую сторону. Особенно это заметно в крупных городах. Доказательством служит то, что водители останавливаются и пропускают автомобиль, выезжающий из двора, который мог бы стоять очень долго по причине сплошного потока транспорта при большой загрузке городских улиц, особенно в час пик. Данный предмет можно назвать «Правила поведения на дороге». Содержание данного предмета можно заполнить разбором дорожных ситуаций, ДТП которых можно было бы избежать, если бы водители и пешеходы повели себя правильно, «культурно» в каждом случае.

Таким образом, особенностью современного этапа развития профессиональной подготовки водителей транспортных средств, является подготовка водителей по овладению безопасной профессиональной деятельностью, которая обеспечивает безопасность дорожного движения, путем привития культуры поведения на дороге и способностью выхода из внештатных дорожных ситуаций. Формулируя цели подготовки, общество добивается готовности водителя любой из категорий ТС к качественному и безопасному выполнению функций водителя – активного участника дорожного движения. Помимо определенных знаний, умений и навыков для подготовки присутствует и поведенческий аспект — формирование готовности водителя принимать и выполнять правила дорожного движения, не забывая при этом о других участниках дорожного движения, т.е. быть культурным и на дорогах.


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 29.11.2018) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»). — http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-28102013-n-966/
  2. Официальный сайт Федерации автошкол Республики Татарстан. — https://www.auto016.ru