УДК 62

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ 2 КАТЕГОРИИ

№17,

Технические науки

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)
Исламов Анатолий Альбертович


Ключевые слова: АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ; КАТЕГОРИИ; ОГРАЖДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА; НАПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА; КОНСТРУКЦИЯ; ROADS; CATEGORIES; FENCING DEVICES; GUIDING DEVICES; CONSTRUCTION.


Аннотация: Автомобильные дороги представляют сооружения разной протяженности из грунтов и прочих дорожно-строительных материалов, которые предназначены для проезда автомобильного транспорта и соединяют между собой муниципальные объединения, поселки, заводы и пр. Необходимыми устройствами автомобильных дорог являются направляющие и ограждающие устройства, которые предназначены для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, видимости внешнего края обочин и опасных барьеров и при негативных метеорологических условиях, а также для разделения движения транспортных потоков по направлениям, для выделения на проезжей области зон для остановки пешеходов.

Автомобильная дорога — комплекс сооружений, которые предназначены для перевозки пассажиров и грузов автомобилями и обеспечивают непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств круглый год с расчетной скоростью и определенными нагрузками. От правильности установки ограждающих и направляющих устройств зависит безопасность транспортного потока на дороге.

К автомобильным дорогам 2 категории относят автомобильные дороги общегосударственной значимости, основные магистральные дороги республиканской значимости, подъезды от крупных городов к портам, имеющие интенсивность движения от 3000 до 7000 автомобилей в день. На автомобильных дорогах 2 категории строят капитальные и облегченные усовершенствованные покрытия, зависимо от интенсивности движения автомобилей.

Автомобильная дорога 2 категории имеет определенные основные показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели автомобильных дорог 2 категории

Наименование показателя Число
Перспективная среднесуточная интенсивность движения по обоих направлениям транспортных средств в сутки 3000-7000
Количество полос движения по автомобильной дороге 2
Ширина полосы движения по автомобильной дороге М 3,75
Ширина проезжей части автомобильной дороги М 7,5
Ширина земляного полотна автомобильной дороги М 15
Наибольший продольный уклон автомобильной дороги ‰ 40/ 50
Расчетная скорость движения по автомобильной дороге 120
Наибольшая расчетная видимость по автомобильной дороге, М:

А) видимость поверхность автомобильной дороги, М

Б) видимость встречного транспортного средства, М

 
175/40
350/280
Наименьший расчетный радиус кривых в плане, М 600/400
Наименьший радиус вертикальных кривых по автомобильной дороге:

А) выпуклых кривых по автомобильной дороге

Б) вогнутых кривых по автомобильной дороге

5000/3000
15000/10000
Тип покрытий – усовершенствованный капитального типа.

По правилам использования дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах 2 категории к направляющим устройствам можно отнести дорожные сигнальные столбики, дорожные тумбы, дорожные световозвращатели, направляющие островки, островки безопасности, снегопередувающие заборы и ветронаправляющие панели.

Направляющие сигнальные тумбы и столбики высотой примерно 0,75-0,85 м необходимы на автомобильной дороге 2 категории для обеспечения видимости внешней стороны обочин и опасных препятствий в темный период суток и при негативных метеорологических аспектах. Направляющие островки обустраиваются с целью разделения движения транспортных потоков по направлениям, а островки безопасности — для выделения на проезжей части автомобильных дорог 2 категории зон для остановки пешеходов.

Направляющие тумбы, включая искусственное освещение, организуют на автомобильных дорогах 2 категории в начале разделительных полос перед торцевыми областями подпорных стенок транспортной тоннели, на приподнятых островках безопасности и на направляющих приподнятых островках, включая перед различными препятствиями на автомобильных дорогах 2 категории, которые вызывают преобразование траектории транспортного потока.

Конструкция и материалы, которые применяются при производства сигнальных столбиков обязаны быть в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 52289-2004. Также донному ГОСТу должны соответствовать дорожные сигнальные столбики по техническим параметрам и способам размещения на автомобильных дорогах 2 категории.

Дорожные тумбы на автомобильных дорогах 2 категории размещают в начале разделительных полос, перед торцевой частью подпорных стенок транспортных тоннелей, опорами путепроводов, которые размещены в проезжей области и на приподнятом островке безопасности и приподнятом направляющем островке. Дорожные тумбы на автомобильных дорогах 2 категории можно не устанавливать, если в начале препятствия имеются светофоры, дорожные знаки с внутренним освещением или дорожные буфера. Высота тумб обязана быть в пределах от 0,750 до 0,800 метров. Корпус тумбы обязан иметь разметку, соответствующую требованиям, изложенных в ГОСТ Р 51256-2011.

В вечернее и ночное время суток расстояние видимости тумб, которые имеют разметки из световозвращающих материалов, при освещении их ближним светом фар обязано составлять не меньше тридцати метров, а тумбы с внутренним освещением составлять не меньше ста метров. По техническим параметрам и способам размещения на автомобильных дорогах 2 категории дорожные световозвращатели обязаны быть в соответствии требованиям, изложенным в ГОСТ Р 50971-2011. Направляющие островки устроены для разделения транспортного потока на автомобильной дороге 2 категории по направлениям на пересечениях их при суммарной интенсивности движения по пересекающей или примыкающей автомобильной дороге 2 категории не менее тысячи автомобилей в сутки, когда число поворачивающих транспортных средств составляет не менее десяти процентов от суммарного потока на автомобильных дорогах 2 категории вне населенных пунктов и не менее двадцати процентов на жилой территории.

Границы направляющих островков обозначают разметкой или посредством укладки бордюра, на который накладывают вертикальную разметку по требованиям, изложенным в ГОСТ Р 51256-2011. Высота бордюра направляющего островка обязано быть не больше десяти сантиметров. В районах с многоснежной зимой и на снегозаносимых участках на автомобильных дорогах 2 категории границы островков обозначают с помощью разметки покрытия или их делают съемными. При интенсивности движения транспортных средств на автомобильных дорогах 2 категории на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, размещенные в проезжей части или разделительных полосах, учитывая расстояние между краем проезжей области и границей островка, которое должно быть не меньше семи с половиной метров. Ширина островка обязана быть не меньше ширины пешеходного перехода, а длина обязан быть не меньше полутора метров. Границу островка безопасности обозначают с помощью разметок и бордюров. Приподнятые островки с бордюрами в проезжей части устраиваются при имеющемся стационарном электрическом освещении. Высота бордюра должна быть примерно десять сантиметров. При разделении встречных транспортных потоков на автомобильных дорогах 2 категории посредством установки ограждений по оси проезжей области приподнятые островки безопасности с бордюрами не используют. Допущено применение направляющих островков в виде островков безопасности.

На площади островка наносят разметку на основании ГОСТ Р 51256-2011, а при наличии бордюра устанавливают дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004 и наносят разметку ГОСТ Р 51256-2011. Снегопередувающие заборы защищают участки дорог 2 категории по ГОСТ Р 52398-2005, которые проходят в выемках глубиной до пяти метров, по низким насыпям и в нулевой отметке. Зависимо от требуемой ширины зоны продувания автомобильных дорог 2 категории используют разные варианты исполнения заборов, конструктивные параметры которых принимают на основании данных, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Параметры снегопередувающих заборов, м.

Категория автомобильной дороги Параметры конструкции Ширина зоны продувания автомобильной дороги
2 6,50 4,00 2,5 От 6,00 до 8,00

По правилам использования дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах 2 категории к ограждающим устройствам относят дорожные, барьерные, боковые, фронтальные, ограничивающие, удерживающие, мостовые ограждения.

Дорожные ограждения предназначены для временного ограждения мест проведения ремонтных и строительных работ на автомобильных дорогах для безопасного предотвращения непреднамеренных заездов в огороженную территорию. По назначению дорожные ограждения подразделяют на удерживающие, для автомобилей и пешеходов и ограничивающие, для пешеходов и животных. Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей делят по назначению на боковые и фронтальные ограждения. Дорожные ограничивающие ограждения представляют устройства, которые предназначены для упорядочения движения пешеходов, то есть ограничивающее ограждение для пешеходов и предотвращения выхода животных на дорогу или в полосу отвода дорог, а именно ограничивающее ограждение для животных.

По условиям расположения дорожные ограждения делят на группы и подгруппы. Так, боковые удерживающие ограждения для транспортных средств делят на 2 группы по условиям их расположения, а именно на дорожные и мостовые ограждения. Мостовые ограждения предназначены для остановки автомобиля, защиты его отпадения с большой высоты. Барьерные ограждения устанавливаются в центре дорог, разделяя собой встречные полосы движения, и предназначаются для предотвращения переезда автомобилей через разделительные полосы и столкновение их со встречными автомобилями. Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов делят по условиям их расположения на дорожные ограждения, которые устанавливают на краю обочины и мостовые ограждения, которые устанавливают на краю тротуаров мостового сооружения.

Расположение дорожных удерживающих ограждений представлено на рисунке 1.


Рис. 1. Расположение дорожных удерживающих ограждений

1 – обочина; 2 – боковое одностороннее ограждение; 3 – проезжая часть; 4 – направление потока; 5 – боковое двустороннее ограждение; 6 – фронтальное одностороннее ограждение; 7 – фронтальное двустороннее ограждение

Таким образом, к направляющим устройствам на автомобильных дорогах 2 категории относят сигнальные столбики, тумбы с искусственным освещением, направляющие островки и островки безопасности, а к ограждающим устройствам относят дорожные, барьерные, боковые, фронтальные, ограничивающие, удерживающие, мостовые ограждения, как важнейший элемент дорожной инфраструктуры, который повышает безопасность движения.


Список литературы

  1. Современные ограждающие устройства на автодорожных мостах: статья / С. А. Варачева // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2009. — Вып. 4 (21). — С. 88-96.
  2. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. – М.: Стандартинформ, 2004. – 42 с.
  3. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. – М.: Стандартинформ, 2006. – 44 с.
  4. ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. – М.: Стандартинформ, 2006. – 4 с.
  5. ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования. – М.: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  6. ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения. – М.: Стандартинформ, 2011. – 16 с.