ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ АКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

№5,

Юридические науки

Вечканова Анастасия Петровна


Ключевые слова: УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ; CRIMINAL LAW; TERROR ACTIVITIES; INTERNATIONAL TERRORISM; LEGISLATIVE ISSUES; ISSUES OF THE LAW APPLICATION.


Аннотация: Международный терроризм является одной из важнейших глобальных проблем человечества. Решение этой проблемы требует сотрудничества государства и совершенствование национального законодательства. Уголовного кодекса России претерпела значительные изменения. Теперь «акт международного терроризма» является самостоятельным преступлением. Статья посвящена анализу этого преступления.

Террористическая деятельность выступает угрозой национальной и международной безопасности. На настоящий момент на политико-правовой арене вопрос международного терроризма достиг своего апогея. За текущий год, начиная со взрыва в Стамбуле 12 января 2016 года, произошло более 20-ти крупных террористических актов [7]. Появляются целые террористические «государства» («Исламское государство», «Имарат Кавказ» и др.).

Все это послужило мотивом для реформирования законодательства, связанного с вопросами уголовной ответственности за террористическую деятельность. Результатом изменений явилось принятие Федерального закона от 6 июля 2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [2].

Наибольший интерес для нас представляет вопрос включения в Уголовный закон новой статьи 361 УК РФ «Акт международного терроризма». Появление новых правовых норм тесно связано с развитием общественных отношений и, как правило, сопровождается возникновением трудностей в правоприменительной деятельности, по причине отсутствия следственной и судебной практики.

Международный терроризм — преступление международного характера, регулируется нормами международного права. Однако международный террористический акт, в контексте статьи 361 УК РФ, выступает частью российского уголовного законодательства. В этой связи возникает ряд спорных вопросов.

Во-первых, исходя из буквального понимания диспозиции ч. 1 ст. 361 УК РФ следует, что альтернативными объектами исследуемого преступления выступают жизнь, здоровье, свобода или неприкосновенность граждан РФ либо интересы РФ. Нарушение же мирного сосуществования государств и народов законодатель позиционирует в качестве цели, как обязательного в данном случае элемента объективной стороны состава. Вместе с тем, сама ст. 361 УК РФ структурно помещена в Главу 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Непосредственным объектом таких преступлений выступают общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов и основные принципы обеспечения международного мира и безопасности. Таким образом, возникает вопрос о целесообразности включения ст. 361 УК РФ в Главу 34 УК РФ.

Во-вторых, наличие в уголовном законодательстве РФ ответственности за террористический акт, предполагает, что существующий состав ст. 205 УК РФ и новый состав ст. 361 УК РФ должны соотноситься как общий и специальный. Однако анализ диспозиций норм, показывает, что по своей сути, состав преступления ст. 361 УК РФ дополняет состав ст. 205 УК РФ лишь целью (нарушение мирного сосуществования государств и народов), а также направленностью против интересов РФ. В остальном же, состав преступления ст. 205 УК РФ уже содержит в себе диспозицию ст. 361 УК РФ.

Так, учитывая положения статьи 12 УК РФ, определяющей действие российского уголовного закона по кругу лиц, а именно случаи его распространения в отношении граждан РФ, апатридов и иностранных граждан, совершивших преступление за пределами РФ, совершение взрыва, поджога или иных действий (ст. 205 УК РФ) уже подразумевает возможность совершения таковых и вне пределов территории РФ (ст. 361 УК РФ).

Иные действия, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ (ст. 361 УК РФ) также охватываются понятием иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека (ст. 205 УК РФ), поскольку гражданин РФ – понятие более узкое, чем человек, а опасность гибели человека уже подразумевает опасность для жизни, здоровья, свободы и неприкосновенности.

В целом, указанные проблемы, на наш взгляд, свидетельствуют о коллизии норм, проистекающей из дефектов законодательства. Целесообразным видится не выделение отдельного состава преступления «Акт международного терроризма» в структуре главы 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», а дополнение квалифицирующими признаками ст. 205 УК РФ. К таковым признакам следует отнести те же деяния совершенные в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленные против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения таковых.

Тот факт, что законодатель все же использует в ст. 361 УК РФ формулировку «иные действия, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ», отличную от указанной в статье 205 УК РФ «Террористический акт» [1], говорит о необходимости уточнения круга таковых действий в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» [4]. Считаем, что к таковым должны быть отнесены как действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, обозначенные в Постановлении, так и деяния подвергающие опасности свободу и неприкосновенность российских граждан с учетом критерия их совершения за пределами РФ, например, захват заложника, похищение человека, запрет или воспрепятствование передвижению граждан, в том числе их возвращения в РФ.

В связи с тем, что цель выступает обязательным признаком объективной стороны состава, в конкретизации нуждаются понятия «мирное сосуществование государств и народов» и «интересы РФ». Под мирным существованием государств и народов необходимо понимать такое существование, которое исключает любые военные действия как средства решения конфликтов. Иными словами, речь идет о соблюдении принципов международного права [3].

На наш взгляд, указанное в норме «мирное существование государств и народов» не совсем корректно, так как субъектами международного публичного права являются также международные публичные организации и государствоподобные образования, поэтому правоприменителю следует учитывать это в своей деятельности. Употребляя понятие «интересы Российской Федерации», законодатель указывает на всю «совокупность интересов нашего государства, как на объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития» [5], на политико-правовой арене мира и во внутринациональных отношениях, включая сюда правовую, политическую, экономическую и духовную сферу. В правоприменительной деятельности для грамотной квалификации деяния по этому признаку необходимо учитывать положения федерального законодательства, в первую очередь, Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [6].

Таким образом, нами предпринята попытка анализа состава преступления «Акт международного терроризма» в контексте выявления законодательных и правоприменительных проблем. Представляется полезным учитывать эти положения на практике, так как именно она выступит основой для последующих научных разработок. Изменения в сфере противодействия террористической деятельности, как реакция на политико-правовые реалии, весьма целесообразны. Однако криминализация, международного террористического акта и включение его в российское уголовное законодательство в качестве самостоятельного состава, в том виде, в котором они проведены, по нашему мнению, не служит эффективным рычагом в борьбе с международным терроризмом, а лишь приведет к законодательным и правоприменительным несоответствиям.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ // СЗ РФ. 2016, N 28, ст. 4559.
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.
  4. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012г. №1 п. 3// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2012.
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/195521/ (дата обращения 04.10.2016).
  6. Послание Президента Российской Федерации: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Российская газета, 2015. N 275, 4 дек.
  7. Кровавые цифры: статистика терактов в Европе и России // Сайт «24 Мир» URL: http://mir24.tv/news/society/14115656 (дата обращения: 23.09.2016 г.).