УДК 796

ЗОЖ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

№17,

Педагогические науки

Толибова Мохинур Файзулло Кизи


Научный руководитель: Мифтахов А.Ф., старший преподаватель.


Ключевые слова: ЗОЖ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЗДОРОВЬЕ; HEALTH; PHYSICAL EDUCATION; HEALTH PROMOTION.


Аннотация: В данной статье приводится описание научно-обоснованных методов воздействия на человека в социально-педагогическом смысле, а также освещается современная теория здорового образа жизни (ЗОЖ), проблем и предмета изучения этой теории. Также аргументируется благотворное влияние здорового образа жизни на общее улучшение самочувствия, формирование физических способностей, и, самое главное, на развитие человека как сильной личности. Здоровый образ жизни рассматривается как сфера культуры, которая позволяет с помощью различных средств и методов раскрывать способности и таланты человека.

В настоящее время здоровый образ жизни можно рассматривать как стратегию развития личности. Система здорового образа жизни способствует всестороннему развитию человека на четырех основных уровнях: психофизиологическом, эмоциональном, психическом и социально-психологическом.

Следовательно, здоровый образ жизни представляет собой систему отношений между человеком и внешней средой, сформированную на основе общечеловеческих законов, как наиболее эффективной формы развития гармоничной личности.

Система здорового образа жизни обладает особыми возможностями формировать здоровье будущих поколений. Поэтому сегодня необходимо воспитывать в общественном сознании устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни как условию сохранения здоровья подрастающего поколения, а также здоровья всей планеты. ЗОЖ — это поведение, основанное на санитарно-гигиенических стандартах жизни, ориентированное на укрепление здоровья, мобилизацию защитных свойств организма и обеспечение высокого уровня работоспособности, творчества и раскрытия личности.

Здоровый образ жизни можно рассматривать как комплекс мер, направленных на предотвращение заболеваний. ЗОЖ сводит к минимуму факторы риска для жизни, в том числе: низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность работой, сидячий образ жизни, отсутствие понимания об экологической безопасности, низкий уровень физической активности, нездоровое питание, курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсичных веществ, сложные семейные отношения, наследственность и т.д. ЗОЖ является важным фактором здоровья, поскольку он способствует повышению активности, созданию психологического комфорта, улучшению качества жизни, защите организма, усилению общего психофизического состояния, снижению частоты заболеваемости.

ЗОЖ включает в себя следующие элементы:
— создание условий для обучения, способствующих сохранению здоровья и повышению эффективности обучения;
— активное участие в культурных мероприятиях, физкультуре и спорте, отказ от сидячего образа жизни, вредных привычек (алкоголь, табак), рациональное и сбалансированное питание, соблюдение личной гигиены;
— формирование хороших межличностных отношений в группах, в отношениях с больными и инвалидами, их родственниками;
— бережное отношение к окружающей среде, высокая культура поведения в общественных местах и транспорте.
— участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, строгое соблюдение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь и т. д.

Пропаганда здорового образа жизни является обязанностью каждого учителя. В то же время следует использовать устные, печатные, визуальные и комбинированные методы пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает в себя средства и методы, такие как лекции, проведение бесед, дискуссий, конференций, кружковых занятий, тестов, круглых столов. Метод печатной пропаганды включает использование статей, брошюр, стенгазет, журналов, книг, слоганов. Визуальный метод является самым разнообразным с точки зрения количества носителей, используемых в нем. Комбинированный метод: метод массовой пропаганды, при котором происходит одновременное воздействие информации на слуховой и визуальный анализаторы.

Здоровье — это состояние, которое обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие организма с внешней средой и способствует активизации всех видов человеческой деятельности (работа, дом, отдых, планирование семьи, социальное положение и т. д.). В настоящее время физическое развитие считается одним из важнейших показателей состояния здоровья человека, населения в целом. Физическое развитие характеризуется параметрами: антропометрическими (масса тела, длина тела); физиометрический (частота пульса, дыхание, емкость легких, показатели артериального давления); соматические (телосложение, тургор, форма ног, груди).

Обеспечение хорошего здоровья людей также связано с рациональным подходом к решению экологических проблем, оптимизации условий труда людей. В последнее время в стране значительно возросла социальная, экономическая и политическая эффективность природоохранных мероприятий. Задача профилактики — помочь человеку осознать биологические, социальные, правовые, психологические и духовные аспекты здорового образа жизни. Необходимо понять угрозу и механизмы развития алкоголизма и наркомании, связать трезвый образ жизни с вопросом о смысле жизни. Не задаваясь вопросом о том, зачем нужно жить трезво, о сущности и цели человека, любую профилактику человек будет считать безрезультатной.

Перестройка педагогического процесса в физическом воспитании на пути рационализации и оптимизации состоит из повышения мотивации физического воспитания и спорта; в применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемное, исследовательское, сопряженное развитие навыков обусловливания и координации, акцентированное и всестороннее развитие навыков координации, методов алгоритмического типа, групповых и индивидуальных форм обучения и так далее.); в широком использовании компьютеров и электронных носителей.

Развитие культуры здоровья и здоровых привычек у детей и подростков также требует пересмотра существующей программы физического воспитания в образовательных учреждениях. План физического воспитания должен быть переведен на интенсивный путь развития, суть которого основана на принципах активного подхода. Эти принципы определяют направленность образовательного процесса на целостное развитие личности, ее самоопределение в жизни.

В свете вышесказанного под понятием физического воспитания понимается совокупность двух компонентов: ориентирующего и творчески активного. Первый компонент предназначен для создания у детей и молодежи целостного теоретического понимания физической культуры, культуры здоровья как элементов общей культуры человека. Это достигается за счет усвоения базовых знаний о физическом и духовном целостном развитии личности, изучении научного материала, таких как теория и методика физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, философия спорта, биомеханика. физических упражнений; понимание таких связей как «человек — человек», «человек — общество», «человек — производство», «человек — государство», «человек — природа». Второй компонент посвящен физическому воспитанию в процессе занятий спортом и умению применять знания о ЗОЖ при решении задач в области здравоохранения.

К основным блокам содержания физической культуры личности относятся следующие знания: теория: история физической культуры и спорта, биомеханика физических упражнений, физиология и психология физического воспитания, личная и социальная гигиена, закаливание, важность физического культура в конфигурации здорового образа жизни, физическое воспитание в семье и основные концепции спортивной тренировки; методические — об основных понятиях закаливания, правилах безопасности на занятиях, средствах и методах развития двигательных навыков, реализации спортивных тренировок, методах самоконтроля, регуляции физических и психических состояний. [2, с.48.]

Способы двигательной деятельности:
— перемещение предметов в пространстве;
— акробатические и гимнастические упражнения на снарядах;
— метательные двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;
— метания на меткость;
— движения прицеливания;
— атакующие и защитные двигательные действия единоборств;
— двигательные действия подвижных и спортивных игр.

Методы спортивно-оздоровительной деятельности:
— выполнение утренней гимнастики, спортивных тренировок, мобильных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью оздоровления, организации досуга и здорового образа жизни;
— проведение закаляющих процедур, исправление недостатков в физическом развитии;
— улучшение моторики, психического и физического состояния;
— осуществление самоконтроля, регуляции физического и психического состояний.

Спортивные мероприятия:
— проведение соревнований в одном или нескольких видах спорта;
— определение спортивных достижений;
— организационные навыки в спорте в качестве лидера команды, капитана команды, судьи.

Согласно вышесказанному, мы должны признать потенциальные положительные эффекты, присущие концепции здорового образа жизни. Это говорит о том, что разработка учебных материалов и методов для оценки эффективности программы здорового образа жизни должна продолжаться. В дальнейшем необходимо использовать инновационные технологии в педагогическом пространстве образовательных учреждений, что станет мощным мотивирующим фактором для ознакомления студентов с принципами здорового образа жизни.


Список литературы

  1. Коробков А.В. Физическое воспитание / А.В. Коробков В.А. Головин В.А. Масляков — М .: Высшая школа, 1983. — 132 с.
  2. Коц И.М. Физиология спорта. — М .: Физкультура и спорт, 1986. — 98 с.