УДК 159.96

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМ» РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№17,

Психологические науки

Полторыхина Мария Алексеевна
Уварова Людмила Николаевна (Кандидат психологических наук)


Ключевые слова: ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК; ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА; БЕСЕДА; КОРРЕКЦИЯ; КОНСУЛЬТАЦИЯ; DIFFICULT CHILD; CHILDREN OF RISK GROUP; CONVERSATION; CORRECTION; CONSULTATION.


Аннотация: Статья посвящена проблеме работы педагога с «трудными» учениками. В данной дается определение понятию ««трудный» ребенок», представлены примерные причины «самовыражения» ученика и рекомендации по устранению сложившихся противоречий. Особенно подчеркивается роль педагога-психолога и родителей в влиянии на младшего школьника.

В школе в каждом классе есть так называемый «трудный» ученик, а то и не один, и перед педагогом стоит проблема: как скорректировать поведение ученика и дать учащимся знания в такой ситуации(обстановке).

Переступая порог школы, ребенок приобретает новый статус – он становится школьником, перед ним стоит множество задач и трудностей, которые необходимо решить и преодолеть. В это время (первые два месяц учебы) ребенок переживает кризис, в результате которого он должен научиться быть более самостоятельным, уметь слушать учителя, выполнять свои обязанности, наладить общий контакт с одноклассниками, планировать свой день так, чтобы на всё хватило времени. Важно, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к учебе и синдром неудачника. Совместная хорошо организованная работа педагога, школьного психолога и родителей в этот период благоприятствует успешному решению ребенком всех трудностей и минимизирует влияние их на психику ребенка.

Разберемся, кто же такой «трудный» ребенок? «Трудным» является каждый ученик относительно другого и в разной степени на определенном этапе своего психического развития. Но «трудный» ребенок в классе – это ученик, поведение которого отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (т.е. с девиантным поведением). Такой ребенок не обречен, он поддается педагогическому воздействию со стороны родителей, педагога и психолога. Но до сегодняшнего дня ученые спорят о целесообразности этого термина, поэтому его стараются не использовать, заменяя понятием «дети группы риска».

Многие педагоги, психологи такие, как Ефимова В. Л. [2], Мурашова Е. В. [3], Петрова Л. И. [4] изучали, анализировали, исследовали данную проблему и пришли к общему выводу, что учащийся не срывает просто так уроки, не привлекает к себе таким образом внимание без особых причин. Традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяются на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, и причины социального характера.

В.М. Астапов в своей хрестоматии «Обучение и воспитание детей «группы риска»» предлагает следующую классификацию причин девиантного поведения ребенка. К первой группе относятся причины, связанные с психическими расстройствами:
1) психические заболевания и пограничные состояния;
2) врождённые или приобретённые психофизиологические отклонения, не относящиеся к психическим заболеваниям (алкогольный синдром или ММД).

Ко второй группе принадлежат причины социального и психологического характера:
1) неблагоприятные условия семейного воспитания;
2) недостатки в учебно-воспитательной работе школы;
3) отрицательное влияние стихийно-группового общения [6].

«Трудные дети» в силу своих личностных и поведенческих особенностей более других детей нуждаются в особом подходе при работе с ними [3]. Джон Уайт кратко и четко определил роль родителей в формировании агрессивного и проблемного ребенка: «пассивный отец, усталая мать и мятежный сын» [1, с.142]. Поэтому необходимо работать не только с учеником, но и с его родителями. Важно подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, задуматься о своей роли в жизни ребенка, о том, насколько успешен и счастлив он будет. Учителю следует проводить со взрослыми следующую работу: семинары для родителей, на которых следует проанализировать причины, пути коррекции трудных детей, консультативная работа, направленная на снятие напряжения у родителей.

При работе над поведением и внутренним состоянием учащегося следует учитывать психологические особенности личности ребенка, жизненную ситуацию и степень педагогической запущенности школьника. Для выявления причины девиантного поведения учащегося педагогу важно установить психологический контакт с ребенком: наедине вне учебной деятельности следует пообщаться с ребенком и постараться ему помочь разобраться в появившихся проблемах. Если ребенок «закрылся» и не хочет отвечать на вопросы, то стоит поговорить с ним на отвлеченные темы: чем ему нравится заниматься или о чем он мечтает, что он любит кушать, какой у него любимый герой или персонаж. Это поможет учителю расположить ребенка к себе и, возможно, уже увидеть, что его беспокоит. Основными условиями осуществления индивидуального подхода к «трудным детям» являются любовь к детям, вера в возможность их исправления и соблюдение принципов педагогической этики [7].

После выявления причины преподаватель должен построить план коррекционно-развивающей работы. Данная деятельность представляет собой меры по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения. Коррекционно-развивающая работа с девиантными детьми носит длительный и систематический характер, отслеживание результатов этой работы зачастую представляет большие сложности.

Традиционные формы педагогического воздействия в работе с такими детьми бессильны, поэтому классному руководителю следует запастись терпением, проявить смекалку, использовать свои профессиональные знания и немного хитрости, чтобы появились положительные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Учитель должен дополнительно проводить с учеником беседы, упражнения, тесты, задания и включает в данную деятельность родителей. Отдав ребенка в школу, мамы и папы должны всеми силами воспитывать его, они должны чувствовать свою значимость в жизни ребенка и всячески способствовать его гармоническому развитию.

Если у «трудного» ребенка проблемы в общении с классом, то учителю стоит обратить внимание учащихся на сильные стороны этого ученика, показать, что он, как и все ребята, особенная, уникальная, интересная личность. Групповая работа, общеклассовая деятельность поспособствует изменению и развитию «трудного» ребенка. Для учащихся классный руководитель должен создать «ситуацию успеха»; вовлечь в интересующую их деятельность (игру, труд, учебу, досуг); обучить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки; научить уважать товарищей и взрослых; развить умение прощать друг другу слабости и недостатки; научить детей самостоятельно готовить уроки и преодолевать трудности. Вместе с родителями «трудных» детей учитель сможет добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, научился любить другого человека. Очень хорошие результаты дают праздники, походы, экскурсии, театральные представления, спортивные соревнования, которые проводятся вместе с родителями.

Понадобится длительный промежуток времени и терпение, чтобы скорректировать поведение ученика, помочь справиться со всеми преградами и трудностями. Ребенку можно помочь только любовью, максимально бережным, доверяющим (доверительным) отношением к нему как со стороны родителей, так и со стороны педагога и одноклассников.


Список литературы

  1. Джон Уайт Трудные дети хороших родителей. ― М.: Триада, 2011. ― 336 с.
  2. Ефимова В. Л. Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. ― СПб: Издательство Диля, 2016. ― 256 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девинтного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
  4. Мурашова Е. В. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей. ― М.: Самокат, 2015. ― 440 с.
  5. Петрова Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. ― Ростов на Дону: Феникс, 2013. ― 362 с.
  6. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: сост. В.М. Астапов. – М.: Просвещение, 1996. – 367 с.
  7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. ― М.: Издательский центр «Акадамия», 2001. – 208 с.