УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

№17,

Педагогические науки

Садриева Алия Рафисовна
Хусаинова Светлана Васильевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ; РУКОВОДИТЕЛЬ; ПЕДАГОГИ; КУЛЬТУРА; ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК; СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ; MANAGEMENT CULTURE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION; SUPERVISOR; TEACHERS; CULTURE; CREATIVE SEARCH; MODERN LEADER.


Аннотация: Каждое образовательное учреждение имеет свою особенность, исходя из этого процесс основания управленческой культуры не может быть одинаковым для всех. Требуется принимать во внимание характер и специфику образовательной организации. В следствии того, что практические исследования в текущей работе будут проводиться на примере учреждения дополнительного образования детей, рассмотрим нюансы формирования управленческой культуры руководителя в данной сфере образования.

Учреждение дополнительного образования (УДО) — социально-педагогическая система, которая организована обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенные задачи, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

Современные УДО динамично развиваются и находятся в состоянии постоянного поиска эффективных условий для дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому одним из таких условий становится управление через развитие управленческой культуры руководителей УДО.

Профессиональный уровень специалиста в сфере управления УДО должен соответствовать всем научным, практическим, информационным, технологическим, нравственным и культурным требованиям современного общества, иными словами, это должен быть компетентный специалист с высокой управленческой культурой.

Так как в данной статье речь идёт об управлении УДО, в отличие от общеобразовательного и дошкольного учреждения, то и следует говорить об особенностях управления этим учреждением и его методической составляющей. В связи с этим необходимо истолковать, что понимается под таким типом образовательного учреждения.

Основные особенности УДО заключаются в следующем:
— образовательная деятельность нацелена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, становлению их общей культуры;
— принимаются во внимание запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции;
— основным столпом реализуемой образовательной программы является дополнительная образовательная программа (программы). То есть в УДО может быть реализована дополнительная образовательная программа одной или нескольких векторов развития.;
— организуются и проводятся массовые мероприятия с обучающимися в УДО;
— создаются необходимые условия для содержательного досуга обучающихся и их родителей;
— проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы.

Учебно-воспитательный процесс в УДО значительно отличается от аналогичного процесса в других образовательных структурах: процесс управления должен обеспечить основную деятельность, как всего коллектива, так и его различных подвидов и, одновременно, существует обратная связь — целенаправленная работа каждого члена коллектива обязана обеспечить прогрессивное развитие всего коллектива в целом.

Как субъект формального поведения, руководитель является должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей компетенции, где сама компетенция означает совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо. В то же время, руководитель осуществляет сложную интеллектуальную, квалифицированную, творческую работу с высокой степенью личной ответственности, требующую продолжительную профессиональную подготовку.


Список литературы

  1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. — М.: Юрайт, 2014. – 326 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. Изд. 6, пер. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 476 с.
  3. Ильина И.В., Поздняков А.В. Формирование кластера дополнительного профессионального образования в условиях социокультурного пространства региона // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т.16. № 2. — С. 37-44.