УДК 94

ПОЯВЛЕНИЕ СЛАВЯН: ВЕНЕТЫ, АНТЫ, СКЛАВИНЫ

№17,

Исторические науки и археология

Федченко Олег Дмитриевич


Ключевые слова: СКИФИЯ; СЛАВЯНЕ; САРМАТЫ; АНТЫ; ГЕПИДЫ; НОВИЕТУН; СТАВАНЫ; ОЙУМ; SCYTHIA; SLAVS; SARMATIANS; ANTES; GEPIDS; NOVIETUNUM; OIUM.


Аннотация: В статье рассматривается происхождение этнонимов венеты, склавины, анты. На основе древних первоисточников определена территория расселения племен. Проведено исследование этимологии этнонимов дославянских групп. Указано, что первые славяне под своим именем появились в областях северных Карпат на стыке современных Венгрии, Словакии, Польши, Украины, Румынии.

Первые упоминания близкого по звучанию к современным «славянам» название «склавины» (Σκλάβηνοι, Σκλάβινοι) до нас донесли письменные свидетельства VI века. Впервые термин был засвидетельствован у Прокопия Кесарийского в трактате «Войны», затем в произведении Иордана «О происхождении и деяних гетов».

Византийский автор, описывая события тех лет, отмечает:
«…большие полчища склавинов, перейдя реку Истр, стали грабить тамошние места… язык у них один и тот же язык, достаточно варварский… И имя встарь у славян и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, потому что они населяли страну, разбросанно расположив свои жилища… Именно поэтому-то они занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра…» [4, т. 2, с. 69, 73].

Подробнее рассказывает готский историк:
«В этой Скифии первым с запада живет племя гепидов, который окружён великими и славнейшими реками; по северу и по его области протекает Тизия, с юга же (его) отсекает сам великий Данувий, с востока — Флутавзий, стремительный и полный водоворотов катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпами. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на огромных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их названия теперь меняются соответственно различным родам и местностям, преимущественно они всё же называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, до Данастра, и на севере — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину…» [4, т. 1, с. 270-271].

Свидетельства Иордана позволяют локализовать упомянутые племена. Земля гепидов располагалась в междуречье Тизия – Данувий – Флутавзий. Тизия – современная Тиса, Данувий – Дунай, Истр – низовье Дуная, Флутавзий – Прут, поскольку предполагаемый некоторыми исследователями Олт встречается у Иордана [6, Get. 75], т. е. это название было известно историку.

Анты жили между реками Днестр и Днепр. Склавины размещались от города Новиетун (Novietunense) и озера Мурсианского (Mursiano) – на западе до Днестра – на востоке, на севере – до Викслы. Озеро Мурсианское можно локализовать в исторической области Карпат — Мараму́реш (Maramureş). Этимология названия, по мнению О. Н. Трубачева, восходит к праславянскому *mor’e mьrъše — «умершее море». Исследователи отмечают существование в Потисье значительного района затопления вплоть до недавнего времени [10, с. 9], что и могло быть транслировано Иорданом то, как болото, то, как озеро.

Еще одним ориентиром выступает город Новиетун. Его локализацию можно определить, понимая ряд факторов. Прежде всего, это неславянский топоним, поскольку у славян не было городов, у них были «болота и леса». Данный город, наверняка, является примерно западной точкой для расселения славян (Иордан описывает ориентиры с запада на восток). Кроме того, город является достаточно важным узлом или пунктом, поскольку может служить ориентиром для широкого круга читателей произведения. В какой-то мере расположение Новиетуна должно быть связано и с Мурсианским озером, считает Е. Ч. Скржинская [9, с. 15].

Теперь, возвращаясь к названию, можно попытаться понять этимологию топонима. Если мы допускаем, что гепидов можно отнести к прогерманским племенам, то резонно в этой языковой среде и искать истоки. Тогда корню *tuna- соответствует значение «огражденное, защищенное место на определенной территории» [15, с. 526]. Здесь также обратим внимание, что по отношению к греческим городам Иордан применяет термин oppidis [6, Get. 32], но Новиетунум определяется как civitatas. Аналогичный принцип применения топонимов мы встречаем в тексте «Баварского географа», где описываются местности севернее Дуная [12, с. 49-52]. На старинных картах мы встречаем топоним Novay (например, в Атласе А. Ортелия, на карте Г. Меркатора и других), расположенный на берегу реки между современными городами Мишкольц и Кошице (примерно в районе современного поселения Новайидрань). Словообразовательная модель соответствует топониму Токай (Tokay) – корень ток- (tok-) и венгерский суффикс -ай (-ay) [8, с. 420].

Итак, мы увидели два ориентира, описанных Иорданом: западный – район современного города Энча (Новиетун), южный – историческая область Марамуреш (Мурсианское озеро). Указанные географические объекты находятся в современной Венгрии на пограничье со Словакией, Румынией и Украиной.

Становится понятным расположение склавинов к северу-северо-востоку от гепидов – «к левому краю» до Вислы, включая ее правый приток Вислока (Viscla).


Рис. 1. Расселения гепидов, склавинов, антов и венетов в VI веке.

Выяснив расположение рассматриваемых племен, попытаемся узнать значение этнонимов, названных древними авторами.

Этимология антов разделилась на три основные мнения [1, с. 29-31, 37-38]:
— иранская версия связана с созвучным древнеиранским словом antas («конец, край»), antyas («что находится на краю») и осетинским attiiya («задний, сзади»); хотя, как племя называло бы себя «крайним», «задним» (по отношению к кому?), исследователи не объясняют;
— славянская версия предполагает в основе понятие венеты от индоевропейского *ven- мокрый, влажный; однако авторы не объясняют, почему в древних источниках в одном ряду стоят одновременно два равнозначных этнонима анты и венеты, определяя разные этнические группы;
— тюркская версия возводит к слову ant – клятва или anda – побратим; в данном случае присутствуют и исторические, и логические непреодолимые противоречия.

Между тем, первые упоминания, как в начале нашего исследования было отмечено, термина «анты» встречаются в греческой, затем в латинской литературе. Вообще, главным принципом для варварских, в глазах Империи, племен есть указание на их географическое положение и некие особенности, а вовсе не выяснение древними авторами самоназвания дикарей, если иного не оговаривается дополнительно (например, как у Геродота про сколотов). Поэтому приоритетной должна была бы выглядеть греческая версия. В основе этнонима лежит ἄντα с дальнейшим ἀνταῖος (здесь же и великан греческой мифологии Антей), ἄντυξ, значения которых в совокупности определяют «напротив, на внешней стороне круга, враждебный» и т. п. [3, т. 1, с. 157, 176]. Как видим, это полностью совпадает с географической характеристикой Иордана: «…где Понтийское море образует излучину…», т. е. анты – народ, живущий (в кибитках, на колесах) на излучине Черного моря, как раз напротив Византии.

Родственную антам этногруппу именуют склавенами. Предлагаемые этимологии (славные, говорящие «по-нашему»), скорее, вторичны к первоисточнику – Σκλαύηνοι (Sclaveni) и похожи на гадание по созвучным корням. Наиболее продуктивным следует признать утверждение Ф. Курта, что «имя «Склавины» было чисто византийским конструктом» [5, с. 7]. В таком случае, словообразовательная модель могла выглядеть, как (с)кла+вин (-вен/-бен). Первый (главный) элемент может происходить из синтеза εἰσ-/ες/εἰς и κλάω, приобретая вид σκλάω (аналогично ἐς κόρακας = σκορακίζω [16, с. 491]). При этом, глагол κλάω и деривативы указывают на делить, колоть, дробить, нагромождение камней, часть, доля и т. д. [14, т. 1, с. 866-867]. Здесь же отметим еще один встречающийся оборот: εἰς ἅρματα βαίνειν – двигающиеся в телеге, колеснице, кибитке [16, с. 491], т. е. узнаем этноним сарматы (εἰς ἅρματα) – кочевники, этимология которого оказывается близка к выше рассмотренному понятию «анты».

Происхождение второго (вспомогательного) компонента можно связать с греческим βένθος — глубина; дебри, чаща [3, т. 1, с. 293]. Признавая первоисточником βαθύς и деривативы данной группы [16, с. 301], можно определить интересующее нас значение, как далекие, темные, обильные (данную характеристику отмечает и Иордан: «Филимер, восхитившись великим обилием тех краев…»), грубые, на краю <земли>, заросшие непроходимыми лесами. Сейчас мы выяснили этимологию известного этнонима венды, или венеты/венеды (Venedi, Venethae, Venethi) – в совокупности приведенных значений – варвары из далеких земель, заросших дебрями. Тогда второй элемент скла-винов/скла-венов есть указание на тех, от кого они произошли (многочисленное племя венетов… теперь называются склавенами и антами) или на место их обитания (чащи, леса). Таким образом, склавины – проживающие по склонам (среди каменьев, в дебрях), отколовшаяся часть венетов. Интересным является семантическое родство с Κριβηταιηνοὶ у Константина Багрянородного [13, с. 32] и кривичами из Повести временных лет.

В то же время другие авторы могли ориентироваться на второй элемент от βῆν, βῆναι, βᾶν, βαίνω в значении «находиться, пребывать» [3, т. 1, с. 285], т. е. мы имеем «раздробленно, обособленно находящихся, живущих». Такое понимание указывает на семантическое родство, в данном случае, с первоначальным названием склавинов и антов — спорами (Σπόροι), которые также имеют греческую этимологию. Как отмечал Прокопий Кесарийский, из-за того, что они жили, разбросанно расположив свои жилища: σποράς – рассеянные, разбросанные, разрозненные [3, т. 2, с. 1496]. В этом же контексте мог употребляться и сокращенный термин «склавы» — раздельно живущие.

Еще одним родственным термином является этноним ставаны (Σταυανοί), о котором упоминает Клавдий Птолемей в его «Руководстве по географии». В данном случае второй компонент представлен выше рассмотренным элементом βῆν, βῆναι, βᾶν, βαίνω. Первый же — сокращенная форма древнегреческого оборота εἰς +‎ τά = στα. Тогда ставаны есть обозначение двигающих, ходящих, т. е. кочующих, кочевников.

Мы же возвращаемся к склавинам, которых можно определить, как отдельно живущих (по склонам) будь то друг от друга или от основной массы этноса, напоминая о родстве с «предками» — венетами и спорами.

И если, как правильно высказался Ф. Курт, «славяне стали славянами не потому, что говорили по славянски, а потому что их называли славянами другие» [5, с. 10], то свой этноним славяне получили, модифицировав созвучное «склавины» под свое понимание – славяне/славные, словене/говорящие «по-нашему».

Местом обитания рассмотренных племен является территория Скифии, которая «погранична с землей Германии вплоть до того места, где рождается река Истр и простирается Мурсианское озеро» [4, т. 1, с. 269]. Этимология термина Σκύθης, Σκύθοι имеет, безусловно, греческие корни в силу того, что самоназвание скифов, приводимое древнегреческими авторами, — «сколоты»: «σύμπασι δὲ εἶναι οὔνομα Σκολότους, τοῦ βασιλέος ἐπωνυμίην. Σκύθας δὲ Ἕλληνες ὠνόμασαν» [17, кн. 4, параграф 6]. Тогда происхождение этнонима может быть связано со σκύθος, диалектизм для σκύφος [16, с. 1616]. Значение «кубок, чаша, деревянная посуда для молока» [16, с. 1618], вероятно, отражает пристрастие скифов к питию, в том числе, и кобыльего молока. Еще одним предполагаемым значением называется «череп», который, с одной стороны, отмечает отношение скифов к культу черепов врага [17, кн. 4, параграф 64], с другой, подчеркивает их остриженную, выбритую голову («Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них всё эллинство… скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными» [7]; «Приск, римский посол при дворе вождя гуннов Аттилы, упоминает, что у некоего знатного человека из скифов или сарматов, которого он там видел, голова была обрита…» [2, с. 13]). В контексте последнего замечания интересным выглядит и греческая огласовка скифского самоназвания – сколоты, которое перекликается со σκόλλυς (с корнем *σκόλ- [14, т. 2, с. 735]) – чуб, выбритая голова с волосами на макушке (опушка волос), хохолок, пучок волос [16, с. 1613].

Остановимся еще на одной местности, связанной со Скифией. Иордан рассказывает, что готы под предводительством короля Филимера «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] пришли в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум» [6, Get. 27]. Чтобы локализовать интересующее нас место, попытаемся проследить маршрут готов. Первым пунктом прибытия древних мигрантов стала земля, которая «до сего дня называется Готискандза» [6, Get. 26], надо полагать — историческая область южной Швеции — Гетоланд.

«Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов (Vlmerugorum), которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам» [6, Get. 26]. Здесь важной характеристикой для ориентации служит указание на побережье океана. Таким образом, место обитания ульмеругов и вандалов могло находиться на территории между устьями Эльбы и Вислы. При этом, этноним ульмеруги представляет конструкт, в котором первый компонент определен латинским ulmus – дерево вяз, второй – rugi, т.е. мы видим, возможно, лесных (по месту обитания) и светло-бурых/рыжих (по особенности внешнего вида) ругиев.

Следующей остановкой ищущих счастья земного стала область Скифии, именуемой по-готски Oium. В данном случаем мы имеем суффикс -um и корневую основу oi- от aiwa, aiwjan- со значением «бесконечная, бескрайняя, обильная, питательная» [15, с. 16] («Филимер, восхитившись великим обилием тех краев…»).

Для локализации тех краев воспользуемся «подсказками» Иордана: первая попытка переправы в землях Скифии не увенчалась успехом – мост через реку рухнул, и полвойска остались в неведомых болотах с неизвестной судьбой; вторая переправа оказалась успешной, но произошла встреча с аборигенами, которых называли спалами (Spalorum). В таком случае можно предположить, что готы в походе достигли Буга примерно в районе современного Бреста, часть переправилась через реку и попала в область Пинских (Припятских, Полесских) болот; оставшиеся организовали переправу чуть выше по течению и, преодолев водную преграду, вышли между Волынским полесьем и Волынской возвышенностью. Этноним спалы имеет в основе греческое πηλός, παλός (латинское palus) – болото, заливные луга, грязь (чернозем?) [16, с. 1401] с выше упомянутой частицей ἐς, т. е. люди, живущие среди болот, лугов («…вместо городов у них болота и леса»).

После этого готы направляются вдоль Южного Буга в Причерноморье и Крым: «отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем» [6, Get. 28] «Отступали» же готы, теснимые кочевниками, уже к Рейну, о том периоде их жизни и повествуют древнескандинавские саги [11, с. 56-60].

Возвращаясь к основной теме нашего исследования, можно сделать вывод, склавины появились в VI веке как обозначение одной из групп, областей венетов, споров. Как и остальные рассмотренные этнонимы имеет греческое происхождение, подчеркивающее географические и культурные особенности племен. Территорией расселения склавинов, согласно древним источникам, можно считать северную, северо-восточную часть Карпат (области современных Польши, Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии). К середине VI века славяне перешли горные массивы и получили возможность для продвижения к Данубию (район среднего Дуная). Появление у границ Империи столь грозного славянского фронта и соприкосновение его с германским миром способствовало широкому употреблению и распространению понятия «славяне» в исторической и географической перспективе.

Концептуально, склавины явились продуктом этногенеза скифских элементов с автохтонами балтского происхождения (потомков племен шнуровой керамики или боевых топоров). К VI веку достигнув демографической точки кипения, массы молодого этноса устремились на сопредельные территории (конечно, не без помощи новых кочевников с востока): на западе – (западные славяне) теснили германцев за Эльбу; на юге – (южные славяне) проникали в задунайские провинции Империи; на северо-востоке – (восточные славяне) осваивали малозаселенные земли, «поглощая» тамошние балтские племена. Именно балтский субстрат обеспечил языковую преемственность нового этнообразования, что и прослеживается, например, в гидронимии славянского ареала расселения.


Список литературы

  1. Грацианский М. В. О происхождении этнонима «анты» // Византийский временник. — 2012. — Т. 71. — С. 27—39.
  2. Грэм Ф. Р. Скифские империи. История кочевых государств Великой степи. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2018 – 480 с.
  3. Древнегреческо-русский словарь. Составил И. X. Дворецкий. Под редакцией С. И. Соболевского. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. – в 2 томах.
  4. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009-2010 – в 5 томах.
  5. Иванов С. А. «В тени Юстиниановых крепостей»? Ф. Курта и парадоксы раннеславянской этничности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2008. № 2 (4). — С. 5-12)
  6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. — Спб.: Алетейя. 1997 — [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576
  7. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб., 1890 — [Электронный ресурс]. URL: https://leninskoe-zp.io.ua/s99172/v.v.latyshev_quotizvestiya_drevnih_pisateley_o_skifii_i_kavkazequot
  8. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М.: Мысль, 1966 – 509 с.
  9. Скржинская Е. Ч. О склавенах и антах, о Мурманском озере и городе Новиетуне. — Византийский временник, XII, 1957, с. 2–30
  10. Трубачев О. Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. Окончание // Вопросы языкознания. — М., 1982. — № 5. — С. 3-17
  11. Федченко О.Д. Историческая география Руси в скандинавских сагах // Научная гипотеза. 2018. № 8. − С. 43-64. − [Электронный ресурс]. URL: http://gipoteza-journal.ru/archive/article0051
  12. Федченко О. Д. Русь, варяги и «Баварский географ» // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2017. — С. 45-53. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/13244/
  13. Федченко О. Д. Самбатас – Вышгород: Русь у Константина Багрянородного // Гуманитарная парадигма. 2018. № 1 (4). С. 28—33. [Электронный ресурс]. URL: http://humparadigma.ru/art/2018/03/GP-4.pdf
  14. Frisk H. Griechisches Etymologisches Wörterbuch. Bd. I—III. Heidelberg, 1954—1972.
  15. Kroonen G. Etymological Dictionary of Proto-Germanic. — Leiden – Boston: Brill (Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series, vol. II), 2013, xlii+794 pp.
  16. Liddell H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Clarendon press, Oxford, 1996. — 2438 p.
  17. The History of Herodotus, parallel English/Greek, tr. G. C. Macaulay, [1890]. — [Электронный ресурс]. URL: sacred-texts.com