УДК 34

ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ

№17,

Юридические науки

Марудина Ирина Эдуардовна


Научный руководитель: Шведчикова Е.В., старший преподаватель.


Ключевые слова: ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА; ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА; ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА; THE CONCEPT OF LAW-MAKING; BASIC PRINCIPLES OF LAW-MAKING; LAW-MAKING.


Аннотация: В данной статье обсуждается законотворчество. Раскрыты понятие, основные принципы и виды законотворчества. Выясняется, о чем можно судить по результатам законотворческого процесса в любом государстве.

С момента своего возникновения государство всегда пыталось оказывать своё влияние на общественные процессы самыми различными путями и методами. Самым результативным средством, несомненно, считается право, но для эффективности этого средства нужно, чтобы государство поддерживало его в нормальном состоянии для регулирования общественных отношений. Также нужно помнить, что создавая новые законы, они в первую очередь должны согласовываться друг с другом и не противоречить общественной системе в целом, так как от этого зависит авторитет всей государственной власти. Для этого государство создаёт специальные органы, главной функцией которых является правотворчество.

По итогам правотворческой работы можно судить о демократичности государства, о его культуре. Как правило, правотворчество может осуществляться не только государством, но и социальными группами, общественными объединениями, но в юридической науке под правотворчеством понимается активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно- правовых актов [3, с.363]. Оно протекает в установленных процедурах и основывается на определённых принципах, то есть на основополагающих идеях, придающих процессу правотворчества должную легитимность и качество [3, с.364].

Основные принципы правотворчества:
1. Принцип гуманизма означает, что принимаемые правовые акты должны не противоречить общечеловеческим ценностям, защищать естественные права человека, юридическими средствами создавать условия и системы для воплощения их в жизнь.
2. Принцип демократизма означает, что принятие законов и нормативных актов должно происходить с привлечением всех граждан к обсуждению законопроектов. Также этот принцип предполагает необходимость формирования законотворческого органа на демократической основе, то есть он должен выражать волю всего народа.
3. Принцип гласности. Этот принцип рассчитан на широкое оповещение всех граждан о предполагаемом законе. Данный принцип означает, что нормативные акты подлежат опубликованию в средствах массовой информации для ознакомления всего общества.
4. Принцип законности. Данный принцип означает, что все правовые акты должны быть приняты при соблюдении установленной процедуры, то есть они могут приниматься только компетентным органом. Но самое главное, что орган, принимающий новый нормативный правовой акт, должен быть легитимным.

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью [4, с.302]

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум).

1. По праву законотворчество занимает одно из первых мест в классификации видов правотворчества, потому что оно считается одним из важнейших признаков государства. По данному признаку можно понять является государство суверенным или нет. Как правило в государстве законотворчеством могут заниматься не все органы государства, а только Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (этот пример характерен для Российской Федерации), так как он один может выполнять одну из важнейших функций любого государства- это принимать законы, которые обладают высшей юридической силой для всего государства.

2. Подзаконным правотворчеством в Российской Федерации занимается, как правило, правительство Российской Федерации. Оно назначено для уточнения законов, призвано решать вопросы, которые требуют немедленного реагирования, также правительство Российской Федерации обеспечивает права и свободы граждан, борется с преступностью. Правительство Российской Федерации не может выходить за рамки своей компетенции, которая установлена в основном законе государства- Конституции.

3. Непосредственное правотворчество (референдум)- всенародное голосование для решения очень важного для всего государства вопроса. Референдум характерен только для демократических государств, где высшей ценностью считается человек, его права и свободы. Непосредственное правотворчество поистине относится к самостоятельному виду правотворчества, так как референдум является самой главной формой волеизъявления народа, который проходит при открытом голосовании по значимым вопросам для государства. Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности: 1) постановление референдума имеет высшую юридическую силу; 2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.

4. Собственное правотворчество органов местного самоуправления. Государство может предоставить некоторым органам местного самоуправления и должностным лицам без согласия центральных органов право принимать нормативно-правовые акты, касающиеся только вопросов местного значения, так новые акты будут обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но эти акты могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, правотворчество — весьма разнообразная и сложная деятельность любого государства, которая требует определённых знаний и навыков для создания новых правовых норм.


Список литературы

  1. Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник для вузов/ Л.А. Морозова. – М.: 2017. – 464 с.
  2. Правотворчество: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/под редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. -М.: Издательство Юрайт, 2017. – 254 с.
  3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для Вузов. / Т.Н. Радько.- М.:Проспект, 2015г. – 752 с.
  4. Теории государства и права: учебник для Вузов. / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.: 2-е изд.- Москва. Юристъ 2015г. -539 с.