УДК 373.1

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

№17,

Педагогические науки

Хусаинова Светлана Васильевна (Кандидат экономических наук)
Шарафутдинова Энже Аипповна


Ключевые слова: ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ; ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; ЕГЭ; УЧИТЕЛЬ; ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА; PROBLEM OF SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM; SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM; USE; TEACHER; SALARY.


Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы современной школьной образовательной системы, предложены пути их решения.

В настоящее время образование является одним из важных механизмов прогресса, как социального, так и научно-технического. Поэтому интерес к деятельности образовательных учреждений, требования к их работе в последние годы резко увеличились и не только со стороны государства, но, в первую очередь, со стороны граждан, так как уровень образования, профессиональная компетентность во многом определяют благополучие личности, его статус в социуме. В современном мире проблема совершенствования управления образовательной организацией особенно остро встает на уровне средней школы. Во многих высших и средних учебных заведениях активно ведутся работы по совершенствованию системы управления в целом образовательного процесса. Но на уровне школы, особенно в небольших регионах, данные процессы едва заметны.

На сегодня, среди основных проблем системы управления школьным образованием следует выделить следующие [1, с.23]:
1. Низкая заработная плата педагогов.
2. Нехватка молодых квалифицированных педагогов.
3. Недостаточное финансирование и плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.
4. Доступность качества образования для способных детей из малообеспеченных семей, проживающих в сельских поселениях и деревнях.
5. Высокая загруженность учебного процесса и спорные реформы в системе образования.

Сегодня учителю, чтобы его зарплата была хорошей, предложили систему стимулирующих выплат, где в баллах высчитываются все его заслуги и достижения. Стимулирующие выплаты осуществляются, если ученик и педагог получили много грамот, ученик хорошо учится, педагог выступил на конференциях. Поэтому учитель старается немного завысить оценки, разработать новую программу, подготовить доклад, создать потолще портфолио. Только в таких условиях педагогу некогда обращать должного внимания на детей, проводить дополнительные консультации, так как он работает на полторы ставки, помимо этого есть огромная куча отчетов и много рутинной работы. А между тем учительская зарплата и так должна быть достойной [2, с.41]. Безучастные и плохие учителя были всегда, но еще никогда их не было в таком большом количестве. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых главных, а сам учитель был ценным и уважаемым человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после «экономического апокалипсиса» будет грош цена. Унизительно низкие заработные платы учителей школ стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценные кадры, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически отсутствуют. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать.

Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии. Конечно, среди учителей достаточно креативных и талантливых людей, желающих донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии, так как им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей правильное восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя [3, с.12]. Не стоит забывать об одной из основных проблем образования – непрестижность учительской профессии. Не многие россияне планируют видеть своих детей в будущем педагогами. Да и в первой десятке современных детей эта профессия не значится как приоритетная. Поэтому сегодня значительно уменьшился молодой кадровый состав, без которого невозможно развитие учительской профессии. За последние годы все меньше новых кадров вливается в школьный поток, особенно в сельской местности. Да и те, что приходят, надолго, как правило, не задерживаются. В чем же проблема? Это и финансовый вопрос: молодые учителя зарабатывают меньше, чем продавцы в магазинах. Это и огромный объем школьной документации. Это и неумение «держать класс» на своем авторитете. Приходя на работу в школу, молодой специалист не представляет, с какими реалиями ему придется столкнуться. Школы пустеют без молодых педагогов, которые несут азарт, энергию, новое видение мира, новый подход к воспитанию и образованию. Да и дети больше тянуться к молодым учителям. Как показывают исследования, сегодня в школах только 1 из 8 учителей младше 30 лет. 1/6 часть – пенсионного возраста. Ежегодная необходимость в молодых специалистах составляет примерно 30 тысяч человек [4, с.5].

Следующей проблемой является удручающе низкий уровень финансирования школ. Хронический недостаток денежных средств, система «залатывания дыр», когда вкладываются средства во что-то одно. Не хватает элементарно канцелярии, не говоря о чем-то более важном. Учителя считают, что и на какую сумму они должны купить. Но учебники и учебные пособия выписываются и обновляются регулярно, что, конечно, идет огромным преимуществом. Престижные и как правило платные школы и гимназии активно оснащаются интерактивными досками, компьютерами и прочим современным оборудованием за счет родительских и спонсорских взносов. Что не скажешь об обычных школах, особенно находящихся в сельской местности, не видевшие ремонта и замены учебной мебели и оборудования десятилетиями. Планируемый бюджет на образование в России ежегодно снижается. В 2015 году он составлял 629,3 млрд рублей, а в 2016 уже 579,8 млрд рублей. Бюджет на 2017 год стал еще ниже – 568 млрд рублей, и такие темпы должны настораживать любого вменяемого гражданина современной России. Очевидно, что такие решения повлекут за собой сокращение числа учителей, а также преподавателей в других учебных заведениях. Многих ученых попросту уволят, а школы не смогут позволить себе приобрести нужное оборудование для обучения детей [5, с.237].

Доступность качества образования для одаренных детей из малообеспеченных семей отдаленных регионов России стала проблематичной, так как в значительной мере зависит не только от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения и места проживания. Талантливые дети проживают не только в обеспеченных и крупных городах, много таких детей и в селах и деревнях. Некоторые родители не имеют возможность дать такому ребенку получение должного образования из-за отсутствия необходимых денежных средств, а квалифицированные педагоги не едут работать в эти школы из-за низкой заработной платы и отсутствия перспективы. Уровень образованности школьников в крупных городах намного выше, чем в сельских школах. К сожалению, в деревнях дети могут даже не всегда попасть в школу – всему виной плохая погода и плохие дороги. Нередко сельские школы – это простые деревянные постройки, сильно подверженные погодным изменениям. Государство, как правило, не особо затрагивает ситуацию в периферии. Зато на телевидении можно часто увидеть уникальных детей и их достижения, но это дети, проживающие в крупных городах, имеющие знаменитых родителей или родителей, занимающих высокие поста, занимающиеся большим и выгодным бизнесом. Дети из простых и малообеспеченных семей ушли на «задний план», так как у родителей нет финансовой возможности заявить о способностях своего ребенка, а государство оставляет их без внимания. Также есть множество неблагополучных семей, в которых проживают достаточно образованные и способные дети, но плохая работа органов соцзащиты, равнодушие окружающих и даже учителей не дает им возможности получения дальнейшего эффективного образования. Поэтому необходимо усилить работу государства на уровне малонаселенных пунктов и малообеспеченных семей и развивать образовательные процессы не только на уровне больших городов и элитных школ.

Еще одной из проблем школьной образовательной системы является сильная загруженность учебного процесса и спорные реформы в системе образования. Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками. Можно ли себе представить, что «рабочий день» учащегося в простой школе составляет иногда более 6 часов, при этом ученику приходиться выполнять домашнее задание, которое у сознательных учащихся занимает еще около 2 часов. Не каждый педагог столько работает [6, с.18]. Есть соответствующие нормативы, которые регламентируют время нахождения ребенка в школе. Но учебный процесс настолько обогащен знаниями, что в желании выдать всю программу не всегда учитывается нагрузка сопутствующая этому. А, в конце концов, все это сказывается на психофизиологическом здоровье ребенка. Поэтому получается, приходя первого сентября здоровым ребенком, через 10 лет он выходит из нее больным подростков. Так же хотелось отметить, что, несмотря на увеличение срока получения аттестата о среднем образовании до 11 лет, дети продолжают учиться по субботам. Во многих школах в субботу количество уроков доходит до 5-6. И уменьшение времени проводимого в субботу урока на 5 минут не дает особого облегчение ученику. У детей итак мало свободного времени. Многие после школы посещают различные кружки и дополнительные занятия с репетиторами, из-за высоких требований школьной программы, в особенности старшеклассники, готовящиеся к ЕГЭ. Не понятно почему, до сих пор не сделали субботу выходным днем в школе, чтобы дать детям возможность хорошо отдохнуть и набраться сил перед предстоящей учебной неделей [7, с.7]. Удивительно, но во все времена у нас постоянно реформируется система образования. Причём не успевает провалиться одна реформа, как тут же за ней следом начинается другая. На протяжении многих лет упоминание ЕГЭ вызывает полуобморочное состояние у школьников и их родителей. Это нововведение не раз доказало свою неэффективность: вопросы на экзамене не соответствуют школьной программе, выглядят глупыми, не позволяют оценить уровень знаний выпускника. Ежегодно всплывают новости о том, как в погоне за показателями, некоторые школы показывают феноменальные результаты по ЕГЭ, школьники безвозмездно списывают, а родители организуют целые группы помощи своим детям. В последние годы наблюдается тенденция искажения школьной программы, которая представляет собой хаотичный набор предметов, которые никак не перекликаются друг с другом. Если с точными науками ситуация выглядит стабильной, то странные реформы правительства влияют на искажение информации в гуманитарных предметах. Исторические факты искажаются, вводятся новые правила русского языка, от которых преподаватели старой закалки приходят в ужас, из литературной программы убирают множество произведений писателей исключительно по политическим и идеологическим мотивам. Все это может привести к ужасающим последствиям и повышению количества безграмотных людей с узконаправленным мышлением на выполнение какой-то одной задачи на протяжении всей жизни.

Таким образом, вышеизложенное показывает неэффективность и недоработанность всей системы управления отечественной образовательной системы, которая требует принятия кардинальных мер по ее модернизации. Но перед проведением данного процесса необходим глубокий анализ внутренней среды школьного образовательного учреждения. Необходимо учитывать пожелания непосредственно самих учащихся школ и их родителей. Вопросы модернизации должны решаться комплексно, решения должны приниматься с учетом мнений и пожеланий всех участников учебного процесса, где на первый план конечно же встают дети.


Список литературы

  1. Аквазба Е.О., Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в современной образовательной организации: Проблемы и перспективы// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 23 – 28.
  2. Даргевичене Л.И., Леонова Е.В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 41-44.
  3. Берлин А.В. Эффективность кадрового обеспечения организации// Российский экономический журнал, № 5, 2014. – с. 12 – 17.
  4. Васина Е.В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования / Е.В. Васина //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург — 2011. – 65 с.
  5. Болдина М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы, 2018, № 9. — С. 237 — 243.
  6. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. — 2017. — № 6. – С. 22 – 29.
  7. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер// Финансы. — 2015. — № 1. — С. 6-8.