УДК 8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ОСЛОЖНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

№17,

Педагогические науки

Ибрагимова Эльмира Рашитовна (Кандидат филологических наук, доцент)
Махмутова Алина Раиловна


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ; ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ; КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД; КОМПЕТЕНЦИИ; УРОК; ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ; ТРАДИЦИОННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ; FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD; FORMATIVE ASSESSMENT; COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH; COMPETENCES; LESSON; ACHIEVEMENT OF EDUCATIONAL RESULTS; TRADITIONAL ASSESSMENT.


Аннотация: В данной статье дается описание опыта разработки уроков русского языка в средней общеобразовательной школе с использованием некоторых приемов технологии формирующего оценивания при изучении синтаксиса простого осложненного предложения. Предметом исследования является влияние использования элементов формирующего оценивания в образовательной практике на повышение качества образовательных результатов.

Современный урок меняет свою структуру в связи с осуществляемым в настоящее время компетентно-деятельностным подходом к обучению в школе, который как одно из приоритетных направлений образования означает приобретение учащимся жизненно важных компетенций, дающих ему возможность ориентироваться в общественной жизни. Он должен обладать общепредметными, предметными, ценностно-смысловыми, учебно-познавательными, коммуникативными и другими компетенциями [41, с. 9], соответствующими планируемым результатам образования – предметным, метапредметным и личностным, которые определяются Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

В связи с этим существует проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Необходимо оценивать не только предметные результаты, как это было в условиях традиционной системы обучения, в которой средством проверки являлось воспроизведение знаний, но и метапредметные результаты, владение компетенциями.

Система оценки образовательных достижений школьников связывается с планируемыми результатами, и в связи с этим в учебном процессе увеличивается роль процедурных и оценочных знаний, уменьшается часть информационных знаний, вводятся рефлексивные знания [30].

При использовании традиционного оценивания в подобных условиях появляется противоречие между функцией оценки и невозможностью ее реализации в существующей системе оценивания, применения ее способности развивать универсальные учебные действия учащихся и др. [2, с.77]. Данные недочеты ликвидирует формирующее оценивание, под которым понимается оценивание достижения образовательных результатов ученика в ходе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности [26].

В данной статье мы предлагаем фрагменты уроков русского языка в 8 классе средней общеобразовательной школы, где нашли применение технологии формирующего оценивания для усвоения синтаксиса простого осложненного предложения и выработки следующих умений: знать структуру предложения, правильно ставить пунктуационные знаки, делать синтаксический разбор предложения, выделять слова, грамматически не связанные с членами предложения. Следует отметить, что введение приемов и методик оценивания мы начали с самых первых уроков русского языка в рамках педагогической практики, применяли на каждом уроке при изучении материала учебника по одному или два приема, затем провели четыре экспериментальных урока, насыщенных контрольно-оценочными формами деятельности учащихся.

1.Тема: Вводные слова и вводные предложения
Прием: Сигналы руками
Обоснование выбора приема: развитие понимания значений и функций вводных слов и предложений, необходимости умения ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях, выработка мотивации к овладению пунктуацией и обогащению речи вводными словами и предложениями, рост эмоциональной активности.
Ход урока:
Проводится небольшая по времени ее осуществления викторина, устная по форме, но задания даются на слайде. Примеры двух заданий:
1. Является ли кажется вводным словом в предложении. Когда смотришь вниз, кажется, что самолёт скользит по снежной равнине?
2. Как изменятся синтаксическая структура и смысл предложения. Таким образом, неисправность обнаружить не удалось, если опустить запятую?
До начала викторины учитель договаривается с учениками об условных сигналах. Принимает участие весь класс. При правильном ответе ученика его товарищи поднимают большой палец вверх, при неправильном ответе опускают большой палец. Если обнаруживается неточность в ответе или есть сомнения в правильности ответа, они машут руками. Ученик, давший наибольшее количество правильных ответов, объявляется победителем. Все допущенные неточности учитель подвергает анализу с учащимися, дает им возможность высказаться.

2.Тема: Вводные слова. Отличие вводных слов от синтаксических омонимов
Прием: Взаимооценивание
Обоснование выбора приема: развитие понимания необходимости знать пунктуацию при вводных словах, находить в предложении слова, сходные с вводными, выработка мотивации к овладению пунктуацией, обогащению речи вводными словами, развитие коммуникативной компетенции.
Ход урока:
Выполняется самостоятельная тестовая работа. Приводим примеры заданий: найти правильный вариант ответа, расставить знаки препинания.
1) Предложение с вводным словом:
А) Может это и правда, а может и нет.
Б) Он вполне может успеть на поезд.
В) В сущности проблемы разобраться нелегко.
2) Предложение со словом, омонимичным вводному:
А) Я, наверное, никогда не обманывалась на твой счёт.
Б) Такое решение вполне вероятно.
В) Вероятно ты выполнишь мою просьбу.
При вводе данного приема используется парная форма работы. Задания тестовой работы, на которую отводится одна минута, содержатся на карточках, которые раздаются на конечном этапе занятия. После выполнения работы учащиеся меняются тетрадями и проверяют правильность ответов товарищей по ключу, который дается либо на доске, либо на слайде презентации по теме. Ученики выставляют оценки друг другу по следующим параметрам: правильно выполнено задание – 1 балл, неправильно – 0. Учитель наблюдает за работой. Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся при их выполнении, обсуждаются вместе с классом.

3.Тема: Вводные слова и вводные предложения
Прием: «Две звезды и желание»
Обоснование выбора приема: определение степени усвоения значений и функций вводных слов и предложений, умения употреблять их в письменной речи, выработка мотивации к их использованию в речи, развитие коммуникативной компетенции, речи.
Ход работы:
Выполняется упражнение № 401 учебника русского языка [2, с. 222–223] в соответствии с его условием: написать творческую работу о том, кого хотелось бы увидеть школьникам на старинных фотографиях (дагерротипах), с включением вводных слов и предложений.
Работа учащихся заключается в написании сочинения. После ее выполнения они проверяют тексты одноклассников и оценивают их работы, определяя в них два положительных момента – «две звезды» (стикеры), и выделяя момент, заслуживающий исправления или доработки, – «желание» (стикер). Между участниками взаимопроверки сочинений происходит диалог (или полилог) относительно достоинств и недостатков текста. Восьмиклассники исправляют свои работы после указания товарищей. Здесь используется парная и групповая форма работы и еще один прием – взаимооценивание.

4. Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения
Прием: «Портрет» (что я знаю о вставных конструкциях)
Обоснование выбора приема: развитие понимания значения и функций вставных конструкций, необходимости умения ставить знаки препинания при вставных конструкциях и их интонирования, выработка мотивации к употреблению вставных конструкций в устной и письменной речи, развитие речи.
Ход урока:
Учащиеся перечисляют «портретные» черты вставных конструкций: они выражают дополнительные замечания, пояснения и уточнения; расширяют информацию, содержащуюся в предложении; выделяются скобками и т.д. Далее учащиеся осуществляют самопроверку по слайду и оценивание. Шкала оценки пятибалльная: 0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4 и т.д. Здесь используется также прием сопоставления своих действий и результата с образцом.

5. Тема: Обращения
Прием: «Телеграмма»
Обоснование выбора приема: развитие понимания необходимости уметь осуществлять логические операции – сравнение, анализ, обобщение; рефлексию, выработку мотивации к изучению обращений, развитие речи.
Ход урока:
Ответьте одним предложением – «телеграммой» на вопросы: Что было главным на уроке? Полезно ли в жизни будет умение, приобретённое на уроке, – определять значения и функции обращений, ставить знаки препинания при них? Добились ли мы целей урока? Что было интересным?
На начальном и заключительном уроке по изучаемой теме при проведении самостоятельной проверочной работы был использован еще один прием формирующего оценивания – «Лист самоконтроля». Образец правильно выполненной работы находился на одном из слайдов презентации, с которым учащиеся и сверяли свою работу. Оценивание проводилось по критериям: — я знаю определение понятия «слова, грамматически не связанные с членами предложения»; — я правильно ставлю знаки препинания при обращениях, вводных словах и междометиях; — я умею проводить синтаксический анализ простого осложненного предложения и др.

На основе самооценки было выявлено, что количество учащихся, имеющих очень высокий уровень знания структуры простого осложненного предложения и связей в нем, выросло и в том, и в другом классе. Количество учащихся, показавших низкий уровень знаний, уменьшилось.

Как видим, лист самоконтроля, как и другие примененные на уроке инструменты оценивания, способствуют мотивации образования. В процессе оценивания ученики увидели изучаемую ими тему через свои действия и затем самостоятельно, иногда под руководством учителя, организовали учебно-познавательную деятельность: поиск информации, логические операции – с постоянным самоконтролем, расширением их коммуникативной, речевой и эмоциональной сферы. Таким образом, при включении элементов формирующего оценивания в материал урока у восьмиклассников повысились как предметные, так и метапредметные и личностные результаты.


Список литературы

  1. Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
  2. Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина [и др.]; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия ВГПУ. – 2013. – № 9. – С.7–15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-osnovaniya-diagnostiki-i-otsenki-kompetentnostnyh-rezultatov-obucheniya (дата обращения: 28.11.2018).
  4. Родная О.В. Система оценивания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/sistema-ocenivaniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-v-usloviyah-fgos-1405759.html (дата обращения: 23.11.2018)