УДК 33

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

№17,

Экономические науки

Егорова Мария Андреевна


Ключевые слова: ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ; РЕФОРМИРОВАНИЕ; ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ; NATURAL MONOPOLY; REFORM; POWER SECTOR OF THE ECONOMY.


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реформирования естественных монополий в России на примере электроэнергетической отрасли. Государство являясь одновременно и собственником и макрорегулятором сталкивается с трудностями, поэтому необходимо разработать модель реформирования, поэтому необходимо разработать такую модель реформирования, которая бы обеспечивала эффективное распределение электроэнергии в необходимых объемах по доступным тарифам.

Для сохранения стабильности отечественной экономики важным условием является реформирование естественных монополий. Если отрасли естественной монополии будут развиваться комплексно и равномерно, то развитие регионов и страны будет двигаться в инновационно-ориентированном направлении.

Наша страна имеет три исторических этапа реформирования такого вида монополий :

1. После распада СССР в обществе стали происходить масштабные социально-экономические изменения, которые также затронули естественные монополии. Экономика стала переходить на “рыночные рельсы”, что обусловило проведение макроэкономических реформ. Важным событием стало создание РАО «ЕЭС России», которая в 2008 году была реорганизована для создания новых самостоятельных участников рынка электроэнергии.
2. Следующий этап связан с принятием закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08. 1995 г.
3. На третьем этапе реформирования было положено начало принятия пакета федеральных законов, которые регламентирует изменения в отрасли. В него вошли: № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; № 125-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и другие.

Для электроэнергетической отрасли российской экономики характерны вертикально-интегрированные монопольные компании, которые реализуют весь цикл производства на конкретной территории. Они охватывают все сферы деятельности и являются ответственными за бесперебойное электроснабжение территории. Характер таких компаний определяет невозможность отделения производства от передачи электроэнергии. Однако с некоторых пор стало возможным возникновение параллельно существующим компаниям новых производителей электроэнергии и сбытовых компаний, которые могут приобретать и перепродавать энергию у монополистов.

Реформы правительства Российской Федерации основаны на разделении технологических процессов естественной монополии на производственною и инфраструктурную стадии. В России была внедрена модель, в которой существует разделение на производственную и сетевую стадии хозяйства. Предполагается появление конкуренции на стадии производства и сохранении монополии на сетевой стадии. В результате РАО “ЕЭС России” был разделен на компании электросетевые, генерирующие и по сбыту . Благодаря этой реформе был создан конкурентный энергорынок и эффективность в данной сфере возросла, были привлечены миллионы частных инвестиций. Однако стали возникать новые трудности. ¾ генерирующих мощностей находятся под контролем государственными компаниями, а ¼ – частными инвесторами.

Если рассмотреть показатели рентабельности и доходности электроэнергетической отрасли, то они превосходят показатели других отраслей, из чего можно сделать вывод об её эффективности среди других в российской экономике. Стоит согласиться, что цели реформы были достигнуты, в частности, эффективное распределение электроэнергии в необходимых объемах по доступным тарифам. Однако противоречия возникли снова, такие как: противоречия между государством-собственником и частными собственниками, так как государство выступает в роли собственника и макрорегулятора. Предполагается, что в качестве собственника государство заинтересовано в повышении цен и тарифов на электроэнергию, так как данный рост приносит доход, однако государство как макрорегулятор обязан применять механизм регулирования цен на продукцию естественных монополий. Данная ситуация свидетельствует о том, что государство как макрорегулятор не решает приведенные ниже задачи:
— равномерная тарифная нагрузка для разных потребителей;
— рост эффективности инвестиций;
— баланс между интересами потребителей и энергетической компании и ряд других.

Наиболее благоприятным для газовой отрасли стал бы путь косвенной приватизации. Государство и частное предприятие заключают договор, при котором предприятие получает концессии на конкурсной основе. При этом государство может косвенно контролировать отрасль через тарифы. Но нужно выбрать такую модель ценового регулирования, чтобы она не препятствовала инвестированию и внедрению инноваций. Существует метод установления предельных тарифов, который предполагает установление максимальных и минимальных цен на газ. Однако данный метод ведет к ограничению самостоятельности предпринимателя.

Для привлечения инвестиций следуют создать подушку финансовой безопасности, которые можно использовать для осуществления субсидий частным покупателям франшиз, если цены выйдут за рамки предельных тарифов. Но нужно следить, чтобы издержки субсидии не были больше доходов инвестиций. В рамках долгосрочного периода конкуренция на рынке поставки газа будет находиться на высоком уровне, а значит тарифы на газ будут снижаться. Данная ситуация позволит государство отойти от субсидирования. К тому же управление переходит в частные руки, достигается главная цель – привлечение инвестиций. Данный способ франчайзинга является наиболее актуальным для России, потому что у государства нет средств для обновления оборудования и создании новой инфраструктуры и помог бы снизить уровень бюрократизации.

Учитывая данные аспекты, нужно понимать, что подход к реформированию отечественных отраслей естественной монополии должен быть продуманным, точно рассчитанным. Россия идет по собственному пути развития, поэтому строит свою модель реформирования естественных монополий.


Список литературы

  1. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 148–155
  2. Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.326-329
  3. РАО «ЕЭС России» закончилось. Всем спасибо! // INTERFAX.RU: независим. инфармацион. агенство. 2008. 30 июн. URL: http://www.interfax.ru/business/19520 (дата обращения: 25.12.2018).