УДК 37

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

№17,

Педагогические науки

Галлямова Альбина Ниязовна
Дырин Сергей Петрович (Доктор социологических наук)


Ключевые слова: ПОТЕНЦИАЛ; ИННОВАЦИЯ; ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ; POTENTIAL; INNOVATION; INNOVATION ACTIVITY; INNOVATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER.


Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «инновационный потенциал преподавателя». Уделяется пристальное внимание проблемам развития инновационного кадрового потенциала и готовности к инновационной деятельности педагогов, а также предлагаются возможные пути решения этих проблем.

В условиях современной реалии долгосрочная конкурентоспособность и устойчивое функционирование образовательной организации зависит от преподавателей готовых и способных к инновационной деятельности и обладающие инновационным потенциалом. Творческое начало заключается именно в педагогах. Их способность к инновациям занимает ключевое место в организации, а инициативность является важным фактором качественного преобразования, который создает основу для конкурентоспособности образовательной организации [6, с. 24].

По мнению К.М. Миско, «потенциал» – это предел познания человека своих скрытых, внутренних возможностей для результативного изучения используемого объекта, который может быть оценен количественно, а в итоге, реализован при условиях практической идеальной деятельности [4, с. 43].

Н. И. Бакумцев дал более точное определение термину «инновация». С его точки зрения, «инновация» – это новейшие знания или интеллектуальный усовершенствованный продукт, который является результатом комплексных разработок или частного решения на основе рационализации творчества, изобретательства, фундаментальных исследований, производственно-технических, научно-практических и социальных задач, отвечающих социальным и жизненным потребностям. Они реализуются по оптимальному механизму в системе охраны физического и духовного здоровья нации, а также в других сферах. Являются новым способом достижения результатов, создания средств производства, усовершенствованных материалов, технологических процессов или эффективной организации творчества и труда человека, применяемых для развития общества и личности [2, с. 33].

«Инновационная деятельность» в образовании – это педагогическая целенаправленная деятельность, которая основывается на осмыслении педагогического собственного опыта с помощью изучения и сравнения, развития и изменения воспитательного, учебного процесса с целью достижения высоких результатов, внедрения альтернативной практики и получения нового знания [3, с. 76].

Применительно к педагогическому целостному процессу внедрение инновационных идей означает внести новое в содержание, цели, формы, методы воспитания и обучения образовательного процесса, формирование совместной деятельности учащегося и преподавателя.

Новые требования к преподавателю образовательной организации ставят перед ним задачу развития «инновационного потенциала», необходимость новых подходов осуществления подготовки, коррекцию своего внутреннего достояния как личности и профессионала.

Д.Р. Амирова под «инновационным потенциал преподавателя» понимает совокупность профессиональных, творческих, личностных, интеллектуальных способностей, склонных к инновационному мышлению и быстрой адаптации к происходящим изменениям во внутренней и внешней среде образовательной организации [1].

С.В. Пименов и другие раскрывают «инновационным потенциал преподавателя» как способность преподавателя к критическому позитивному восприятию новой информации, к приумножению профессиональных общих знаний, нахождению нестандартных новых решений задач, выдвижение конкурентоспособных идей, использования знаний для практической материализации новшеств [5].

Нельзя утверждать, что инновации в системе образования появились недавно. В свое время новые формы учебно-воспитательного процесса вводили М. Монтессори, Р. Штайнер, Я. А. Коменский, бесценный вклад в педагогику внес и Л. С. Выготский, который открыл множество направлений в этих науках. Даже словарь и азбука в недалеком прошлом были новшеством для России. И со смелостью, можно утверждать, что инновационная деятельность была всегда. Она внесла в образовательную систему свой вклад в виде инноваций.

Сегодня в ногу со временем формируются и условия для развития инновационного кадрового потенциал в образовательной организации. Однако для того, чтобы раскрылись способности человека к труду, имеющего инновационную направленность, необходимо создать условия, способствующие их развитию и определяющие результативность использования трудового потенциала, но в настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемами развития инновационного потенциала и готовности к инновационной деятельности. Остановимся на некоторых из них и обозначим возможные пути решения данных проблем.

1. Проблема отрицания новшеств, желание учить по традиционным методом обучения. Многие не хотят и не готовы к изменениям. В таком случае помогут мастер-классы, на которых, преподаватели получать возможность обучиться у других коллег и впитать новый опыт, который смогут применить в образовательном процессе с помощью уже новых инновационных способов, форм, методов обучения.

2. Отсутствия материальных мотивов побуждения к действиям. Не для никого не секрет, что достойная зарплата хороший мотив для реализации своих способностей. Если предпринять увеличение заработной платы путем надбавок за активную инновационную деятельность, повыситься желание к такому роду деятельности.

3. В образовательной организации зачастую отсутствует инновационная среда. Для этого необходимо проводить семинары для преподавателей, на которых они будет общаться, делиться и обсуждать новшества в образовании. Тем самым повыситься не только инновационная активность, но и за счет этих семинаров повыситься сплоченность коллектива.

4. В образовательном процессе присутствует проблема малоинформированности инновациями. Для решения этого, можно назначить кого-то из преподавательского состава ответственного за информированность коллектива, который будет в курсе всех изменений. И уже, например, в течении учебного года на педагогических советах, собраниях будет сообщать о новшествах, происходящих в образовании.

5. Проблема распространения инноваций. Преподаватель исследует, разрабатывает, пропагандирует, апробирует какую-нибудь инновацию, но они не всегда доходят до вышестоящих институтов, не обобщаются и не изучаются в полной мере. Чтобы не возникала таких ситуаций необходимо заручиться поддержкой администрации образовательной организации, которые в свою очередь будут контролировать, регулировать и помогут в продвижении инноваций.

Все вышеупомянутые проблемы имеют между собой тесную взаимосвязь и их решению должно уделяться внимание во всех областях, включая: обучение, воспитание, управление и организацию инновационного учебного процесса образовательной организации.

Важно, чтобы проведение рекомендуемых мероприятий становилось профессиональной нормой деятельности образовательной организации, ведь это помогает преподавателям в осуществлении его педагогической инновационной деятельности.

Проведенное исследование помогло изучить возможности повышения уровня готовности преподавателей к инновационной деятельности. А разработанные рекомендации, помогут не только повысить уровень готовности педагога к инновационной деятельности, но и помогут ему в её осуществлении и даже улучшить общий психологический климат в коллективе образовательной организации.


Список литературы

  1. Амирова Д.Р. Механизмы управления инновационным трудовым потенциалом предприятия : автореф. дис…. канд. экон. наук. — Пенза, 2014. — С. 24.
  2. Бакумцев Н.И. Инновационный менеджмент и охрана промышленной собственности. — М., 2013. — С. 153.
  3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, 2012. — С. 119.
  4. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). — М., 2013. — С. 325.
  5. Пименов С.В., Родионова Е.В., Федосова Р.Н. Развитие инновационного потенциала персонала // Креативная экономика. — М., 2015. — С. 423.
  6. Эсаулова И.А. Развитие персонала: стратегии, организация, решения. — Пермь, 2014. — С. 231.