УДК 371.21

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

№17,

Педагогические науки

Виноградов Владислав Львович (Кандидат педагогических наук)
Волкова Ксения Павловна


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; ПЕДАГОГИ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; MOTIVATION; TEACHERS; FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD; COMPETENCE.


Аннотация: Статья посвящена проблеме мотивации педагогических работников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Одним из важнейших документов, регулирующих сегодня сферу образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт.

Главной целевой установкой в реализации современных ФГОС является построение содержания общего образования на основе компетенций, полученных учащимися в процессе обучения, а в качестве результатов освоения учащимися основной образовательной программы общего образования указаны личностные, предметные и метапредметные результаты.

Несмотря на то, что в настоящее время ФГОС является важнейшим инструментом модернизации системы образования в нашей стране, он же создает определенные трудности, возникающие в мотивационной сфере профессиональной деятельности педагогов. В частности, определяемые текстом Стандарта результаты освоения образовательной программы предусматривают необходимость наличия у современного педагога механизмов соответствия компетентностей учащихся обозначенным требованиям. В то же время, сегодня педагоги чаще всего оказываются лишены возможности осуществить такого рода проверку, что может вызывать у представителей данной профессии ощущение собственного несоответствия требованиям, предъявляемым педагогу со стороны общества и государства. В дальнейшем углубление данных негативных переживаний может приводить к снижению мотивации при осуществлении педагогом профессиональной деятельности и даже становиться предпосылкой профессионального выгорания, распространенного в данной среде.

На примере одного из метапредметных результатов, определяемых в тексте ФГОС – смыслового чтения, формирующегося у обучающихся – рассмотрим, какие навыки должны быть проверены педагогом для того, чтобы выявить реальный уровень овладения учащимся данной компетентностью.

Итак, понятие смыслового чтения используется для обозначения вида чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста; для того, чтобы чтение было осмысленным, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. С целью выявления уровня сформированности у обучающегося смыслового чтения современный педагог должен определить навыки, образующие его ядро. В частности, к ним относятся:

— способность выделить из предложенного текста информацию, необходимую для решения учебной задачи;
— способность выразить главную мысль в тексте своими словами;
— способность сформировать на основе текста систему аргументов/доводов для обоснования определенной позиции;
— способность сжато или подробно излагать содержание прочитанного или прослушанного текста;
— способность выстраивать алгоритм действии;
— способность устанавливать взаимосвязь между теорией и практикой;
— способность понимать душевное состояние персонажей текста;
— способность связывать информацию текста с событиями/фактами реальной жизни;
— способность преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
— способность находить черты общего и различия /синтеза и анализа;
— способность интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
— способность давать оценку содержанию текста, сопоставлять содержания текста с собственным мнением.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время педагогу, желающему выстраивать свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо осуществлять объемнейшую работу. Все это приводит к отсутствию у большинства современных учителей готовности и мотивации к дальнейшей работе. У многих педагогов возникают проблемы в процессе разработки рабочих программ по предметам, а также сложности при разработке Примерной основной образовательной программы в части «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»; при разработке и выборе контрольно-измерительных материалов (КИМ); при определении соответствия планируемых результатов обучения классам, учебным предметам и уровням их освоения (базовый и повышенный) [3]. Конечным результатом этого становится также возрастание количества проверочных и контрольных работ в школе, что приводит, среди прочего, к чрезмерным нагрузкам на учителей; отсутствие определенности в практике осуществления педагогом текущего контроля и промежуточной аттестации; отсутствие стандартизированных контрольных работ; недооценивание педагогами возможностей электронного тестирования и многие другие проблемы, негативным образом сказывающиеся на мотивации педагогов.

Наряду со сложностями, возникающими в связи с необходимостью использования современных средств оценивания, на мотивацию педагога могут оказывать негативное влияние следующие факторы, связанные с внедрением ФГОС [1, с. 235]:

— упрощенное понимание многими учителями теоретических оснований, сущности, а также технологии реализации системно-деятельностного подхода;
— сохраняющаяся неготовность представителей педагогических профессий к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями новых ФГОС, в частности, выражающиеся в использовании ими традиционного подхода к подготовке и проведению урока;
— неразработанность вопросов методического обеспечения и сопровождения педагогической деятельности;
— неразработанность большинства вопросов, связанных с процессом внедрения ФГОС до необходимого уровня.

В результате, педагогическая практика показывает, что в настоящее время большинство учителей не готовы осуществлять мотивированную профессиональную деятельность в условиях внедрения ФГОС. Такое положение дел может стать серьезным препятствием на пути осуществляемых преобразований в современном российском образовании, определяя скорость и полноту реализации процессов модернизации, а также устойчивость процесса внедрения новых образовательных идей и принципов.

Неготовность педагогов к происходящим изменениям в сфере мотивации к осуществлению ими профессиональной деятельности выражается, в частности в так называемом «эффекте сопротивления», возникающем, когда такие изменения оцениваются педагогами как противоречащие имеющимся у них базовым представлениям о том, каково должно быть содержание и обстоятельства педагогического труда. Сущность эффекта сопротивления состоит в том, что учителя внешне не обозначают своего несогласия с теми или иными преобразованиями, однако внутренне отвергают перемены, продолжая осуществлять практическую деятельность в соответствии со своими прежними убеждениями [4, с. 3].

В данных обстоятельствах повышенное значение приобретает выстраивание системы мотивации перехода работников образования к новой модели его построения: от традиционной (знаниевой) к компетентностной. В частности, новыми факторами, мотивирующими учителя на достижение высоких профессиональных результатов, могут выступать следующие [2, с. 16]:

— постановка новых целей в соответствии с требованиями ФГОС, в частности, ориентация педагогической деятельности, главным образом, на личностные и метапредметные результаты;
— желание учителя овладевать современными педагогическими технологиями (акцент применения которых делается на субъектности учащегося в образовательном процессе);
— принятие педагогом в качестве внутреннего мотиватора стремление к обновлению содержания школьного образования (в частности, обеспечение формирования у обучающихся УУД – универсальных учебных действий);
— освоение принципов новой системы оценивания результатов и так далее.

Наряду с прочим, для повышения мотивации деятельности учителя в условиях внедрения современных ФГОС, учитель должен сформировать внутреннюю готовность к исследовательской деятельности в той сфере знаний, к которой относится преподаваемый им предмет. Иными словами, одним из ведущих мотивов деятельности современного педагога должна стать творческая самореализация в избранной им профессии, стремление к активному конструированию собственного профессионального саморазвития.

С позиций обновления содержания российского образования в соответствии с требованиями ФГОС, можно выделить следующие особенности мотивации личностно-профессионального саморазвития педагога [2, с. 13]:

— поиски личностного смысла педагогической деятельности посредством определения доминирующих мотивационных потребностей, учитывающие изменения, происходящие в его личной жизни и профессиональной деятельности;
— оказания конкретной адресной помощи педагогам с учетом профессиональных возможностей и индивидуальных способностей, снижение беспокойства и тревоги в условиях преобразований в сфере образования;
— предоставление педагогу реальных возможностей для удовлетворения личностно значимых мотивов профессионального роста и личностного развития;
— использование администрацией образовательных учреждений современных механизмов мотивации профессиональной педагогической деятельности;
— изменение позиции руководителя образовательного учреждения в формировании системы мотивации педагогических работников при помощи личного положительного примера, отказа от стереотипов в принятии управленческих решений, овладения новыми методами мотивации педагогов.

Таким образом, несмотря на то, что современный учитель находится в сложных условиях профессиональной деятельности, во многом обусловленных преобразованиями в сфере образования в нашей стране, связанными с внедрением новых государственных стандартов, именно грамотно разработанная система мотивации способна стать фактором эффективности происходящих изменений. Иными словами, высокий уровень мотивации педагогической деятельности в настоящее время представляет собой одно из важнейших условий модернизации российского образования.


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология и учитель // Педагогическая психология: хрестоматия. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – С. 23 – 38.
  2. Грига А.Д., Орлицкене И.А., Худяков К.В. Трудовая мотивация в коллективах высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2013. — № 4. – С. 335.
  3. Лапушинская Г.К. Гранты для школы: особенности и возможности // Народное образование. – 2014. — № 4. – С. 111 – 117.
  4. Нестеренко М.А. Мотивация труда педагога через инновационную деятельность // Профессиональное развитие педагога. – 2017. – С. 307 – 310.