ЭЛЕМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРАВОВЫХ ПАМЯТНИКАХ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

№5,

Юридические науки

Назарова Гулназ Гусамеддин кызы


Ключевые слова: ПОТРЕБИТЕЛЬ; ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА; ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; CONSUMER; CONSUMER LAW; PETRINE EPOCH; CONSUMER RIGHTS PROTECTION; STANDARDS IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы защиты прав потребительских в период правления Петра I. Приводятся примеры существования прецедентов в области защиты прав потребителей при покупке товаров и в сфере потребительских услуг, которые заложили основу для дальнейшего развития отечественного потребительского права.

XVII-XIX вв. отмечаются бурным ростом экономики государства и соответственно развитием законодательного процесса. Принимаемые нормативные акты регулируют общественные отношения в различных сферах жизни общества, в том числе не остается без внимания потребитель. Хотелось бы назвать Новоторговый устав 1667г., который непосредственно защищал потребителя от недоброкачественных и поддельных импортных товаров. Вообще в период правления Петра I ряд указов императора были посвящены непосредственно потребительской сфере.

Принимаются указы, регулирующие торговлю пищевыми товарами. Так, указом от 18 сентября 1713 г. закреплялось право на безопасность и качество продукции. Непосредственно в источники говориться: «в мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать, и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали» [2, с. 78]. Указом 1718 г. устанавливается мера наказания за продажу недоброкачественной продукции, так при продажи «нездорового съестного харча и мертвечины… за первую вину будет бит кнутом, за вторую – сослан на каторгу, за третью – учинена будет смертная казнь» [2, с. 88].

Аналогичные положения можно найти и в Уставе воинских артикулов 1716 г., и в Указе 1722 г. На это указывает в своей статье Е.В. Науджина. Она пишет, что Петр I много внимания уделял требованиям по качеству продукции, был даже принят Указ о качестве в 1723 г., который положил начало развитию стандартизации и установлению государственного надзора в системе контроля качества. Это касалось не только внутреннего рынка, но и внешней торговли: «стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.)» [3, с. 23]. Контролировать качество продаваемой продукции возложили на полицию. В 1756 г. был принят Указ Сената, определяющий права полиции в данной области: ««пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе» [2, с. 631].

Сфера потребительских услуг так же не остается без внимания государства. С первых дней своего правления Петр I обратил внимание на ответственность лекарей. Он продолжил традицию, начатую в 1686г. Боярским приговором, по которому за ненадлежащее назначение лекарственных препаратов лекари могли быть наказаны смертью.

С.Г. Аксенов и Э.Р. Исхаков в совместной работе приводят ряд Указов Петра I, в которых так же устанавливается наказание за ненадлежащее лечение. Наказание могло последовать и за легкую небрежность (халатность), и ненадлежащее исполнение своих обязанностей вне зависимости от последствий. Авторы приводят пример, когда «в 1686 г. был наказан лекарь, который в пьяном виде перепутал лекарства, и больной скончался от неправильного лечения. В наказание его было «велено сослать с женою и с детьми в Курск» [1, с. 4].

В нормативных документах Петра I было закреплено право населения на охрану здоровья путем установления соответствующих санитарно-гигиенических условий проживания. Указ 1718 г. устанавливал требования о содержании улиц в чистоте, о расположении торговых шалашей только в разрешенных местах, в нем же говорилось о последствиях приобретения в пищу недоброкачественных продуктов в следствии их неправильного хранения. Императором было разработано и принято ряд нормативных документов касающихся аптечного дела. Указ от 22 ноября 1701 г. «обеспечивал права пациентов на надлежащее лечение тем, что реализация лекарств только в аптеках гарантировала качество препаратов, устраняя бесконтрольную продажу лекарственных средств неопределенного качества: было велено завести аптеки (числом 8) в Москве, одновременно закрыв лавки, которые продавали всякие травы и зелье вместо лекарств» [1, с. 6]. Тем самым потребителей оградили от различного рода мошенников в данной сфере.

Хотелось было отметить, что Петр I впервые вводит стандарты в сфере медицинских услуг. Указ от 14 августа 1721 г. был принят в связи большим числом шарлатанов среди лекарей и непорядков в медицинских делах. Указ можно рассматривать как прямой нормативный документ защищающий право пациента-потребителя медицинской услуги на надлежащее качество предлагаемой услуги. В соответствии с его положениями медицинскую помощь мог оказывать только медик (городской лекарь, доктор) получивший разрешение Медицинской коллегии (которая учреждалась данным указом) и имеющий специальное медицинское образование. Надо сказать, что какой-либо ответственности за нарушения данных норм предусмотрено не было, но в то же время Указом от 25 мая 1718г. «Об учреждении в новой столице – Петербурге должности Генерал-полицмейстера» на полицию возложили обязанности по выполнению санитарно-гигиенических задач. Это было начало активного участия полиции в охране прав населению в области здравоохранения, так как она «обладала правом определять нарушителю меру наказания, минуя суд» [1, с. 9].

Что касается прав потребителей в сфере общественного питания, гостиничных услуг то в данный период времени, как и в предшествующий они законодательством не рассматривались. В Московском княжестве с сер. XV в. существовали запреты на открытие питейных заведений, так как государство не разрешало населению употреблять спиртные напитки, поэтому данная сфера не развивалась. Как указывают многие ученные трактиры, кофейни рестораны и другие подобные заведения появились в России вследствие европейского влияния в петровскую эпоху, до этого же потребности в них не ощущалось. Так, «Первый трактирный дом» был открыт в 1720 г. в Санкт-Петербурге, первая кофейня в 1722 г. тоже в Санкт-Петербурге, «на Троицкой пристани, для Его Величества» [4, с. 100]. Слабо развивался гостиничный бизнес в виду отсутствия иностранцев. Большинство приезжавших в столицу иностранцев предпочитали останавливаться у близких знакомых, что касается местных дворян, то все они имели собственные дома и соответственно в услугах в гостиницах не нуждались. Поэтому первая гостиница появилась лишь в 1755 г. В России развитая система гостиничных услуг, так же как и так называем «трактирный промысел» сложилась только к концу XIX в., поэтому и права потребителей в данной сфере в петровском законодательстве не были затронуты.

Подводя итог выше сказанному можно утверждать, развитие норм в сфере прав и интересов потребителей шло не «снизу-вверх», как это было в зарубежных странах, а «сверху-вниз» путем создания нормативно-правовой базы в условиях отсутствия реально сложившихся общественных отношений, подлежащих регулированию. Петр I в отношении потребительского законодательства заложил традицию, что решение практического любого вопроса в отношении прав и интересов потребителей надо начинать с принятия нормативного акта. Такие аспекты, как проблемы применения норм права и стимулирование общественной активности, отходят на второй план.


Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Исхаков Э.Р. Государственно-правовое регулирование здравоохранения в период правления Петра I // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2012. – № 4 (22). – С. 3-8.
  2. Законодательство Петра I // отв. ред. Т.Е. Новицкая., А.А. Преображенский. – М., 1997. – 512 с.
  3. Науджина Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. – 2014. – № 6. – С. 23-26.
  4. Травер П.В. История и образ кабака и трактира в русской культуре. Ч. 1. Об истории кабака на Руси и трактира в России // История и современность. – 2013. – № 1 (17). – С. 100-116.