УДК 342.571

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

№17,

Юридические науки

Кабиров Ильназ Энгелович


Научный руководитель: Аминов И.Р. кандидат юридических наук, доцент, Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Ключевые слова: МЕСТНЫЕ НАЛОГИ; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ; МУНИЦИПАЛИТЕТ; ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; МЕСТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; LOCAL TAXES; OBLIGATORY PAYMENTS; MUNICIPALITY; REPRESENTATIVE BODY; LOCAL GOVERNMENT; LOCAL TAXATION.


Аннотация: В данной статье рассматриваются местные налоги и сборы, их классификация, элементы. Выявлены актуальные проблемы муниципального правового регулирования местных налогов и предложены рекомендации по их решению.

Воздействие муниципальных образований на рыночную экономику поставило задачи уяснения их места в гражданском обороте и особенностей их триады правомочий собственника. Муниципальная собственность выступает не только экономическим выражением самоуправленческих начал территориального коллектива, объединенного в рамках муниципального образования, но и объектом управления [1, С. 22].

В настоящее время современные принципы бюджетной политики РФ выходят на первое место, как на Федеральном, так и на региональном и местном уровне. В связи с этим необходимо отметить главную характеристику формирования, составления и использования муниципальных бюджетов. В дальнейшем, это даст возможность определить злободневные проблемы расходования местных бюджетов [2, С. 7].

Местные налоги – это такие налоги и сборы, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных муниципальных органов. Введение их в действие осуществляется согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. Местные налоги являются обязательными к уплате на территориях муниципалитетов [4].

Местные налоги носят выраженный фискальный характер и схожи с иными обязательными платежами, которые подлежат уплате в бюджет. Их предназначение заключается в обеспечении расходов материального характера муниципального бюджета. Местные налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые введены в действие в пределах определенного муниципалитета.

Обязательными элементами налогообложения при установлении местного налога являются:
1) налоговые ставки;
2) сроки и порядок уплаты;
3) формы отчетности.

Данные элементы отражены в соответствующих нормативно-правовых актах. Налоговый кодекс РФ может включать также и другие элементы налогообложения, такие как:
• налоговые льготы и основания их предоставления;
• порядок предоставления налоговых льгот;
• сумма, не подлежащая налогообложению у отдельных категорий.

В соответсвии с ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ» полномочия по установлению местных сборов и налогов, а также льгот по их уплате принадлежат представительным муниципальным органам, но стоит отметить, что органы местного самоуправления ограничены в правах установления/изменения налоговых ставок [5].

Иная ситуация в городах федерального значения – эти полномочия возложены на законы данных субъектов РФ.

Представительные муниципальные органы также имеют право:
• на принятие решений об установлении или отмене местных налогов и сборов;
• на внесение изменений в порядок уплаты налогов и сборов (в соответствии с российским законодательством).

Важно отметить, что в области правового регулирования местных налогов существуют самые различные проблемы.

Все проблемы налогового законодательства относительно имущественных налогов можно разделить на следующие группы.

Прежде всего, это неурегулированность относительно темы массового характера оценки и регистрации прав собственности, незавершенность системы управления налогом на имущество и разнородным доходом от налога на имущество, а также отсутствие системы платежного контроля и неравномерность поступления доходов от налога на имущество.

Проблемы также включают отсутствие мотивации к инвентаризации и составлению записей о собственности со стороны муниципальных властей. Конечно, основная трудность заключается в дорогостоящем и трудоемком способе регистрации собственности, который носит процедурный характер [6, С.187].

Одним из препятствий на пути создания налоговой базы являются необоснованно высокие расценки на государственные услуги, а также недостаточное количество их сотрудников.

Учитывая создание коммерческих структур, предлагающих услуги по регистрации собственности и расположенных довольно часто на территории определенных государственных учреждений, можно сказать, что эти ограничения являются преднамеренными и предназначены для создания спроса на частные услуги.

Принцип налогообложения, определенный налоговым законодательством в отношении индивидуальной собственности, не полностью совместим с условиями рыночной экономики. В результате этого проблемой текущего периода времени является наличие большого числа объектов незавершенного строительства, которые согласно с действующим законодательством не подлежат налогообложению [7].

Основная трудность заключается в том, что налоговые органы не мотивированы прилагать усилия для сбора налогов, которые не собираются в федеральном бюджете и, следовательно, не подлежат к отчетности.

Налоговые органы предпринимают попытки сократить задолженность налогоплательщиков перед консолидированным бюджетом только за счет лучшего администрирования федеральных налогов. Налоговые органы не финансируются никакими финансовыми средствами для сбора местных налогов.

На основании вышеизложенного, ключевой проблемой местного налогообложения, на мой взгляд, является дефицит местных бюджетов, а также формирование их доходов от федеральных и региональных налогов.

Бюджетная система муниципалитета не имеет достаточное поступление налоговых платежей по следующим причинам:
• действующее налоговое законодательство перестало удовлетворять потребности развития экономики (отрасли, виды деятельности, операции и т. д.), поэтому необходимо проводить его анализ и внести поправки;
• методы контроля, используемые налоговыми органами, потеряли способность отслеживать новые схемы снижения налогов и предотвращать неуплату налогов налогоплательщиками.
В связи с этим рекомендуются следующие меры:
• выделить в местные бюджеты отдельные налоги, достаточные для формирования их доходов в размере не менее 70% от утвержденных минимальных расходов. Кроме того, закон должен консолидировать долю субнациональных субъектов, в том числе муниципальных, в налоговых поступлениях, чтобы предотвратить любую неформальную координацию;
• необходимо дать местным властям право самостоятельно определять из списка местных налогов, которые будут более эффективными на данной территории, и отклонять те, которые не имеют соответствующей налоговой базы;
• обеспечить полное финансирование федеральных и региональных бюджетов расходными полномочиями, переданными федеральными и региональными законами на местном уровне;
• увеличить процент доходов (и, прежде всего, собственных бюджетов) как минимум до 25% консолидированного бюджета страны.

Таким образом, данные меры приведут к эффективному осуществлению муниципального регулирования местных налогов, позволят улучшить реальные условия жизни населения, увеличить качество государственных услуг, а также способствовать укреплению системы и повышению эффективности бюджетных расходов.


Список литературы

  1. Аминов И.Р. Муниципальная собственность — особенности правового регулирования. В сборнике: ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ / СБОРНИК СТАТЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 25-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ИНСТИТУТА ПРАВА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2016. С. 21-25.
  2. Аминов И.Р. Правовой анализ формирования местного бюджета муниципальных образований. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кафедра государственно-правовых дисциплин Центрального филиала «Российского государственного университета правосудия». 2018. С. 6-10.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018)
  6. Шаталова С.О. Местные налоги: проблемы и перспективы развития. // Научно-практические исследования. – 2017. — № 8. – С. 186-188.
  7. Правовая основа муниципальных налогов как финансовой основы бюджетов местного уровня // http://www.eurasiafinace.ru/novosti-v-rossii/746-pravovaya-osnova-munitsipalnykh-nalogov-kak-finansovoj-osnovy-byudzhetov-mestnogo-urovnya.html