УДК 37

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

№17,

Педагогические науки

Клокова Екатерина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна


Ключевые слова: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; УЧЕБНАЯ ИГРА; ТЕХНОЛОГИИ; ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ; ДЕЛОВАЯ ИГРА; СТУДЕНТ; LEARNING PROCESS; LEARNING; TECHNOLOGY; LEARNING THROUGH PLAY; BUSINESS GAME; STUDENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается учебная игра как способ реализации учебного процесса. Учебная игра может быть осуществлена за счёт определённой технологии обучения, а именно игровой. Существует много методов реализации данной технологии, в данной статье рассматривается деловая игра как форма деятельности людей в образовательной среде.

Учебный процесс на всех уровнях образования представляет собой систему из определённых последовательных действий, включающих в себя задания, контрольные работы, курсовые работы, зачёты и экзамены. Но данный процесс отнимает очень много сил и энергии у современного студента. Актуальность технологии игрового обучения состоит в том, что игра способствует усвоению знаний у обучающегося в непринуждённой обстановке. Игровые технологии помогают сделать учебный процесс более увлекательным, интересным и познавательным, что заметно влияет на работоспособность студента.

Учебная игра представляется собой взаимодействие обучения и игровой деятельности, поэтому её можно рассматривать с двух сторон: со стороны психологического аспекта, то есть поведение личности, и со стороны системного подхода, то есть как целостную систему. В это же время у студентов вырабатываются определённые умения, знания и навыки профессионального характера. Из этого следует, что в данном процессе игра выполняет учебную, развлекательную, коммуникативную и иные функции.

Исходя из этого следует, что «игровые технологии» – большая группа способов, приемов и методов, которые в процессе обучения реализуются в форме разных игр. Следует заметить, что «педагогическая игра» в отличие от других характеризуется тем, что у неё есть четко поставленная цель и соответствующий педагогический результат, которые могут быть выражены как в явном, так и в косвенном виде[1].

Игровая деятельность опирается, прежде всего, на потребности личности, то есть потребность в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и саморегуляции. Также не менее важным обстоятельством в процессе реализации технологии игрового обучения является социализация обучающегося (Л. С. Выготский), свобода студента в воображении и реализация своих интересов (А. Н. Леонтьев)[2].

Как и любая целостная система, технология игрового обучения может классифицироваться на группы по определённым критериям. Например, по мнению Г. К. Селевко педагогические игры делятся по следующим параметрам: по области деятельности; по характеру педагогического процесса; по игровой методике; по предметной области; по игровой среде[3]. Е. А. Хруцкий считает, что данные игры классифицируются на производственные, исследовательские, проектные, учебные[4]. По мнению же В. В. Петрусинского игры имеют следующие виды: драматические, спортивные и орнаментальные[5].

Одним из методов реализации технологии игрового обучения является деловая игра. Прежде всего, она выполняет функцию взаимодействия имитационного моделирования и ролевого поведения всех участников педагогической игры, в процессе которой решаются как профессиональные, так и учебные задачи[6].

Термин «деловая игра» трактуется разными учеными по-разному. Например, В. П. Галушко считает, что деловая игра – это система, которая воспроизводит управленческие процессы, влияющие в результате деятельности, путём создания определённых закономерностей, воздействующих на установление ролей тех или иных методов принятия решения[8]. Однако существует и другое мнение. Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина убеждены, что деловая игра – это способ развития творческого мышления не только в рамках игровой роли, но и в рамках профессиональной направленности[9].

Иными слова, можно сказать, что «деловая игра» — это форма взаимодействия людей, в процессе которого, во-первых, достигаются определённые цели, во-вторых, происходит имитация тех или иных ситуаций, за счёт которых осуществляется учебный процесс в системе образования[7].

Деловая игра реализуется как метод технологии игрового обучения в активной форме и отличается от остальных, прежде всего, тем, что она является:
— принудительной активацией мышления;
— занимает большой промежуток времени во время учебного процесса;
— самостоятельным способом для выработки творческого решения;
— звеном, связывающий деятельность студента и преподавателя[10].

Также стоит отметить, что деловая игра способствует:
— закреплению и совершенствованию знаний по определённой теме;
— приобретению новых навыков необходимых для будущей профессии;
— получению опыта в сфере ораторского искусства;
— развитию умения грамотно и аргументировано отвечать на вопросы;
— активизации мыслительной и познавательной деятельности;
— развитию личностного потенциала;
— развитию коммуникативных способностей и так далее[6].

В рамках реализации технологии игрового обучения нами было разработано учебное занятие, которое проводится в формате деловой игры и включает в себя два задания: кроссворд (индивидуальное) и «мозговой штурм» (коллективное).

Данное занятие включает в себя четыре этапа: организационный, выполнение задания, обсуждение результатов и подведение итогов.

Студентам предстоит проверить свои знания по «Истории отечественного государства и права» на тему «Общественный и государственный строй Московского государства XV-XVI веков», решив кроссворд.

1. Слова в кроссворде можно отгадывать в любой последовательности.
2. На листе с чистой сеткой кроссворда нужно вписать слова, которые зашифрованы в кроссворде: по одной букве в каждую клетку, включая те, в которых указаны номера слов.
3. Выполнять задание следует сначала по вертикали, а затем – по горизонтали.
4. Для экономии времени стоит зачёркивать отгаданные слова на листе задания.

Перед началом выполнения коллективного задания «мозговой штурм» группе нужно разделиться на 4 подгруппы по 4-5 человек. Данный вид работы осуществляется поэтапно:
1) распределение ролей. Каждая группа должна включать в себя: 1) секретаря, который записывает все возможные варианты решения, 2) лидера, который будет представлять свою группу, и 3) советников, то есть людей, которые активно участвуют в решении заданной ситуации.
2) ознакомление с текстом задания, с ситуацией, которую студенты должны разрешить: выявление ее особенностей, а также фактов, которые указывают на проблемы, выделение основной проблемы, выявление условий, которые воздействуют на проблему.
3) выстраивание иерархии проблем (выделение главной и второстепенных), определение проблемы, которую необходимо будет решить.
4) генерация вариантов решения проблемы.
5) оценка и анализ каждого решения, а также исследование последствий.
6) принятие окончательного решения или последовательных действий по заданной ситуации.
7) презентация каждой группой своего решения и обсуждение эффективности данных действий.
8) подведение итогов «мозгового штурма» преподавателем.

Далее подсчитываются баллы за два этапа деловой игры: индивидуальный и коллективный. По итогам подведения итогов побеждает та команда, которая наберёт большее количество очков.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии применяются для осуществления комплексных задач в педагогическом процессе, а именно овладение новыми знаниями и закрепление пройденного материала. За счёт интерактивности технологии игрового обучения, студенты способны заниматься не только научной и познавательной деятельностью, но и воплощать какие-то творческие задумки в реальность. Благодаря деловой игре, весь педагогический процесс проходит в непринуждённой обстановке, в которой студенты, имея определённые роли, могут реализовать себя.


Список литературы

  1. Копытина Т. Н., Русинова Т. И. Игровые технологии на занятиях в вузе / Гродненский государственный университет имени Янки Купалы // Личность-слово-социум.– 2006.
  2. Алижанова Х. А. Игровые технологии обучения основам менеджмента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2011.
  3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 2005. — 552 с.
  4. Хруцкий Е. Н. Организация проведения деловых игр. М., 1991.
  5. Петрусинский В. B. Игры — обучение, тренинг, досуг. М., 1994.
  6. Отращенко И. В. Использование деловой игры как метода обучения в вузе / Актуальные проблемы авиации и космонавтики // Народное образование. Педагогика. – 2017. Том 3.
  7. Панфилов, А.В. Игровое моделировае в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова; под общей редакцией В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой — М.: Издательский центр “Академия”. 2006. — 368 с.
  8. Галушко, Д. И. Деловые игры / Д. И. Галушко. — Киев : Урожай, 1989.
  9. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — Москва: Академия, 2007.
  10. Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения // Интеграция образования. – 2012. – № 2.