УДК 34

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

№17,

Юридические науки

Маслова Олеся Сергеевна


Научный руководитель: Кичеев Б.Н., Кандидат юридических наук


Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАКАЗАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ; MINOR; OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE AND EDUCATIONAL IMPACT.


Аннотация: В статье анализируются наиболее распространенные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, дается краткая характеристика состояния действующего законодательства Российской Федерации об административной ответственности несовершеннолетних, а также предлагаются меры по его дальнейшему совершенствованию.

Проблема законопослушного поведения детей и подростков стоит перед любым обществом. От того, как ведет себя подрастающее поколение, зависит будущее общества, состояние в нем правопорядка, уровень преступности.

Воспитание детей в духе уважения к установленным в обществе правилам поведения, внутренней потребности соблюдения правовых норм является сложной комплексной задачей, в решении которой должны участвовать все – начиная от родителей и закачивая государством в целом.

Одним из неотъемлемых элементов такого воспитания всегда было применение соответствующих наказаний за те или иные ненадлежащие поступки. И, если родители в пределах разумного мало ограничены в выборе соответствующего случаю наказания, то уполномоченные государством органы и должностные лица, действующие в рамках закона, как правило, не имеют права произвольно подбирать вид и размер применяемого к подростку наказания. Это не может не сказываться на эффективности привлечения подростков к соответствующему виду ответственности.

Наиболее часто совершаемыми подростками в нашей стране являются правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. В специальной литературе отмечается, что административные правонарушения являются одними из самых распространенных видов правонарушений, поскольку за их совершение каждый год к административной ответственности привлекаются миллионы граждан, среди которых около одной трети составляют несовершеннолетние лица.

Вместе с тем, законодательство об административных правонарушениях все еще очень далеко от совершенства даже применительно к совершеннолетним правонарушителям, а вопросы административной ответственности несовершеннолетних урегулированы им крайне поверхностно, можно сказать, отдельными несбалансированными штрихами.

В свое время законодатель совершенно непродуманно подошел к вопросу разграничения аспектов административной ответственности в зависимости от возраста правонарушителя. Так, без какого-либо серьезного обоснования за основу для наступления административной ответственности был взят возраст шестнадцать лет. Ведь в настоящее время очень многие деяния, формально соответствующие по своей объективной стороне соответствующим административным правонарушениям, совершаются лицами, не достигшими этого возраста. Очень распространены в среде подростков, например, мелкие хищения в предприятиях торговли, различного рода умышленные насильственные действия, мелкое хулиганство, умышленное причинение вреда чужому имуществу, жестокое обращение с животными, различные нарушения правил проезда и безопасности на железнодорожном транспорте.

Не случайно в юридической литературе встречаются предложения о снижении возраста, по достижении которого возможно привлечение к административной ответственности, до 14 лет [2, с. 59].

Можно говорить о том, что по достижении 14 лет человек уже способен сознавать не только что такое хорошо и что такое плохо, но и, в некоторых случаях, безусловно понимать, что определенное поведение в обществе запрещено и за нарушение такого запрета государством предусмотрена ответственность. Однако в основном он еще не способен четко осознавать или даже предполагать противоправность своего поведения, не знает и не обязан знать какие-то специальные нормы, нарушение требований которых может повлечь административную ответственность. Поэтому правильно было бы ставить вопрос не о снижении, а о дифференциации возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, то есть выделить те элементарные для осознания противоправности поступки, за совершение которых человек может нести ответственность с 14 лет, то есть те, за которые он должен отвечать с 16 лет и те, за которые ответственность может наступить лишь по достижении совершеннолетия.

Действующее законодательство Российской Федерации крайне «заужено» в плане выбора правоприменителем действительно эффективного вида наказания и воспитательного воздействия для несовершеннолетнего правонарушителя. В большинстве случаев административных правонарушений, наиболее часто совершаемых несовершеннолетними (например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 7.17 КоАП), мелкое хищение (статья 7.27 КоАП), действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (статья 11.1 КоАП), мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП)) в качестве наказания установлен административный штраф, либо административный арест. При этом применение последнего к несовершеннолетним законом исключено (статья 3.9 КоАП).

Безусловно, есть отдельные виды наказаний за административные правонарушения, которые напрямую влекут негативные последствия для самого несовершеннолетнего. К таким можно отнести лишение специального права (в первую очередь, права на управление мототранспортом), а также административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения [3, с. 9]. Но реально подобные наказания используются в единичных случаях, поскольку не так часто, например, несовершеннолетние мотоциклисты совершают административные правонарушения, за которые предусмотрено лишение прав.

В связи с этим было бы разумным установить в законе специальные «молодежные» виды и размеры наказаний, а также порядок замены ими, к примеру, тех же штрафов. Возможно, одним из вариантов такого рода наказаний могли бы выступать обязательные общественно-полезные работы. Заслуживают внимания такие виды административно-воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, как курс воспитательно-разъяснительных бесед, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, то есть запрета посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортными средствами, ограничения пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения суда либо органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Ильина Т. А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 10. – С. 57-62.
  3. Долгих И. П. Актуальные проблемы административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 7-11.