УДК 371.3

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ, ПРИСУЩИХ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

№17,

Педагогические науки

Быстрянцев Александр Федорович


Ключевые слова: ВУЗЫ МВД РОССИИ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ; UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA; PEDAGOGICAL PROCESS; ACTIVITY OF THE TEACHER; PROFESSIONAL EDUCATION; METHODS OF TRAINING; FUNCTIONS OF TRAINING.


Аннотация: Статья посвящена особенностям методических приемов, используемых преподавателями вузов МВД России на современном этапе развития ведомственного образования.

В последние годы вузы Министерства внутренних дел Российской Федерации активно пополняются работниками практических органов, которые все чаще замещают должности, непосредственно связанные с преподавательской деятельностью. К сожалению, далеко не всегда опытные сотрудники обладают серьезным фундаментом педагогических знаний и умений, без чего современный преподаватель просто немыслим. В первую очередь это касается методов обучения и выполняемых ими функций.

Метод обучения представляет собой упорядоченное единство методических приемов совместной деятельности преподавателя и обучаемых, которые обусловлены дидактическими задачами и направлены на достижение целей занятия. В теории педагогики отсутствует единое определение понятия «метод обучения». Каждый автор стремиться дать свою формулировку и объясняет отсутствие общепризнанного варианта сложностью и многогранностью определяемого объекта [1, с. 56]. Поиск истины вынуждает нас обратить внимание на функции методов в процессе обучения.

Педагогическая доктрина выделяет различные функции методов обучения, наиболее общепринятыми которых являются следующие:
— обучающие;
— воспитательные;
— развивающие;
— организующие;
— побудительные (активизирующие).

Обучающая функция состоит в вооружении курсантов (слушателей) знаниями, навыками и умениями, которые необходимы им в будущей профессиональной деятельности. При этом методы теоретического обучения призваны дать обучаемым целостные, взаимосвязанные, фундаментальные знания об этой деятельности.

Прочность знаний должна достигаться посредством применения методов, позволяющих вести в процессе обучения диалог. Подобные методы лишь тогда в полном объеме способны реализовать обучающую функцию, когда они путем моделирования максимально приближают обучение к реальным действиям специалистов, как в статике, так и в динамике, обеспечивая формирование умений и навыков у обучаемых.

При этом наибольшая степень понимания и усвоения программного материала курсантами (слушателями) достигается в постоянном общении преподавателя с аудиторией. Здесь важно, чтобы в применении любого метода обучения преподаватель проявлял активную жизненную позицию, излагал материал убедительно, доказательно, вел диалог целеустремленно, учитывая при этом индивидуальные особенности обучаемых. Многие исследователи справедливо отмечают, что формы участия преподавателя в дискуссии обучаемых могут быть самыми разнообразными, но они ни в коем случае не должны превращаться в элементарное навязывание своего мнения. Лучше всего это делать посредством тонко рассчитанного управления ходом дискуссии через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины [2, с. 137].

Специалисты в области педагогической науки неоднократно отмечали, что современное высшее профессиональное заведение должно не только ориентироваться на профессиональную подготовку обучаемых, но и реализовывать важнейшую социальную функцию – воспитание человека [3, с. 48]. Воспитательная функция должна присутствовать на каждом занятии. Преподаватель обязан реализовывать ее во всех методах обучения. Достигается это, во-первых, умением преподавателя при изложении учебного материала воздействовать на волю и чувство курсантов (слушателей), а также на их интеллект, а во-вторых, тщательным отбором содержания материала того или иного занятия. Кроме того, воспитательный эффект имеют авторитет преподавателя, его любовь к своей учебной дисциплине и формирование у обучаемых уважительного к ней отношения.

Умелое применение преподавателем воспитательной функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов – принципа воспитывающего обучения. Благодаря ему курсант (слушатель) формируется не только как специалист, но и как гражданин России, как личность со своими убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Развивающая функция характеризуется тем, что каждый метод обучения должен быть ориентирован преподавателем не на память, а на мышление курсантов (слушателей). При этом нельзя не согласиться с Н.И. Рафибаевой, утверждающей, что развивающая функция обучения, в первую очередь, направлена на формирование и развитие сознания и поведения в процессе обучения [4, с. 267].

Реализация этой функции через методы обучения преследует цель – не только передать обучаемым знания, но и научить их мыслить плодотворно, научно. Это особенно важно сегодня, так как современная правоохранительная деятельность требует от сотрудников высокого уровня развития их интеллекта, способности глубоко проникать в суть событий, принимать всесторонне взвешенные решения, приходить к обоснованным выводам.

Подобная повышенная требовательность сейчас предъявляется ко всем специалистам органов внутренних дел, поскольку они все время имеют дело с людьми, отличающимися друг от друга не только в профессиональном плане, но и по уровню своего развития. С каждым из них необходимо уметь наладить диалог и найти взаимопонимание, соблюдая при этом требования законности. Все методы обучения вместе и каждый из них по отдельности, при методически правильном и корректном их применении, способствуют всестороннему развитию курсантов (слушателей), формированию у них творческого мышления.

Организующая функция каждого метода обучения призвана научить курсантов (слушателей) управлять своей самостоятельной работой по усвоению программного материала. Данная функция по-разному реализуется в методах обучения. В тех, которые предусматривают постановку обучаемым проблем для самостоятельного решения, преподаватели специально усиливают ее с помощью акцентирования внимания на том, как лучше усвоить материал, самостоятельно подготовиться к семинару либо решить задачи и т.п. Важная роль в реализации данной функции отведена преподавателю при ориентировании курсантов (слушателей) в ходе раскрытия темы на новую учебную литературу, научные статьи и пр.

Эффективность реализации организующей функции напрямую зависит от того, насколько правильно, готовясь к занятию, преподаватель сумеет определить место организационным указаниям в общем плане изложения темы, каким образом он мотивирует курсантов (слушателей) на самостоятельную работу по усвоению учебного материала.

Побудительная (активизирующая) функция призвана развивать у обучаемых интерес к предмету, теме и мотивировать каждого из них и взвод в целом к учебе. В методах обучения данную функцию преподаватели реализуют на занятиях с помощью всевозможных методических средств и приемов.

Опытные преподаватели, обладающие серьезным багажом педагогических знаний и умений и широко применяющие на лекциях, семинарах и практических занятиях различные побудительные мотивы, технические и прочие средства наглядности, умело активизируют познавательную деятельность курсантов (слушателей), постоянно переключая их внимание с объекта на объект. Это способствует повышению качества усвоения учебной информации.

Преподаватели, которые не обладают достаточным арсеналом методических приемов, не умеют или не желают использовать современные технические средства, не в состоянии обеспечить необходимую активность обучаемых на своих занятиях. Фактически они разделяют все методы обучения на активные и пассивные, не учитывая основное требование, предъявляемое сегодня к преподавателю: любое занятие должно проводиться интересно и активно. В противном случае оно не сможет достичь своих дидактических целей. Обеспечение высокой активности курсантов (слушателей) на всех видах занятий является тем искусством, к которому обязан стремиться каждый преподаватель, работающий в образовательной организации МВД России.


Список литературы

  1. Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. №1. С. 56-61.
  2. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. №14. С. 136-144.
  3. Александрова А.Л. Реализация воспитательной функции в обучении студентов на занятиях по педагогике в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 2. С. 48-52.
  4. Рафибаева Н.И. Вопросы теории и практики реализации развивающей функции обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2016. №2(47). С. 267-273.