УДК 34.09

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

№17,

Юридические науки

Задорожный Александр Петрович


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ; БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ; ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИЙ; ECOLOGICAL TOURISM; BIOLOGICAL DIVERSITY; NATURAL RESOURCES; ENVIRONMENT; SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.

Экологический туризм является одним из наиболее перспективных направлений и согласуется с развитием экологического туризма с национальной стратегией устойчивого развития страны. Национальное использование природных ресурсов, в том числе для рекреационных целей, является важной социальной, экономической и экологической задачей.

Туризм с различной степенью ограничений возможен в биосферных заповедниках, национальных парках и в государственных природных заповедниках, а национальные парки являются основными объектами экотуризма в нашей стране, как и за рубежом и управляются природные парки субъектами Российской Федерации.[4].

Большая часть российского законодательства является правовой основой регулирования особо охраняемых природных территорий: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 20.12.2004 г.№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 7.05.2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 1 .05. 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и др.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (пункт 1 статьи 9). Это положение рассматривается как конституционное утверждение экологической функции государства и природоохранных субъектов и несут ответственность за охрану окружающей среды и некоторых природных ресурсов.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 31.12.2017 года предусматривается, что экономическая и иная деятельность государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, местных органов власти, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду. И должна осуществляться на основе следующих принципов: уважение права человека на благоприятную окружающую среду; научное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека; устойчивого развития и благоприятных условий; — приемлемость воздействия экономической и иной деятельности на окружающую среду с учетом требований охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «О специально охраняемых природных территориях» гласит следующее, что касается важности такого важного объекта экотуризма как особо охраняемых природных территорий, и он определяет особо охраняемые природные районы, определяет, что специально охраняемые природные районы принадлежат к национальным объектам, и регулирует отношения в области организации, защиты и использования специально охраняемых природных районов в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, замечательных природных объектов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за ее развитием, экологического просвещения населения.[2]

В России в отношении экотуризма рассматриваемые правовые документы имеют первостепенное значение и показывают, что в основном в законодательстве посвящена правовой базе регулирования особо охраняемых природных территорий. Юридическое оформление экологических методов управления туристической отраслью России, то ситуация на сегодняшний день не совсем соответствует европейской практике и европейским стандартам, так как это относительно новое дело для российского туризма. Создание правового оформления экологического туризма является неотложной и необходимой перспективой развития туристической отрасли в России.[3]

Таким образом, экотуризм в настоящее время является одной из самых динамичных туристических отраслей в мире. В России много туристических объектов, в том числе экологических и развитие экотуризма может не только поднять экономику нашей страны на новый уровень, но и обеспечить лучшее содержание основного объекта экотуризма — особо охраняемых природных территорий России.


Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды»
  3. Скибицкий М.М. Глобальные проблемы современности : Учеб. пос. // — М. : ФА, 2003
  4. Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. //- М.: Финансы и статистика, 2004. — 360 с.