УДК 34

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

№17,

Юридические науки

Заманов Данис Тагирович


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ; КОНТРОЛЬ; МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА; РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ; НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ; ORGANIZATION; CONTROL; MUNICIPAL SERVICE; RUSSIAN FEDERATION; LEGAL AND REGULATORY.


Аннотация: В данной статье отражены некоторые аспекты по вопросу организации контроля в области муниципальной службы, приводятся рекомендации по совершенствованию системы муниципальной службы в дальнейшем развитии.

Контроль является одной из важнейших функций муниципальной власти и несомненным плюсом изменений в области правового регулирования организации местного самоуправления является выделение среди органов местного самоуправления самостоятельного института муниципального контроля [1, c.42].

Российская Федерация находится в процессе формирования демократической и правовой государственности и ей характерно становление новых органов государственной власти и местного самоуправления. Это посодействовало появлению совокупности взаимосвязанных юридических норм, которые обеспечивают реновацию методов регулирования служебных отношений, ввиду чего происходит процесс образования совершенно новой государственной и муниципальной службы [2, c.15].

Деятельность этих служб основывается на таких основных принципах как законность, гласность и профессионализм. Она состоит только их компетентных должностных лиц, муниципальных служащих, на которых возлагается большая ответственность за исполнение своих должностных обязанностей. Отсюда и вытекает актуальность выбранной темы, поскольку в современности муниципальная служба является предметом исследования различных дисциплин, различных научных подходов. Ввиду некоторой сложности в изучении данного вида социального управления основы междисциплинарного исследования становятся еще более востребованными.

В процессе данного исследования вытекают следующие задачи:

— охарактеризовать специфику организации контроля в области муниципальной службы,
— привести некоторые рекомендации по совершенствованию в будущем структуры муниципального права, его организации контроля.

Следует отметить, что многие исследователи обращали особое внимание на некоторые важные аспекты данной области изучения. Немаловажный вклад в развитие отечественной науки государственной и муниципальной службы внесли Г.В. Атаманчук, И.Л.Бачило, Д.М. Овсянко, М.И.Пискотин, Л.Л.Попов и многие другие. В период подготовки и проведения реформы государственной службы, а также в период создания муниципальной службы по этим аспектам были опубликованы труды К.С.Вельского, А.Ф.Ноздрачева, Ю.Н.Старилова [1, c.78].

Следовательно, на основании произведенного анализа источников большинства исследователей и специалистов, ввиду научной литературы, дается понять, что существует различное количество трактовок к определению понятия «контроль».

Контроль – это процесс, который происходит при осуществлении руководства организации, он определяет, верны ли его решения и необходимо ли вносить исправления. Также под интерпретацией контроля можно понимать процесс обеспечения достижения организацией определенных целей [2, c.15].

Всякий контроль имеет свои особые принципы, наряду с которыми происходит и сам процесс организации контрольной деятельности. Необходимо уточнить то, что контроль должен быть всесторонним, иными словами, держать во внимании главные сферы деятельности организации и процессы, выполняющиеся в нем.

Контроль в сфере муниципальной службы не может осуществляться одним лицом, поэтому важно отметить количественный состав, состоящий из определенного количества компетентных должностных лиц.

Он может охватывать весь состав сотрудников организации или большую его часть, потому как оптимальный контроль – это самоконтроль, и для того, чтобы он соблюдался, должна существовать личная заинтересованность должностных лиц, выполняющих свои обязанности. Учитывая это, требуется добровольно отказаться от контроля и как можно больше увеличить полномочия людей в процессе реализации своих обязанностей.

Если вести речь о контроле, осуществляемым государством, то это система, которая охватывает такие сферы, как политическая, финансовая, производственная и социальная жизнь населения. Основы закрепляются в официальном порядке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2007 № 25 –ФЗ (О муниципальной службе в РФ). С течением времени, происходит постепенное изменение системы муниципальной службы. К примеру, после упразднения института народного контроля сильно увеличилось влияние аудиторского надзора. Кроме этого, внедрялись нормы, такие как либерализация, ужесточение оценки предпринимательской и общественной деятельности[3, c.112].


Рисунок 1. Функции государственного контроля

Существует отличие между государственной и муниципальной службой, и оно состоит в том, что задачи и цели государственной службы более масштабны. Они требуют значительно больше усилий и более высокий уровень компетентности. Муниципальная служба требует больше оперативности. Муниципальный служащий должен очень быстро реагировать на сложные и проблемные ситуации (Табл.1). От скорости принятия решения муниципального служащего может зависеть многое. Кроме того задачи, которые стоят перед муниципальными служащими намного сильнее социально ориентированы и обострены[4,c.29].

Таблица 1.

Сравнительная таблица муниципальной и государственной службы

Муниципальная служба

Государственная служба

Общие черты и сходства

Тождественные квалификационные требования к служащим
Основные принципы классификации должностей
Основные принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим

Характерные различия

Видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Вид деятельности граждан в государственных органах власти — на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Обычной практикой для муниципальной службы является присвоение классных чинов без квалификационного экзамена Присвоение нового классного чина для государственного служащего возможно только при успешной сдаче квалификационного экзамена

Точки зрения большинства специалистов расходятся в определении понятия «государственный контроль» и выдвигают собственное мнение. Некоторые трактуют государственный контроль как процесс, при котором обнаруживается независимый вид деятельности, роль которого заключается в надзоре за тем, чтобы функционирование объекта отвечало установкам, которые были получены от должностного лица, либо от управляющего. Анализируя позицию других исследователей, государственный контроль демонстрирует в первую очередь урегулированная правом последовательность действий, которая преимущественно ориентирована на установку потенциальных составов правонарушений. Данный процесс, как правило, имеет в своём составе несколько стадий, так, государственный контроль включает в себя фазу, на которой контролирующий орган получает нужную ему информацию, некую фазу правовой квалификации и принятия решения о назначении каких-либо принудительных мер в отношении контролируемого субъекта.

Но большинство специалистов отдают приоритет суждению, согласно которому это отдельная форма власти. Такого рода надзорная деятельность в той или иной степени присуща почти любому органу власти, однако при этом никак не считается основной. Общий надзор, что создают исполнительные органы, содержит в себе контроль за соблюдением и осуществлением Конституции, Указов Президента, федеральных законов, постановлений и распоряжений, установленных Правительством, нормативно-правовых актов, разработанных исполнительными федеральными органами. Для того чтобы осуществлять контроль за экономическими процессами в государстве, правительство применяет финансовый надзор. Данный надзор подразумевает под собой комплекс мероприятий, ориентированных на наблюдение, оценку и прогноз образования, применения, пользования и распределения части финансовых ресурсов, специально выделенных в виде фондов целевого использования. Кроме этого, процесс выполняется в соответствии с законодательством и подразумевает достижение общественного и экономического развития страны и ее субъектов.[5,c.67].

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что каждое государство обладает присущими только ему ресурсами природы, интегральной частью финансового института, а кроме того, интеллектуальным резервом.

От опытного формирования управления государством непосредственно зависит степень развития его экономического и социального формирования. Проще говоря, организация управления складывается из числа социальных активных институтов, представителей государственной власти и территориального устройства[6,c.15]. Руководство страной включает в себя деятельность, осуществляемую законодательными, судебными и исполнительными органами государственной власти.

Реализация данной задачи возможна при наличии качественного контроля, который обеспечивает точное, строгое, унифицированное выполнение законов, выдвигающегося гарантом реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, что предоставляет возможность гражданам воздействовать на формирование и функционирование организаций общегосударственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных и городских служащих[7,c.39].


Список литературы

  1. Аминов И.Р. Контрольные органы муниципальных образований как функция муниципальной власти // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. 2017. № 2 (17). С. 13-16.
  2. Авакьян, С. А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России / С.А. Авакьян. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 720 c.
  3. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности: моногр. / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 256 c.
  4. Берг, О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий: моногр. / О.В. Берг, А.А. Сергеев. — М.: Вузовская книга, 2017. — 568 c.
  5. Васильев, В. И. Муниципальное право России / В.И. Васильев. — М.: Юстицинформ, 2017. — 429 c.
  6. Вифлеемский, А. Б. Новое правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2017. — 312 c.
  7. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. — М.: Академия, 2017. — 336 c.
  8. Гриценко, Е. Публично-частное партнерство в муниципальной сфере. Германский и российский опыт / Е. Гриценко. — М.: Инфотропик Медиа, 2017. — 337 c.