УДК 34

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ВЗЫСКАНИЯ

№17,

Юридические науки

Шайжанова Алина Нурбулатовна


Научный руководитель: Шарипова Э.А., кандидат философских наук, доцент, Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЪЕКТЫ; ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ; LOCAL SELF-GOVERNMENT; MUNICIPAL PROPERTY; OBJECTS; FORECLOSURE.


Аннотация: В данной статье содержатся основные проблемы правового регулирования обращения взыскания на муниципальную собственность.

Одной из начал конституционного строя и гарантией демократии в Российской Федерации является местное самоуправление, позволяющее реализовать потенциал сельских и городских поселений, что в свою очередь составляет основу деятельности субъектов РФ.

Статья 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая Конституций РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций [2]. Из чего следует, что местное самоуправление — это один из самых очевидных и наглядных примеров народовластия в нашей стране.

Объекты, которые могут входить в состав муниципальной собственности определило Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. №3020-1. Конкретно в приложении № 3 приведено следующее:

1) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
2) жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия;
3) объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
5) оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
6) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.
7) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Сегодня, с учетом делегирования муниципалитетам многих публичных функции, перечень объектов, входящих в муниципальную собственность, определен в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» для каждого типа муниципалитета отдельно.

Однако, ни один муниципалитет не может решать, поставленные перед ним задачи, а также осуществлять уставную деятельность без обособленного имущества, а потому закон выделяет третью разновидность собственности -муниципальную, помимо частной и государственной.

Объектами муниципальной собственности могу быть различные земельные участи, строения, здания, предприятия, а также движимое имущество. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает перечни видов собственности для каждого муниципалитета в зависимости от его типа. Из этого следует, что довольно большой перечень объектов может быть обращен в муниципальную собственность [2].

В этой связи встает вопрос о возможности наложения взыскания на объекты муниципальной собственности, данный вопрос породил много споров в научно-правовой доктрине муниципального права.

Так, п. 1 ст. 124 ГК РФ включает генеральную норму, согласно которой субъекты РФ, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в гражданских отношения на равных началах с другими участниками этих отношений из чего следует, что наложение взыскание на имущество муниципалитетов возможно, так как они освобождаются от государственного иммунитета в данной сфере [1]. И здесь присутствует оговорка, далее, ст. 126 ГК РФ гласит, что муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом, однако обращение взыскания возможно лишь в случаях прямо предусмотренных законом[1]. Как утверждают Фомин А. Ю. и Аминов И. Р. в своей работе, посвященной данной теме, такая формулировка нормы должна предполагать наличие определенного перечня имущества, взыскание которого невозможно, однако, ни в одном нормативном или подзаконном акте, такого «списка» не приводится, что, по мнению авторов, не является корректным с правовой точки зрения [3].

Также, в п. 2 ст. 126 ГК РФ сказано, что юридические лица, созданные муниципальным образованием не несут ответственности по обязательствам муниципалитета [1]. Что, по мнению авторов, является пробелом в законодательстве, поскольку объекты муниципальной собственности могут быть оформлены на юридическое лицо, созданное этим муниципалитетом, во избежании взыскания по обязательствам, так как, в таком случае, оно не будет возможным в силу приведенной нормы.

Существующие проблемы, по мнению авторов, возможно решить изданием постановления пленума ВС РФ, в котором будет определен перечень случаев, когда может быть обращено взыскание на объекты муниципальной собственности, а также порядок его осуществления [3].

Таким образом, процесс взыскания муниципальной собственности является довольно сложным, поскольку не до конца определено его правовое положение, а потому, от разрешения данного вопроса зависит полнота и целостность муниципального права.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая) от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 26 ноября 2001 г., от 18 декабря 2006 г. (с изм. и доп.)
  2. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996 № 141-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35
  3. Фомин А. Ю., Аминов И. Р. Муниципальная собственность как объект взыскания. // Материалы II Международной научной конференция СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ИННОВАЦИИ. Ставрополь. 2015.