УДК 34
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ВЗЫСКАНИЯ
№17,
Юридические науки
Шайжанова Алина Нурбулатовна
Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЪЕКТЫ; ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ; LOCAL SELF-GOVERNMENT; MUNICIPAL PROPERTY; OBJECTS; FORECLOSURE.
Одной из начал конституционного строя и гарантией демократии в Российской Федерации является местное самоуправление, позволяющее реализовать потенциал сельских и городских поселений, что в свою очередь составляет основу деятельности субъектов РФ.
Статья 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая Конституций РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций [2]. Из чего следует, что местное самоуправление — это один из самых очевидных и наглядных примеров народовластия в нашей стране.
Объекты, которые могут входить в состав муниципальной собственности определило Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. №3020-1. Конкретно в приложении № 3 приведено следующее:
1) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
2) жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия;
3) объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
5) оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
6) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.
7) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Сегодня, с учетом делегирования муниципалитетам многих публичных функции, перечень объектов, входящих в муниципальную собственность, определен в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» для каждого типа муниципалитета отдельно.
Однако, ни один муниципалитет не может решать, поставленные перед ним задачи, а также осуществлять уставную деятельность без обособленного имущества, а потому закон выделяет третью разновидность собственности -муниципальную, помимо частной и государственной.
Объектами муниципальной собственности могу быть различные земельные участи, строения, здания, предприятия, а также движимое имущество. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает перечни видов собственности для каждого муниципалитета в зависимости от его типа. Из этого следует, что довольно большой перечень объектов может быть обращен в муниципальную собственность [2].
В этой связи встает вопрос о возможности наложения взыскания на объекты муниципальной собственности, данный вопрос породил много споров в научно-правовой доктрине муниципального права.
Так, п. 1 ст. 124 ГК РФ включает генеральную норму, согласно которой субъекты РФ, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в гражданских отношения на равных началах с другими участниками этих отношений из чего следует, что наложение взыскание на имущество муниципалитетов возможно, так как они освобождаются от государственного иммунитета в данной сфере [1]. И здесь присутствует оговорка, далее, ст. 126 ГК РФ гласит, что муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом, однако обращение взыскания возможно лишь в случаях прямо предусмотренных законом[1]. Как утверждают Фомин А. Ю. и Аминов И. Р. в своей работе, посвященной данной теме, такая формулировка нормы должна предполагать наличие определенного перечня имущества, взыскание которого невозможно, однако, ни в одном нормативном или подзаконном акте, такого «списка» не приводится, что, по мнению авторов, не является корректным с правовой точки зрения [3].
Также, в п. 2 ст. 126 ГК РФ сказано, что юридические лица, созданные муниципальным образованием не несут ответственности по обязательствам муниципалитета [1]. Что, по мнению авторов, является пробелом в законодательстве, поскольку объекты муниципальной собственности могут быть оформлены на юридическое лицо, созданное этим муниципалитетом, во избежании взыскания по обязательствам, так как, в таком случае, оно не будет возможным в силу приведенной нормы.
Существующие проблемы, по мнению авторов, возможно решить изданием постановления пленума ВС РФ, в котором будет определен перечень случаев, когда может быть обращено взыскание на объекты муниципальной собственности, а также порядок его осуществления [3].
Таким образом, процесс взыскания муниципальной собственности является довольно сложным, поскольку не до конца определено его правовое положение, а потому, от разрешения данного вопроса зависит полнота и целостность муниципального права.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая) от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 26 ноября 2001 г., от 18 декабря 2006 г. (с изм. и доп.)
- Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996 № 141-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35
- Фомин А. Ю., Аминов И. Р. Муниципальная собственность как объект взыскания. // Материалы II Международной научной конференция СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ИННОВАЦИИ. Ставрополь. 2015.