УДК 378.1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

№17,

Педагогические науки

Быстрянцев Александр Федорович


Ключевые слова: ВУЗЫ МВД РОССИИ; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ; ЛИЧНОСТЬ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA; EDUCATIONAL FUNCTION; PEDAGOGICAL PROCESS; ACTIVITY OF THE TEACHER; PERSONALITY; PROFESSIONAL EDUCATION.


Аннотация: Статья посвящена роли воспитательной функции в деятельности профессорско-преподавательского состава вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения [1]. Вместе с тем, на сегодняшний день в образовательных организациях высшего профессионального образования МВД России обучающая функция преобладает над воспитательной, что в корне не верно. Любой вуз располагает богатым и неоценимым воспитательным потенциалом, заложенным в предусмотренных для изучения учебных дисциплинах. Поэтому задача каждого преподавателя — выявлять и использовать этот потенциал [2, с. 21].

Под воспитательной функцией преподавателя, реализуемой им в педагогическом процессе, следует понимать такое направление его работы, которое обеспечивает решение непосредственно воспитательной задачи, определенной целями формирования всесторонне развитой личности сотрудника органов внутренних дел. Воспитательная функция в качестве ведущего направления педагогической деятельности реализуется посредством следующих своих разновидностей:
— диагностической деятельности;
— целеориентационной деятельности;
— планирующей деятельности;
— организаторской деятельности;
— мобилизационно-побудительной деятельности;
— коммуникативной деятельности;
— контрольно-аналитической и оценочной деятельности;
— координационно-корректирующей деятельности.

Диагностическая деятельность заключается в изучении курсантов (слушателей), особенностей их характера, потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и других особенностей личности. Преподаватель изучает условия жизни курсантов (слушателей), прогнозирует их воспитательные возможности. При этом он должен использовать широкий спектр методов педагогики и психологии, позволяющий изучать личность во всем многообразии ее проявления. Психолого-педагогическая диагностика — это достаточно сложная и относительно новая область профессиональной деятельности педагогов, которая интегрирует в себе диагностические подходы, сложившиеся как в психологии, так и в педагогике [3, с. 195].

Основное внимание необходимо уделять изучению и оценке системы отношений курсанта (слушателя) к своим товарищам, преподавателю, окружающему миру, самому себе, к знаниям и наукам. В конечном итоге это позволит определить уровень воспитанности обучаемых и наметить средства и пути формирования системы отношений, соответствующей критериям профессиональной деятельности.

Целеориентационная деятельность состоит в правильности выбора и постановки воспитательных задач как отдельным курсантам (слушателям), так и целым учебным взводам. При реализации воспитательных целей преподаватель должен учитывать уровень воспитанности и воспитуемости каждого обучаемого. При этом воспитуемость личности характеризуется как упорядоченное единство качеств, которые определяют ее способность откликаться на оказываемые на нее воздействия.

Понятие «воспитуемость» не равнозначно понятиям «конформизм», «подражание». В воспитуемости сливаются воедино способности, задатки человека, индивидуальные особенности протекания психических процессов, психических состояний, отражающихся в его характере. Такие черты личности, как прямодушие, открытость, расположение к людям, безусловно, определяют лучшие условия воспитуемости, чем скрытность, лживость, эмоциональная невыдержанность, недоверчивость.

Планирующая деятельность состоит в определении системы мероприятий, которые способны обеспечить достижение целей и задач воспитания. Планирование не должно в обязательном порядке отражаться в разработке бумажных планов воспитательной работы, это анахронизм. Чаще всего, преподаватель, работающий с небольшим количеством курсантов (слушателей), в состоянии удержать в голове основные намечаемые им мероприятия как индивидуального, так и группового воздействия. Однако, если число обучаемых велико, то целесообразно и бумажное (цифровое) планирование, позволяющее не упустить из виду чрезвычайно важных в воспитании «мелочей».

Организаторская деятельность состоит в создании качественного организаторского обеспечения воспитательного процесса; организаторские действия – одни из наименее реализуемых в деятельности преподавателя. Как правило, причиной провала, не достижения воспитательного эффекта того или иного мероприятия выступает именно плохая организация. Большинство воспитательных намерений преподаватель пытается осуществить сам либо вовлекает в них незначительную часть курсантов (слушателей). Современная теория организаторской деятельности предполагает вовлечение в воспитательный процесс всего учебного взвода.

Мобилизационно-побудительная деятельность выражается в развитии у обучаемых психологической готовности и способности к восприятию воспитательных воздействий. Преподаватель, отличающийся педагогической глухотой, не в состоянии найти общего языка с курсантами (слушателями). Его слова и убеждения не находят отклика в их душах. Такой преподаватель с легкостью начинает исповедовать идеалы административно-командной педагогики. Опытный же преподаватель прежде всего озабочен тем, чтобы расположить к себе обучаемых, снять барьер «ожидания воспитания», создать атмосферу психологической готовности к совместной работе с курсантами (слушателями).

Коммуникативная деятельность заключается в установлении и поддержании преподавателем необходимого воспитательного контакта, основанного на доверии между ним и курсантом (слушателем), взаимопонимании и взаимном уважении. Главным продуктом коммуникативной деятельности педагога является личность. Современный педагог – это профессиональный коммуникатор, который выстраивает свою деятельность на основе аргументированного, профессионального диалога [4, с. 70].

Коммуникативная деятельность не должна сводиться только к вербальному общению, хотя оно и выступает основной формой её реализации. Роль коммуникации в процессе воспитания подчёркивается тем, что некоторые преподаватели рассматривают сущность воспитательной работы исключительно как коммуникативную деятельность.

Преподаватели, пришедшие в образовательные организации МВД России из практических органов (как принято говорить, «с земли») и не обладающие надёжным фундаментом педагогических знаний и умений, нередко указывают, что труднее всего им дается именно коммуникативная деятельность. Они испытывают серьезные затруднения при решении воспитательных задач, не могут наладить контакт с курсантами (слушателями). Анализ деятельности этой категории преподавателей показывает, что в общении с курсантами (слушателями) они, чаще всего, занимают откровенно поучающую позицию.

Контрольно-аналитическая и оценочная деятельность сводится к контролю, анализу и оценке различных видов деятельности курсантов (слушателей) и их поведения. Наблюдая и анализируя деятельность обучаемых, преподаватель постоянно выявляет факты, которые свидетельствуют об уровне их профессиональной воспитанности. Для этого он обязан владеть методами сбора, анализа и оценки психолого-педагогической информации, необходимой для воспитательных целей. К таким методам, в первую очередь, относятся: методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа, экспериментальный метод, математические методы обработки информации и пр.

Координационно-корректирующая деятельность определяет поведение преподавателя, направленное на объединение усилий всех педагогов, работающих с учебным взводом, а также куратора взвода, руководства курса и вуза в работе с конкретным взводом, а иногда и с отдельными курсантами (слушателями). В конечном итоге, стремление преподавателя объединить усилия всех для решения конкретной педагогической задачи зависит от его внутренней педагогической концепции. Наиболее успешно координационно-корректирующая деятельность преподавателя осуществляется в тех вузах, в которых царит дух педагогической озабоченности не только за эфемерный средний балл, но и за качества личности каждого курсанта (слушателя).

В заключении хотелось бы особо подчеркнуть, что совершенствование воспитательного процесса состоит в творческой деятельности преподавателей, которая основана на использовании современной педагогической науки и передовой педагогической практики.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 30.12.2018).
  2. Осипов П.Н. Воспитание как первостепенная задача вузовского образования // Право и образование. 2014. №5. С. 21-32.
  3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Пескова Н.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 195-198.
  4. Барахович И.И. Коммуникативная деятельность педагога в инновационном образовательном пространстве // В сборнике: Коммуникативные процессы в образовательном пространстве материалы Международной научно-практической конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2015. С. 67-79.