УДК 34
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАН
№16,
Юридические науки
Прокин Максим Романович
Ключевые слова: ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА; ГРАЖДАНИН; ГОСУДАРСТВО; ПРАВОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ; ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ; LEGAL CONSCIOUSNESS; LEGAL CULTURE; CITIZEN; STATE; LEGAL FORMATION; SOCIAL CONDITIONALITY; LEGAL EDUCATION; LEGAL VIEWS.
Существует множество научно-исследовательских работ по вопросу о правосознании граждан. Многогранность этих теорий проявляется в том, что учёные мыслители жили в различные исторические эпохи и имели специфические взгляды и представления о мире.
Если взять одного из учёных А.П. Плешакова, то он указывает тот факт, что для России проблема формирования правовой культуры граждан, является первичной. Эта одна из острых проблем в период, когда объективно происходит разрушение многих нормативных образцов, меняются ценности, идеи, представления и цели граждан, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия и регулирования [1].
В современном мире существует постоянно назревающая проблема о правосознании. В создании правового государства и гражданского общества правосознание играет важную роль. Считается необходимым повысить правовое сознание граждан. Это важно для того, чтобы граждане были прежде всего независимыми относительно своих прав. Проявление это вытекает из того, что гражданин будет знать свои права и в процессе чего сможет ими полноценно воспользоваться. Правовое сознание очень важный и неотъемлемый аспект в жизни каждого гражданина. В настоящее время, с развитием государства и демократии, с созданием социального государства, важное значение занимает минимальное отрицание права и повышение правового сознания.
Правовое сознание — это особый комплекс правовых взглядов, идей и оценок, а также убеждений, в которых выражается отношение индивида или общества к существующему праву.
Правовое сознание граждан занимает ключевое место в процессе образования и формирования социального государства. Правовое сознание основано на психологических, а также логических представлениях человека о праве и его сущности. Причиной большинства революций была не социальная обусловленность государства. Для формирования социальной обусловленности граждан, необходимо развитое правовое сознание[2].
Правовая культура определяет уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опирается исполнительная власть и должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности и значимости права как неотъемлемой части каждого гражданина.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать мини-вывод о том, что правовое сознание и правовая культура соотносится как частное и общее. Правовая культура содержит в себе правосознание граждан и определяет его уровень и оценку.
Необходимость повышения правового сознание заключается в том, чтобы предотвратить нарушения прав гражданина и обезопасить его от всех истекающих негативных явлений и процессов. Нарушения могут быть выявлены в незаконных действиях правоохранительных и судебных органов, в необоснованном отказе от предоставления услуг органами власти, отказ гарантий защиты от преступных посягательств и т. д. Причиной безнаказанности данных нарушений является отсутствие у граждан знаний нормативно-правовых актов. При должном правовом сознании, гражданин должен понимать, что было нарушено его право и он обязан предпринять все необходимые процессуальные и материальные меры, для восстановления своего нарушенного права. Этот критерий помогает оценить уровень образования гражданского общества.
В формировании правового сознания граждан, главную роль и особое место занимают такие институты государства, как: семья, школа, университеты, правоохранительные органы, общественные организации и ассоциации, а также органы государственной власти.
Развитие правового сознания гражданина, способствует преодолению отсталых взглядов и идей отклоняющегося поведения, а также избегает случаев с различным произволом и определённым насилием над личностью. Гражданам необходимо иметь взвешенные правовые представления. Так, например, борьба с преступностью играет ключевую роль в сознании граждан, и на этих началах укрепляется законность и прежде всего правопорядок в государстве. Без таких взглядов невозможно построить гражданское общество и правовое государство[3].
Ранее перечисленные институты государства должны преследовать перед собой цель становления сильной демократической и социальной государственности, а достичь этого можно путем просвещения граждан. Для повышения уровня правовой культуры необходимо прежде всего правовое формирование и правовое воспитание личности. Эти два понятия с первого взгляда схожи, но на самом деле они не являются тождественными.
Под правовым формированием мы может назвать (правовое воспитание в широком смысле), — то есть весь процесс получения знаний о праве и формирование правовой культуры под влиянием самых различных факторов (идеологических, политических, экономических, социальных и т.д.).
А правовое воспитание содержит в себе ряд некоторых основных задач, которые формируют правовое сознания и правовую культуру у граждан. В задачи становления правового воспитания входит формирование: знаний о праве; умений применять эти знания на практике; а также привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Так же для повышения правовой культуры и правового сознание граждан, необходима так называемая пропаганда, которая будет освещать граждан знаниями о праве и его сущности. Так же, помимо этого, чтобы повысить уровень правовой культуры в государстве, необходимо правовое воспитание граждан. В этом заключается принятие каких-либо мер к правонарушителям, с целью их правового воспитания. Правовым воспитанием занимаются органы внутренних дел, суды, прокуратуры, а также органы, исполняющие наказания (ФСИН) и др.[4].
Прежде всего заботиться о повышении правовой культуры граждан должно государство. Это должно быть в их интересах. Государство как орган власти должен проводить различного рода реформы, а также ставить перед собой задачи, которые будут направлены на повышение правового сознания и правовой культуры граждан.
Задачи могут быть различного рода и рассчитанные на значительный круг людей. Примером задач может служить: предоставление доступа гражданам к нормативно-правовым документам; проведение мероприятий среди школьников и студентов, связанных с правовыми процессами и явлениями. Государству тяжело одному преодолевать трудности, связанные с повышением правовой культуры граждан. Для реализации государственных задач, гражданам необходимо прислушаться к Государственным мероприятиям и иметь взвешенные идеи и представления о праве[5].
Порой, человеку приходится тяжело в понимании и осознании всех правовых явлений. Если рассматривать право с субъективной точки зрения, то оно делится на: индивидуальное и коллективное.
Наиболее эффективным способом повышения правосознания, является коллективный метод. Поскольку коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоёв населения, выделяемых в виде этноса (классы, сословия, нации, население того или иного региона и т.д.). В последствии чего они формируют единое представление о праве и ставят общие задачи для повышения правосознания.
Хотелось бы добавить тот факт, что странах Азии и Европы, граждане обладают развитой правовой культурой и чётко понимают грань своих прав и свобод. Этот факт свидетельствует о том, что в правовое сознание граждан этих стран на достаточном уровне развития. Если сравнивать РФ с развитыми странами Европы и Азии, то хотелось бы сказать только то, что нам необходимо повышать правовую культуру и формировать правовое сознание граждан для того, чтобы находится на одном уровне с развитыми странами, а так же для нормального функционирования граждан во взаимодействии с правовыми процессами.
Государство не может задействовать все стороны общественной жизни, поэтому в качестве помощника выступает общество, которое так же помогает повышать уровень правового сознания. Если происходит так называемое нарушения правовых норм, то человек не должен молчать и оставлять всё так, как есть. А он должен предпринимать какие-то меры, бороться с лицами, которые нарушают права граждан и принимать необходимые меры для того, чтобы восстановить справедливость. Каждый гражданин должен не оставлять эти негативные явления без внимания, а наоборот, должен бороться за правду. Благодаря этим процессам, у граждан формируются некоторые представления о праве, в процессе которых люди повышают свою правовую культуру.
Важно повышение правового сознания граждан, поскольку оно предусматривает из себя построение полноценно функционирующего гражданского общества и правового государства со здравыми идеями и представлениями. Благодаря повышению правового сознания, общество сможет обезопасить себя от внутренних и внешних факторов влияния на целостность государства и зная свои права, будет уверенно в нём их осуществлять.
В заключение хотелось бы сказать, что повышение правовой культуры и правового сознания зависит прежде всего от правового формирования и правового воспитания граждан. Они занимают ведущую роль в процессе формирования правовой системы, а также и государства в целом. Без трезвых взглядов на право, идей и убеждений о всех правовых явлениях, общество не сможет окончательно стать гражданским, а государство — правовым и социальным. Поэтому нужно предпринимать как можно больше мер и ставить задачи по решению проблем, связанных с повышением правовой культуры граждан.
Список литературы
- Плешаков А.П. Правовая культура и становление новой российской государственности II Правовая культура. — 2007. — № 1. — С.46—53.
- Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега — Л», 2013. Теория государства и права: учеб. А. Б. Венгеров. — 9-е издание, стер. — М. изд. «Омега –Л», 2013.
- Певцова Е.А. Правовая культура личности. Журнал «Основы государства и права», 2008. №1-2, С. — 30.
- Хабардина А. Ю. Пути повышения правосознания у граждан Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 1. С. 143-146.
- Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.