УДК 342.571

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

№16,

Юридические науки

Тимофеева Карина Сергеевна


Научный руководитель: Аминов И.Р. кандидат юридических наук, доцент, Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; СОБРАНИЯ ГРАЖДАН; ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ; LOCAL GOVERNMENT; MEETINGS OF CITIZENS; TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT; PUBLIC HEARINGS.


Аннотация: В статье рассматривается институт участия населения в осуществлении местного самоуправления, его назначение и возможные формы. Изучается практическое применение некоторых форм при решении вопросов местного значения и возможные проблемы, связанные с их реализацией.

Местное самоуправление занимает особое место в жизни государства. Это связано с тем, что данный институт не только является результатом делегации федеральными органами определенных полномочий местным органам, но и представляет собой одну из форм осуществления народовластия. К сожалению, «хотя статья 12 Конституции устанавливает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, в статье 15-ой, и в целом в положениях Конституции, оно не ассоциировано с гражданами и их объединениями, те есть с институтами гражданского общества» [8, с. 101].

В Конституции Российской Федерации нормы о местном самоуправлении выделены в отдельную главу, и согласно статье 130, местное самоуправление представляет собой самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов, касающихся муниципальной собственности. Исходя из приведенного положения, большое значение приобретают формы, посредством которых население получает возможность участвовать в осуществлении власти на местном уровне. Местное самоуправление обладает своими особенностями, отличающими ее от других видов публичной власти. Конституция законодательно закрепляет самостоятельность местного самоуправления от государственной власти, но это не означает ее полное отделение от нее. Таким образом, местное самоуправление обладает своими особенностями, отличающими ее от других разновидностей публичной власти [6, С. 251].

Анализ теоретических вопросов, препятствующих развитию непосредственной демократии, способен создать почву для совершенствования правового регулирования на местном уровне, что является одним из необходимых условий поступательного развития местного самоуправления в Российской Федерации [3, С. 25].

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131-ФЗ) закрепляет широкий перечень тех форм, посредством которых граждане могут участвовать в решении вопросов местного значения. К ним относятся местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, территориальное общественное самоуправление. Более подробное рассмотрение некоторых из существующих форм позволит, по мнению автора, понять природу рассматриваемого института и выявить существующие трудности его применения.

Одной из таких форм являются собрания граждан. Она закреплена в 29 статье ФЗ № 131-ФЗ и представляет собой коллективное обсуждение населением вопросов местного значения. Целью применения такой формы могут также выступать информирование граждан о деятельности органов местного самоуправления или же осуществления общественного самоуправления. Инициатива о проведении собраний граждан может исходить как от самого населения, так и от представительного органа муниципалитета, его главы, которые также принимают решение о назначении собрания.

В полномочия таких собраний входит право рассмотрения и решения любых значимых для конкретного муниципалитета вопросов, исключая те, которые относятся к исключительным полномочиям местных органов и должностных лиц. Такие решения носят рекомендательный характер. Соответственно, решения, принятые на собраниях, распространяются только на жителей конкретного муниципального образования, а обязанность на приведение в исполнения данных решений возлагается на органы местного самоуправления. Сам порядок назначения и проведения таких собраний, их полномочия определяются уставом муниципалитета или актами представительного органа. По мнению автора, такая позиция является не совсем верной. Поскольку собрание населения является формой непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, общие положения о порядке его проведения следует закрепить на уровне субъекта Российской Федерации. Это позволит более единообразно применять нормы 29 статьи на практике.

Интересным также является положение о том, что собрания могут проводиться на части территории муниципалитета. Это во многом снижает эффективность применения данного института, поскольку в участии в собрании может быть заинтересовано все население муниципального образования. В целом, данная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, на наш взгляд, является результативным, поскольку способствует вовлечению наибольшей части граждан.

Еще одной формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания и общественные обсуждения. Их назначение заключается в рассмотрении муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания направлены на более тесное взаимодействие населения муниципалитета и органов местного самоуправления. Решения, принимаемые на слушаниях, также носят рекомендательный характер. Порядок организации и проведения публичных слушаний аналогичным образом определяется уставом муниципального образования, что также, по мнению автора, следовало бы закрепить на уровне законодательства субъекта Российской Федерации. Однако федеральное законодательство выделяет стадии, которые должны быть обязательно соблюдены при проведении слушаний. Сами уставы могут предусматривать дополнительные стадии, которые будут являться в данном случае обязательными.

Поскольку целью проведения слушаний является рассмотрения муниципальных правовых актов, процедура представляется довольно сложной и требует дополнительного мер для их организации. Поскольку публичные слушания подразумевают вовлечение в процесс большого количества граждан, для систематизации мнений и точек зрения, высказываемых населением, следовало бы включить в субъектный состав различных специалистов, экспертов, представителей общественных организаций. Это позволило бы сформировать наиболее общие точки зрения различных групп граждан. Следует отметить, что более широкое применение данного института является необходимым, поскольку он представляет собой форму обратной связи между органами местного самоуправления и местным населением, форму непосредственной демократии.

Еще одна формой, на которой по нашему мнению стоит остановить внимание, являются опросы граждан. Она закреплена в 31 статье ФЗ №131-ФЗ, где говорится о том, что опрос представляет собой выявление мнения населения для его дальнейшего учета при принятии решений органами местного самоуправления или должностными лицами. Результаты проведения опроса носят рекомендательный характер, а инициатива его проведения исходит от представительного органа муниципалитета. Как и в предыдущих формах, порядок проведения опроса регламентируется уставом муниципального образования.

На сегодняшний день опрос как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления оценивают гораздо ниже остальных, что неверно, по мнению автора. Практика показывает, что данный институт мало реализуется на практике, несмотря на то, что представляет собой выявление непосредственно мнения граждан. Вместе с тем, опрос мог бы стать наиболее эффективной мерой учета точек зрения многочисленных социальных групп. Для более широкого и эффективного применения такой формы следует более детально закрепить вопросы, которые могут выноситься для опроса граждан. Это позволило бы систематично использовать полученные сведения для принятия решений органами местного самоуправления. Так не будет возникать вопросов о том, какие сферы требуют выявления мнения населения.

Исходя из рассмотренных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, можно сделать вывод, что изученные институты требуют более детальной регламентации на правовом уровне, поскольку вовлекают в свою процедуру наибольшее число граждан и позволяют максимально приблизить органы местного самоуправления и должностных лиц к населению. По нашему мнению, необходимым является более широкое использование предложенных форм, поскольку это даст возможность направить деятельность местного самоуправления на обеспечение потребностей и запросов населения.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Справочная правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения : 10.12.2018г.)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/6aa7ec017299caa49e315d7e44aa2c488c740b19/ (дата обращения: 09.12.2018г.)
  3. Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.
  4. Гусева Н.В. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления // Научная электронная библиотека «Elibrary» [электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26641252_54848611.pdf
  5. Баулина Е.И. Публичные слушания как форма участия населения в принятии решений по вопросам местного значения // Научная электронная библиотека «Elibrary» [электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_17350042_53673074.pdf
  6. Искужина Г.Р., Аминов И.Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № T26. С. 251-255.
  7. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – 5-е изд., перераб. И доп. -М.:ИздательствоЮрайт, 2017
  8. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений. В сборнике: Идель-Уральские правовые чтения. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Крылов О.М. 2015. С. 101-106.