УДК 37

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЧИСЛОМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

№16,

Педагогические науки

Абдрашитова Карина Мавлютовна
Игинтова Мария Николаевна
Ишкильдина Зульфия Каримовна


Ключевые слова: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ; КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА; МНОЖЕСТВЕННОЕ И ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО; NOUN; CATEGORY OF NUMBER; PLURAL AND SINGULAR.


Аннотация: После ознакомления с числом имен существительных учащиеся начинают отличать имена существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе по смыслу и окончанию. Также образовывают от формы множественного числа форму единственного числа и наоборот, и верно употребляют имя существительное в форме того или иного числа, рассматривая связь слов в предложении.

Для того, чтобы учащиеся лучше усвоили сущность категории числа, необходимо сравнивать слова, обозначающие один и несколько однородных предметов. Например: карандаш – карандаши, груша – груши, тетрадь – тетради и т.д. Желательно, чтобы анализ слов подкреплялся наглядностью, которая помогает значительно лучше понимать учебный материал, в силу особенностей мышления младших школьников.

Учащиеся также должны усвоить, что грамматическим показателем категории числа является окончание. Можно предложить наблюдение за словами, чтобы ученики начальных классов сами пришли к этому выводу. Например, слово «ёлка» обозначает 1 дерево, значит, число имени существительного – единственное, окончание –а. Нужно изменить существительное так, чтобы оно обозначало несколько предметов, то есть стояло во множественном числе. Получится слово «ёлки». Учащиеся замечают, что изменилось окончание.

Окончание будет первым грамматическим показателем, с которыми познакомятся обучающиеся. В дальнейшем, при изучении темы «Глагол» они познакомятся с суффиксом «л», который является показателем прошедшего времени глагола.

Стоит отметить, что в курсе начальной школы не предусмотрено ознакомление с именами существительными, употребляющимися только в единственном числе или только во множественном числе. Но ученики довольно часто сталкиваются с данными группами слов, например, при чтении художественной литературы и задают вопросы: «Как поменять слово очки, чтобы оно было в единственном числе?».

Следует объяснить детям то, что среди имён существительных есть те, которые употребляются только во множественном числе (будни, сани, ясли, нарды, джинсы). Если необходимо указать количество таких слов, то добавляем слова: одни, много и т.п.

Также учащихся следует познакомить и с именами существительными, которые употребляются только в единственном числе (листва, бензин, мёд, сталь).

Задания, связанные с группами существительных, которые употребляются только во множественном или только в единственном числе можно предлагать в качестве олимпиадных, либо же как дополнительное задание на контрольной работе.

Кроме того, можно организовать интересную игру, которая будет способствовать не только формированию знаний о существительных, употребляющихся в определённом числе, но и расширению словарного запаса. Класс делится на 3 группы, каждая из которых в течение 5 минут записывают, допустим, имена существительные только во множественном числе. Потом команды друг друга проверяют.

В процессе работы над формой числа имён существительных необходимо систематически практиковать учащихся и в распознавании рода. Рамзаева, Львов методика).

Далее приведём примерные упражнения по теме «Число имён существительных».

1. Учащимся предоставляется список слов, где необходимо выделить именно те слова, которые отвечают на вопрос кто? и что? (Маленький, щенок, доска, ключи, указка, играет, стул, парта, летит, веселый, самолет, крылья, мышонок, художник, окно, лисица, лес, огород, грач, снежинка, метель, ромашки, скворец, подснежник, капель, сосульки, снежный, холодный, прыгает, уходит, скачет, рука).

Далее ребята перечисляют слова из данного списка, отвечающие на вопросы кто? и что? (Щенок, доска, ключи, указка, стул, парта, самолет, крылья, мышонок, художник, окно, лисица, лес, огород, грач, снежинка, метель, ромашки, скворец, подснежник, капель, сосульки, рука).

Следующее задание. Укажите какие слова обозначают один предмет, а какие множество.

2. Ребятам в учебнике предоставляется список слов, которые необходимо прочесть, чтобы выполнить задание.

Лес, цветок, телефон, картина, мухомор, грач, снег, снеговик, мороз, дождь, метель, капель, сосулька, лужа, дерево, снежинка, облако, река, дом, здание, школа.

Необходимо из слов, обозначающие один предмет, образовать множество предметов.

3. Рассмотри рисунки.

В учебнике изображены рисунки, необходимо их изучить и выполнить следующие задания.

Назовите предметы, изображенные на рисунках. Как ты думаешь, предметы и слова, называющие предметы, — это одно и то же или нет? Составьте два предложения с одним предметом, только в первом предложение данное слово пусть обозначает один предмет, а во втором множество предметов.

4. Прочитайте. Поставьте к каждому слову вопрос. Определите к какому числу определенное слово относится.

Тетрадь, доска, ученик, мел, книги.
Чайка, синица, грач, сорока, скворцы.
Ромашка, роза, васильки, лилия.

Далее предоставляются следующие задания. (Найдите лишнее слово в каждой строчке. Спишите любую группу слов без лишнего слова).

Таким образом, с ознакомлением с числом имен существительных учащиеся начинают отличать имена существительные в единственном числе от имени существительных во множественном числе по смыслу и окончанию. Также образовывают от формы множественного числа форму единственного числа и наоборот и верно употребляют имя существительное в форме того или иного числа, рассматривая связь слов в предложении.


Список литературы

  1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — С. 431.