УДК 378.1

РОЛЬ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

№16,

Педагогические науки

Ласточкин Александр Николаевич (Кандидат педагогических наук, доцент)


Ключевые слова: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ; ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОИСКОВИКИ; EDUCATION; MILITARY PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH; SEARCHING ACTIVITY; SEARCHING GROUPS.


Аннотация: В статье описывается опыт формирования поискового отряда и влияние поисковой работы на результаты патриотического воспитания курсантов.

Сегодня одной из приоритетных задач молодежной политики России является становление и укрепление патриотического сознания молодежи. В уголовно-исполнительной системе вопросы патриотического воспитания также выдвигаются на передний план. «Патриотическое воспитание – это многогранный процесс, в которой вовлечены: семья, образования, религия, общественные организации, спорт, культура, но большую часть задач по формированию гражданской позиции, а вследствие патриотизма молодежи решают образовательные учреждения» [2].

Процесс становления будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы происходит в образовательных организациях ФСИН России, поэтому именно им принадлежит важная роль в патриотическом воспитании. В вузах ФСИН России накоплен значительный опыт воспитательной работы, разработано и реализуется множество действенных программ и проектов, направленных на совершенствование патриотического воспитания. Важность и значимость патриотического воспитания на общегосударственном уровне подтверждает принятие Правительством Российской Федерации постановления от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»» [3].

Целью нашего исследования являлось изучение роли поискового отряда на результаты работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов.

В ходе работы решались задачи установления места поисковой работы в системе работы по патриотическому воспитанию курсантов, описание основных этапов организации поискового отряда в образовательной организации ФСИН России, определение влияния вклада работы поискового отряда в воспитательную работу в институте.

Основной целью совместной работы с Вологодским региональным объединением поисковиков стала организация мер по сохранению и увековечению памяти павших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, иных боевых действий и вооруженных конфликтов. В результате взаимодействия 20 курсантов и 2 сотрудника института вошли во внештатный поисковый отряд, среди обучающихся и работников института значительно повысился уровень военно-патриотического воспитания и культуры почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России. Новый виток в развитии получила музейная работа: на территории института был открыт музей истории Великой Отечественной войны, экспозиция которого регулярно пополняется «находками», привезенными из поисковых экспедиций.

Патриотическое воспитание в ВИПЭ ФСИН России организуется и проводится в рамках единой системы воспитания обучающихся и направлено на формирование профессионально компетентных, инициативных, высоконравственных сотрудников, способных решать стоящие перед учреждениями и органами УИС оперативно-служебные и производственно-хозяйственные задачи.

Значительный опыт работы по патриотическому воспитанию, накопленный в ВИПЭ ФСИН России, находит отражение в различных проектах, направленных на воспитание обучающихся в духе любви и уважения к Родине, воспитание российской гражданской идентичности, правовой культуры и законопослушности, ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, привитие им правильных жизненных ценностей и ориентиров, нацеливание на ответственное и достойное служение Отечеству, формирование чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.

С момента заключения соглашения работа между организациями ведется на постоянной основе по нескольким основным направлениям: создание Книги Памяти Вологодской области; участие в поисковых экспедициях; обучение поисковиков; музейная работа.

На наш взгляд, участие в поисковой деятельности способно выполнять крайне важную и значимую функцию воспитания молодежи [1]. Работа в составе поискового отряда способствует развитию личностных идеалов и ценностей, содействует воспитанию гражданской ответственности, чести и долга, направленной на достижение общественно-значимых целей, вносит значительный вклад в формирование общественно-исторического сознания личности.

Курсанты и сотрудники института принимают участие в различных мероприятиях исторического и военно-патриотического характера, организуемых ВРОО «Вологодское объединение поисковиков» и институтом. Так, ежегодно курсанты-поисковики принимают активное участие в чествовании ветеранов, проводят тематические занятия в школах и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выступают с докладами на конференции, проводимой в институте и посвященной интересным страницам в истории Великой Отечественной войны.

Таким образом, взаимодействие с объединением поисковиков – одно из интереснейших и значимых направлений патриотического воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. За годы сотрудничества курсанты и сотрудники института приняли участие во множестве мероприятий патриотической направленности, число обучающихся, занятых в военно-патриотической работе возросло на 5%, совместная работа сыграла ведущую роль в открытии музея Истории Великой Отечественной войны, количество экспонатов музея увеличилось на 40 единиц.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что в арсенале средств патриотического воспитания поисковая работа играет одну из значимых ролей. Накопленный и обобщенный опыт Вологодского института права и экономики по организации военно-патриотического воспитания молодежи посредством поисковой работы может быть успешно использован в других образовательных организациях.


Список литературы

  1. Ельчанинов С.И. Роль поискового движения в формировании гражданской идентичности молодежи //Сборник трудов Межрегиональной научно-практической конференции «Государственная молодежная политика: опыт, тенденции, перспективы», Оренбург, 26 ноября 2015 г. – Изд-во «РуссСервис», 2015. – С.54-55.
  2. Королев А.С., Севрюков С.Т. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Воронежской области //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – N 9. – C. 158.
  3. Пинаева И.В. Роль учебного заведения в патриотическом воспитании молодежи //Материалы Регионального форума «Молодежь. Наука. Инновации», Курск, 21-24 ноября 2017 г. – Изд-во Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых», 2017. – С. 99.