УДК 339.54

ПЕРСПЕКТИВА И ОБОСНОВАННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИИ

№16,

Экономические науки

Галиева Алия Айратовна
Филимонова Любовь Николаевна


Научный руководитель: Сазанов О.В., старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ; ИМПОРТ; НОВОВВЕДЕНИЯ; ПОЛИТИКА; CUSTOMS DUTIES; IMPORTS; INNOVATIONS; POLICIES.


Аннотация: В данной статье рассматриваются изменения лимитов ввозных таможенных в 2019 году. Сделан прогноз, что такая политика продолжится и в последующие годы с возможной целью абсолютной отмены беспошлинного импорта. Приводится историческая справка о попытках российской власти в ограничении ввоза и их последствиях. Сделан вывод, что обоснованность ужесточения таможенной политики относительна.

Новость о том, что с 1 января 2019 года россиян ждут серьезные изменения по допустимым нормам беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа, оказалось неприятной неожиданностью и вызвала немало недовольств среди населения. Основная причина — резкий скачок в лимитах (табл.1).

Таблица 1.

Изменение по допустимым нормам беспошлинного ввоза

Способ

2018 год

2019 год

Изменения

Лично воздушным транспортом (самолет) На сумму не более 10 тыс. евро и весом не более 50 кг На сумму не более 10 тыс. евро и весом не более 50 кг Сумма: нет

Масса: нет

Лично наземным транспортом (поезд, автомобиль) На сумму не более 1,5 тыс. евро и весом не более 50 кг На сумму не более 500 евро и весом не более 25 кг Сумма: в 3 раза

Масса: в 2 раза

Товары почтой из интернет-магазина На сумму не более 1 тыс. евро и весом не более 31 кг в месяц На сумму не более 500 евро и весом не более 31 кг в месяц Сумма: в 2 раза

Масса: нет

Снижение послаблений на ввоз товаров лично наземным транспортом обозначилось в планах Евразийской экономической комиссии еще в мае 2017 года, но тогда планировалось плавное опускание планки: в 2019 снизить до 1 тысячи евро, в 2020 – до 750 евро, и только в 2021 до 500 евро. Аналогичная ситуация с массой необлагаемого пошлиной ввозного товара. Но как гласит русская пословица «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

По планам данные нововведения будут выполнять две важные функции: во-первых, фискальную, которая позволит увеличить поступления в бюджет, а, во-вторых, протекционистскую, благодаря которой подразумевается выравнивание конкуренции между иностранными и российскими продавцами товаров.

Но, по заявлению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, данные изменения практически никак не повлияют на ситуацию с импортом, так как 99,5 % всех международных отправлений приходится на посылки, стоимость которых ниже суммы в 500 евро. Тем более есть прекрасный выход из ситуации – это уменьшение партий товаров, если такое возможно. Но в таком случае, даже если соблюдены правила по сумме и массе ввозимого товара, но частота поставок подозрительно велика, то таможенная служба может потребовать дополнительных разъяснений.

Ожидается, что изменения продолжатся в том же ключе. Это, в первую очередь касается провоза товара лично наземным транспортом и покупки в интернет-магазинах. Так ЕАСЭ уже в 2020 планирует снизить порог в рамках интернет-торговли до 200 евро. Хотя Минфин не совсем одобряет столь плавный переход.

Необходимость ссужать рамки является очевидной для российских чиновников и членов ЕАСЭ. Перенимая опыт развитых стран, и равняясь на них, они идут к цели отмены как такового беспошлинного ввоза. К слову сказать, в Китае не существует беспошлинного ввоза, а в Европе его планируют отменить в 2021 году.

Для того чтобы предположить, как изменения в таможенном законодательстве повлияют на внутренний российский рынок, стоит вспомнить историю появления и развития ввозных (импортных) пошлин в России.

Самым ярким событием в таможенной политике импорта эпохи Петра 1 стало увеличение ввозных пошлин пропорционально доле внутреннего производства товара аналога. Таким образом, Петр 1 хотел снизить конкуренцию иностранных изделий и помочь развиваться российскому мануфактурному производству. Но, как итог, развития производства не состоялось, а количество контрабанды значительно увеличилось.

Екатерина 2 учла ошибки в политике Петра 1и Елизаветы Петровны, и в 1766 году возник новый таможенный тариф, который стал самым рациональным решением в этой области. Основные его составляющие:

  1. Импортные товары, которые не производились внутри государства, ввозились беспошлинно.
  2. Невысокая пошлина была для новых для местного рынка товаров и сырья (около 2%).
  3. Ввоз готовых изделий был дороже, чем сырья.
  4. Товары, производство которых было налажено в России, облагались высокой пошлинной (30%).

В следующие годы, с приходом к власти новых лиц, таможенный режим то сильно послаблялся, и это приводило к упадку в экономике, то, наоборот, становился слишком жестким.

На данный момент у российских потребителей есть выбор: либо купить у отечественного ритейлера, либо приобрести товар за рубежом. Такая свобода дает покупателю самому принять решение о покупке в соотношении цена-качество. В случае отмены беспошлинного ввоза товаров, ситуация значительно улучшится для российских ритейлеров и производителей, а также для государственной казны. Хотя рядовой российский потребитель останется в проигрыше. И если в Европе уровень производства позволяет людям практически не пользоваться импортными товарами, то в России такое сложно представить. Соответственно, меры по таможенному ограничению на сегодняшний момент являются необоснованными.

Таким образом, по заявлению Евразийского экономического союза лимиты по ввозу товаров из-за рубежа будут повышаться, причем стремительно. Такую же политику поддерживает Министерство финансов РФ. Что касается обоснованности данного решения, то это вопрос относительный. Решение обосновано для поддержания поступлений в федеральный бюджет, для поддержки российских ритейлеров, но для граждан это серьезный удар на право свободы выбора.


Список литературы

  1. Алексей Каган. Сумма товаров без пошлины с 1 января 2019 года. Статья от 10.11.2018 // «KUBDENEG.RU» — о финансах просто и доступно [Электронный ресурс]. URL: https://www.kubdeneg.ru/summa-tovarov-bez-poshliny-s-1-yanvarya-2019-goda/ (Дата обращения: 19.12.2018)
  2. Евгения Маляренко, Валерий Романов, Ольга Дубравицкая. С россиян начнут взимать пошлину при ввозе товаров на сумму от 500 евро. Статья от 8.11.2018 // «РБК» — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:https://www.rbc.ru/economics/08/11/2018/5be44f219a794772342b66a7 (Дата обращения: 20.12.2018)
  3. История российской таможни. Учебные материалы для студентов и аспирантов // «Investobserver.info» — Институт управления и оценки бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://investobserver.info/istoriya-rossijskoj-tamozhni/ (Дата обращения: 22.12.2018)