УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

№16,

Педагогические науки

Игинтова Мария Николаевна
Шмелёва Наталия Георгиевна (Кандидат физико-математических наук, доцент)


Ключевые слова: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ; НАВЫКИ; АНАЛИЗ; РЕСУРСЫ; DIDACTIC GAMES; SKILLS; ANALYSIS; RESOURCES.


Аннотация: Дидактические игры направлены на решение задач обучения школьников, что одновременно проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности, так в них демонстрируются различные увлекательные, занимательные задания, которые развивают логику, смекалку у учащихся. Итак, дидактическая игра повышает уровень активности учащихся и мотивацию к учению, поэтому необходимо применять игры на уроках, чтобы дети хотели учиться.

Игра очень важна для ребенка. Во время игры у детей происходит развитие. А именно, развиваются человеческие качества, развивают ум. На уроках математики обязательно нужно использовать игры и игровые моменты. Конечно же важно, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которая поставлена на уроке. Для младших школьников актуальны наглядности, так как в этом возрасте мышление находится на наглядно-образном этапе. Поэтому для примера полезно употреблять каких-нибудь сказочных героев, персонажей из мультфильмов, так как дети знакомы с ними. Ведь они могут заинтересовать учащихся и настроить на интересную и познавательную учебную деятельность. К примеру, чтобы игры не носили в себе однообразие можно их разделить.

Итак, дидактические игры делятся на:
1) образцы;
2) на обработку вычислительных навыков;
3) игры, которые изменяют;
4) игры, содержащие элементы поиска и творчества.

Также важно, чтобы игра носила в себе структуру: цель, правила и определенные игровые действия. Итак, цель носит характер проверки, закрепления данного материала. В правилах описываются условия игры, которые необходимо соблюдать, а также и игровые действия в процессе определенной игры.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично-поисковых заданиях, при обобщении и закреплении. Итак, игры могут быть абсолютно разнообразны, носить любой характер.

Игры:
1. Птички.
Дидактическая цель: закрепить приемы сложения и вычитания.
Оборудование: рисунки птиц и деревьев.
Содержание: доску разделили на две части, на одной стороне находятся деревья, на другой стороне птицы. Перед учащимися стоит задача в том, чтобы посадить птиц на деревья, но для этого нужно решить примеры и понять какая птица будет принадлежать одному из множества деревьев. Ведь на обратной стороне дерева есть нумерация, которая как раз таки и показывает ответ примеров.

2. Цветик-семицветик.
Дидактическая цель: Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование: картинки с примерами, цветок.
Содержание: ребята выходят к доске, где изображен рисунок данного цветка. Задача ребят заключается в том, чтобы каждый по очереди подходил и срывал по одному лепесточку, где на обратной стороне лепестка написан пример, который необходимо решить, чтобы найти ключ и понять какого же цвета данный лепесток. И в конце данного задания ребята разукрашивают лепестки и получается сказочный цветик-семицветик.

3. Елочные гирлянды.
Оборудование: елочка, елочные гирлянды.
Цель: отработка и проверка навыка счета.
Содержание: у учащихся стоит задача в том, чтобы из цветной бумаги сделать елочные гирлянды. Для этого им раздали цветные полоски из бумаги, где на обратной стороне написан пример. Ребятам необходимо его решить, чтобы в итоге узнать алгоритм, какая же полосочка будет первой, второй, третьей, … и так далее.

4. Математические термины.
Дидактическая цель: развивать речь детей, обогащение математического словаря.
Оборудование: картинки вертолета, самолета, цветов, деревьев, птиц.
Содержание: на доске размещены картинки сверху вниз. Задача перед детьми состоит в том, чтобы продолжить предложение. (Пример: Самолет летит выше…). Учащийся должен понять, что же летит ниже самолета. К примеру, предоставляются похожие предложения, требующие вспомнить математический словарь.

Психолог Эльконин подчеркивал: «Ни один другой вид человеческой деятельности не образут вокруг себя такого мощного «педагогического поля», как игра».

В процессе игры наблюдаешь, как учащийся принимает на себя социальную функцию взрослого и создает ее в своих действиях. В данном процессе игры детей отражают профессиональную деятельность взрослых. Ребята вступают в разные взаимоотношения, сотрудничают между собой, находят какой-нибудь компромисс, если он необходим, чтобы в итоге всей группой подойти к одному решению. Также игра еще и выступает, как источник развития морали, есть возможность сформировать себя, как личность в целом, также становление отдельных психических процессов. Увлекательные задания помогают активизировать мыслительный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Такие задания очень развивают сообразительность, логику, смекалку у детей. Также многие игры требуют в итоге какое-нибудь умозаключение, высказывание, что обогащает словарь учащегося. Конечно же формируются и волевые усилия, например: выдержка, организованность, игра требует соблюдение строгих правил, что очень полезно для учащихся, ведь правила есть не только в играх, но и в жизни, что формирует и учит учащихся.

Таким образом, дидактические игры конкретно направлены на решение задач обучения школьников, что одновременно проявляется развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности, так в них демонстрируются различные увлекательные, занимательные задания, которые развивают логику, смекалку у учащихся. Итак, дидактическая игра повышает уровень активности учащихся и мотивацию к учению, поэтому необходимо применять на уроках, чтобы дети хотели с удовольствием учиться.


Список литературы

  1. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики. — М.: Новая школа, 1996.
  2. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. — Минск, 1977.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.