УДК 34
ОСОБЕННОСТИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
№16,
Юридические науки
Мукатдарова Гузель Ильшатовна
Ключевые слова: ОСОБЕННОСТИ; МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ; ФРАНЦИЯ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; FEATURES; INTERMUNICIPAL COOPERATION; RUSSIAN FEDERATION; FRANCE; REGULATORY LEGAL; LEGISLATION.
Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют главные составляющие в деятельности органов власти на местах [1].
Выбранная тема является достаточно актуальной в современности, когда в условиях развития российского общества межмуниципальное сотрудничество может стать одним из важнейших факторов стойкости и конкурентоспособности различных территорий в цикличных экономических условиях. Для того, чтобы более подробно изучить особенности данной области, обратимся к нормативно – правовой базе, регламентирующей вопросы межмуниципального сотрудничества.
Следует отметить, что возможность осуществления межмуниципального сотрудничества устанавливается Европейской хартией о местном самоуправлении, которая ратифицирована Федеральным Законом Российской Федерацией от 11 апреля 1998 года. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года законом (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) главным аспектам межмуниципального сотрудничества посвящены нормы статей 8, и с 66-69 [2]. Проанализировав статьи, удается понять, что такое сотрудничество осуществляется с целью организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ для выражения их защиты и интересов.
Вопросами по межмуниципальному сотрудничеству не раз занимались многие исследователи, они выдвигали свои проблемы и описывали их особенности.
Так, интересным остается проследить особенности межмуниципального сотрудничества, которые сформулировал Т.Парсонс, он отмечал следующее:
1) Межмуниципальное сотрудничество образовывается только из потребностей муниципальных образований в социальном взаимодействии. При увеличении перечня форм, сфер взаимодействий, их количества и формированием культуры формирующихся связей, постепенно выстраивается особая система взаимодействий, структура [3].
2) В процессе образовывающихся взаимоусиливающих связей между муниципальными образованиями и их тесном взаимодействии создается так называемый «эффект организации», который и формирует наличие уникальных свойств межмуниципального сотрудничества, который характерен не для всех элементов сотрудничества в отдельности.
3) Межмуниципальное сотрудничество имеет место быть только при наличии системы местного самоуправления и решения вопросов в данной сфере[4].
Также отличительной особенностью межмуниципального сотрудничества можно назвать существование множество форм взаимодействий между муниципальными образованиями. Данные взаимодействия формируют конкретные рамки, схему, контур, внутри которого происходит много запланированных действий.
К сожалению, неразвитость форм межмуниципальных коопераций не позволяет в полной степени защитить имеющиеся муниципалитеты от новой волны централизации полномочий [5].
Несмотря на установленное законодательство, в российской нормативно — правовой базе наблюдаются некоторые проблемы, их можно подразделить на и внешние и внутренние. К внешним можно отнести такие:
— Процедурные сложности, которые могут возникнуть вследствии реализаций норм законов. Например, в Федеральном законе № 131-ФЗ (О межмуниципальном сотрудничестве и гражданском законодательстве) возникают некоторые вопросы по регламенту хозяйственной деятельности органов публичной власти в рамках муниципального сотрудничества.
— Нехватка стимулирования эффективности хозяйствования ввиду сохранения и укрепления модели превалирования бюджетного выравнивания муниципалитетов перед бюджетной автономией [6].
— Отсутствие конкретного методического сопровождения межмуниципального сотрудничества, как со стороны государства, так и со стороны экспертного сообщества.
— Недостаточное стимулирование государства межмуниципального сотрудничества и его процессов.
Как уже было сказано, можно выделить проблемы внутреннего характера:
— Отсутствие ресурсов объединения между муниципалитетами
— Отсутствие эффективности служащих внутри коллектива из-за недостаточного уровня их квалификации.
Обозначив некоторые проблемы межмуниципального сотрудничества, логично упомянуть основные факты совершенствования данной системы. По-моему, стимулировать развитие межмуниципального сотрудничества необходимо по таким направлениям как:
1) Наделение правом законодательной инициативы межмуниципальных ассоциаций,
2) Ликвидировать правовые ограничения, препятствующие совершенствованию межмуниципальных хозяйственных обществ.
3) Применять усовершенствованные технологии, необходимые для межмуниципального сотрудничества
4) И самое, наверное, главное – стимулировать служащих муниципального образования, для повышения эффективности межмуниципального сотрудничества. Стимуляция может возникнуть ввиду определенных материальных выплат.
Воздействие муниципальных образований на рыночную экономику поставило задачи уяснения их места в гражданском обороте и особенностей их триады правомочий собственника. Муниципальная собственность выступает не только экономическим выражением самоуправленческих начал территориального коллектива, объединенного в рамках муниципального образования, но и объектом управления [7].
Примером межмуниципального сотрудничество в Республике Башкортостан может послужить поставка Курганской областью дорожной техники в республику. Созданный в 2012 году проект «Продукт Башкортостана» также реализует межмуниципальное сотрудничество путем организации ярмарок сельхозпродукции на территории Челябинской и Курганской области.
Выделив особенности межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации, интересным остается проследить теорию и практику межмуниципального сотрудничества во Франции. Возникает вопрос, почему именно Франция? Данная страна отличается своей богатой устойчивостью и своеобразными политико-правовыми традициями, детально отработанной с помощью системы конституционного права.
Следует отметить, что в странах континентальной Европы и в государствах, которые переняли континентальную правовую систему, компетенция местных органов предопределена негативным регулированием. Это проявлялось в том, что местные органы власти могли способствовать решению любых действий, не запрещенных законом и не входящих в сферу компетенции других органов власти.
Так, во Франции, органы муниципальной власти могли принимать решения, заключать контракты, различные акты и так далее. Причем данные акты могли носить как постоянный характер, так и временный и распространяться на всех жителей территории. (Таблица 1)
Таблица 1
Основные формы и особенности сотрудничества в России и некоторых странах Европы
Страна | Некоммерческие организации | Совместные администрации | Договоры о сотрудничестве | Публично – правовая организация | Хозяйственные общества | Другие формы |
Германия | Союзы общин, союзы городов, союзы районов | Совместные администрации | Публично – правовое соглашение (целевой союз) | Муниципальные рабочие группы | Коммерческие предприятия | Учреждения публичного права |
Дания | Некоммерческие межмуниципальные организации (ассоциации, центры, бюро, сообщества) | Совместные администрации | — | — | Кооперативные сообщества
Хозяйственные сообщества |
Покупка услуг одним муниципальным образованием у другого |
Финляндия | — | Совместные муниципальные органы | Договоры о сотрудничестве (контракты) | — | Совместные предприятия | — |
Франция | Межкоммунальные синдикаты | Публично- правовые структуры с собственным налоговым режимом: сообщества коммун, сообщества агломераций,
городские сообщества |
||||
Венгрия | Совет ассоциаций | Соглашение между советами территорий | ||||
Россия | Ассоциации, некоммерческие организации, фонды | Договоры и соглашения о сотрудничестве | Хозяйственные общества, хозяйственные объединения |
Отличительной чертой развития межмуниципального сотрудничества во Франции является длительность реализации, т.к. ее осуществления началось еще в 60- годах XX века, но до сих пор не имеет логического заключения. Во многом это связано с большим объемом критики и низким уровнем доверия населения органам местного самоуправления.
В качестве обмена опыта Россия может заключать такие же контракты с целевым финансированием для решения вопросов в сфере социального и дорожно-транспортного, научного развития, интересующие обе стороны.
Проанализировав особенности межмуниципального сотрудничества за рубежом и в России, можно сделать вывод о том, что эффективное развитие межмуниципального сотрудничества в различных странах, во всех его проявлениях, а также решение проблем правового регулирования межмуниципального сотрудничества даст дополнительный шанс многим муниципалитетам стабилизировать социально-экономическую ситуацию за счет объединения потенциалов соседствующих территорий, снизить зависимость от внешних экономических и социальных угроз [8].
Список литературы
- Аминов, И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). – С. 25-29.
- Авакьян, С. А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России / С.А. Авакьян. – М.: Издательство МГУ, 2017. –720 c.
- Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности: моногр. / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. – М.: Издательство МГУ, 2017. –256 c.
- Берг, О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий: моногр. / О.В. Берг, А.А. Сергеев. – М.: Вузовская книга, 2017. – 568 c.
- Васильев, В. И. Муниципальное право России / В.И. Васильев. –М.: Юстицинформ, 2017. – 429 c.
- Вифлеемский, А. Б. Новое правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2017. –312 c.
- Аминов, И.Р. Муниципальная собственность — особенности правового регулирования. В сборнике: Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права челябинского государственного университета. 2016. – С. 21-25.
- Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Академия, 2017. – 336 c.