УДК 34

ОСОБЕННОСТИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

№16,

Юридические науки

Мукатдарова Гузель Ильшатовна


Ключевые слова: ОСОБЕННОСТИ; МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ; ФРАНЦИЯ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; FEATURES; INTERMUNICIPAL COOPERATION; RUSSIAN FEDERATION; FRANCE; REGULATORY LEGAL; LEGISLATION.


Аннотация: В данной статье раскрыты некоторые аспекты особенностей межмуниципального сотрудничества как в Российской Федерации, так и за рубежом, выявлены некоторые проблемы, предложены собственные рекомендации по решению проблем выбранной области исследования.

Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют главные составляющие в деятельности органов власти на местах [1].

Выбранная тема является достаточно актуальной в современности, когда в условиях развития российского общества межмуниципальное сотрудничество может стать одним из важнейших факторов стойкости и конкурентоспособности различных территорий в цикличных экономических условиях. Для того, чтобы более подробно изучить особенности данной области, обратимся к нормативно – правовой базе, регламентирующей вопросы межмуниципального сотрудничества.

Следует отметить, что возможность осуществления межмуниципального сотрудничества устанавливается Европейской хартией о местном самоуправлении, которая ратифицирована Федеральным Законом Российской Федерацией от 11 апреля 1998 года. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года законом (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) главным аспектам межмуниципального сотрудничества посвящены нормы статей 8, и с 66-69 [2]. Проанализировав статьи, удается понять, что такое сотрудничество осуществляется с целью организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ для выражения их защиты и интересов.

Вопросами по межмуниципальному сотрудничеству не раз занимались многие исследователи, они выдвигали свои проблемы и описывали их особенности.

Так, интересным остается проследить особенности межмуниципального сотрудничества, которые сформулировал Т.Парсонс, он отмечал следующее:

1) Межмуниципальное сотрудничество образовывается только из потребностей муниципальных образований в социальном взаимодействии. При увеличении перечня форм, сфер взаимодействий, их количества и формированием культуры формирующихся связей, постепенно выстраивается особая система взаимодействий, структура [3].

2) В процессе образовывающихся взаимоусиливающих связей между муниципальными образованиями и их тесном взаимодействии создается так называемый «эффект организации», который и формирует наличие уникальных свойств межмуниципального сотрудничества, который характерен не для всех элементов сотрудничества в отдельности.

3) Межмуниципальное сотрудничество имеет место быть только при наличии системы местного самоуправления и решения вопросов в данной сфере[4].

Также отличительной особенностью межмуниципального сотрудничества можно назвать существование множество форм взаимодействий между муниципальными образованиями. Данные взаимодействия формируют конкретные рамки, схему, контур, внутри которого происходит много запланированных действий.

К сожалению, неразвитость форм межмуниципальных коопераций не позволяет в полной степени защитить имеющиеся муниципалитеты от новой волны централизации полномочий [5].

Несмотря на установленное законодательство, в российской нормативно — правовой базе наблюдаются некоторые проблемы, их можно подразделить на и внешние и внутренние. К внешним можно отнести такие:

— Процедурные сложности, которые могут возникнуть вследствии реализаций норм законов. Например, в Федеральном законе № 131-ФЗ (О межмуниципальном сотрудничестве и гражданском законодательстве) возникают некоторые вопросы по регламенту хозяйственной деятельности органов публичной власти в рамках муниципального сотрудничества.

— Нехватка стимулирования эффективности хозяйствования ввиду сохранения и укрепления модели превалирования бюджетного выравнивания муниципалитетов перед бюджетной автономией [6].

— Отсутствие конкретного методического сопровождения межмуниципального сотрудничества, как со стороны государства, так и со стороны экспертного сообщества.

— Недостаточное стимулирование государства межмуниципального сотрудничества и его процессов.

Как уже было сказано, можно выделить проблемы внутреннего характера:

— Отсутствие ресурсов объединения между муниципалитетами
— Отсутствие эффективности служащих внутри коллектива из-за недостаточного уровня их квалификации.

Обозначив некоторые проблемы межмуниципального сотрудничества, логично упомянуть основные факты совершенствования данной системы. По-моему, стимулировать развитие межмуниципального сотрудничества необходимо по таким направлениям как:

1) Наделение правом законодательной инициативы межмуниципальных ассоциаций,

2) Ликвидировать правовые ограничения, препятствующие совершенствованию межмуниципальных хозяйственных обществ.

3) Применять усовершенствованные технологии, необходимые для межмуниципального сотрудничества

4) И самое, наверное, главное – стимулировать служащих муниципального образования, для повышения эффективности межмуниципального сотрудничества. Стимуляция может возникнуть ввиду определенных материальных выплат.

Воздействие муниципальных образований на рыночную экономику поставило задачи уяснения их места в гражданском обороте и особенностей их триады правомочий собственника. Муниципальная собственность выступает не только экономическим выражением самоуправленческих начал территориального коллектива, объединенного в рамках муниципального образования, но и объектом управления [7].

Примером межмуниципального сотрудничество в Республике Башкортостан может послужить поставка Курганской областью дорожной техники в республику. Созданный в 2012 году проект «Продукт Башкортостана» также реализует межмуниципальное сотрудничество путем организации ярмарок сельхозпродукции на территории Челябинской и Курганской области.

Выделив особенности межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации, интересным остается проследить теорию и практику межмуниципального сотрудничества во Франции. Возникает вопрос, почему именно Франция? Данная страна отличается своей богатой устойчивостью и своеобразными политико-правовыми традициями, детально отработанной с помощью системы конституционного права.

Следует отметить, что в странах континентальной Европы и в государствах, которые переняли континентальную правовую систему, компетенция местных органов предопределена негативным регулированием. Это проявлялось в том, что местные органы власти могли способствовать решению любых действий, не запрещенных законом и не входящих в сферу компетенции других органов власти.

Так, во Франции, органы муниципальной власти могли принимать решения, заключать контракты, различные акты и так далее. Причем данные акты могли носить как постоянный характер, так и временный и распространяться на всех жителей территории. (Таблица 1)

Таблица 1

Основные формы и особенности сотрудничества в России и некоторых странах Европы

Страна Некоммерческие организации Совместные администрации Договоры о сотрудничестве Публично – правовая организация Хозяйственные общества Другие формы
Германия Союзы общин, союзы городов, союзы районов Совместные администрации Публично – правовое соглашение (целевой союз) Муниципальные рабочие группы Коммерческие предприятия Учреждения публичного права
Дания Некоммерческие межмуниципальные организации (ассоциации, центры, бюро, сообщества) Совместные администрации Кооперативные сообщества

Хозяйственные сообщества

Покупка услуг одним муниципальным образованием у другого
Финляндия Совместные муниципальные органы Договоры о сотрудничестве (контракты) Совместные предприятия
Франция Межкоммунальные синдикаты Публично- правовые структуры с собственным налоговым режимом: сообщества коммун, сообщества агломераций,

городские сообщества

Венгрия Совет ассоциаций Соглашение между советами территорий
Россия Ассоциации, некоммерческие организации, фонды Договоры и соглашения о сотрудничестве Хозяйственные общества, хозяйственные объединения

Отличительной чертой развития межмуниципального сотрудничества во Франции является длительность реализации, т.к. ее осуществления началось еще в 60- годах XX века, но до сих пор не имеет логического заключения. Во многом это связано с большим объемом критики и низким уровнем доверия населения органам местного самоуправления.

В качестве обмена опыта Россия может заключать такие же контракты с целевым финансированием для решения вопросов в сфере социального и дорожно-транспортного, научного развития, интересующие обе стороны.

Проанализировав особенности межмуниципального сотрудничества за рубежом и в России, можно сделать вывод о том, что эффективное развитие межмуниципального сотрудничества в различных странах, во всех его проявлениях, а также решение проблем правового регулирования межмуниципального сотрудничества даст дополнительный шанс многим муниципалитетам стабилизировать социально-экономическую ситуацию за счет объединения потенциалов соседствующих территорий, снизить зависимость от внешних экономических и социальных угроз [8].


Список литературы

  1. Аминов, И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). – С. 25-29.
  2. Авакьян, С. А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России / С.А. Авакьян. – М.: Издательство МГУ, 2017. –720 c.
  3. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности: моногр. / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. – М.: Издательство МГУ, 2017. –256 c.
  4. Берг, О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий: моногр. / О.В. Берг, А.А. Сергеев. – М.: Вузовская книга, 2017. – 568 c.
  5. Васильев, В. И. Муниципальное право России / В.И. Васильев. –М.: Юстицинформ, 2017. – 429 c.
  6. Вифлеемский, А. Б. Новое правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2017. –312 c.
  7. Аминов, И.Р. Муниципальная собственность — особенности правового регулирования. В сборнике: Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права челябинского государственного университета. 2016. – С. 21-25.
  8. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Академия, 2017. – 336 c.