УДК 34

ЗАКОН ОБ АНОНИМАЙЗЕРАХ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ САЙТОВ В РОССИИ

№16,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: АНОНИМАЙЗЕРЫ; ИНТЕРНЕТ; КОНТЕНТ; САЙТ; ANONYMIZERS; THE INTERNET; CONTENT; SITE.


Аннотация: Статья посвящена вопросам исследования действующего законодательства в сфере ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет. В настоящее время стремление законодателя запрещать доступ к открытой по умолчанию информации порождает реакцию пользователей на преодоление средств ограничения к ней. Автор рассматривает проблемы ответственности за использование методов обхода блокирования противоправной информации в сети Интернет, на примере VPN-услуг и анонимайзеров.

В ноябре 2017 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1].

В результате принятых поправок с 2017 года владельцам анонимайзеров и VPN-сервисов запрещено предоставлять возможность их использования в Российской Федерации для получения доступа к заблокированным информационным ресурсам.

VPN-услуги и анонимайзеры – это специальные приложения, которые скрывают или меняют местонахождение пользователя при выходе в сеть. Кроме того, они скрывают все данные о работе пользователя при выходе в сеть.

Принятие указанных выше нововведений актуально по причине того, что:
— «существующий механизм блокировки информации в сети Интернет несовершенен и требует пересмотра;
— системы фильтрации трафика не способны блокировать интернет-сервисы и приложения, использующие различные сетевые протоколы» [2].

В результате принятых законодателем изменений:
— установлен запрет на обеспечение использования в России информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и компьютерных программ для получения доступа к запрещенным информационным ресурсам;
— с целью исполнения владельцами подобных сетей, систем и программ указанного запрета им будет предоставляться доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, который содержит сведения о запрещенных информационных ресурсах;
— за неисполнение соответствующего требования Роскомнадзора в течение 30 дней будет установлено ограничение доступа к информационным ресурсам, которые предоставляют доступ к сетям, системам и программам, используемым для обхода блокировок;
— на операторов поисковых систем возложена обязанность прекращать выдачу ссылок на заблокированные информационные ресурсы.

Таким образом, в случае если сервисы не блокируют доступ к запрещенному контенту, их самих блокирует Роскомнадзор. Служба запретила пользоваться запрещёнными сайтами, используя приложения для обхода блокировки. Также поисковым системам было запрещено выдавать ссылки на такие сайты.

Реестр запрещенных сайтов размещен в федеральной государственной информационной системе (ФГИС), поисковые системы обязаны к ней подключиться и следить за блокировками.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнился статьей 13.40 [3], которой предусмотрена ответственность за нарушение закона об анонимайзерах – административные штрафы.

Так, в случае если поисковой ресурс даст ссылку на запрещённый ресурс, будут взиматься следующие штрафы:
1. Для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей.
2. Для должностных лиц сумма — от 30 до 50 тысяч рублей.
3. Для юридических лиц — от 500000 до 700000 рублей.

Аналогичные штрафные санкции вводятся за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по получению доступа к информационной системе Роскомнадзора, содержащей перечень сведений о сайтах, заблокированных в России.

Простой переход по запрещённой ссылке никакой ответственности не предусматривает, однако закон начинает действовать сразу же, как только произведена первая попытка по обходу блокировки.

Анализ Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сформировать перечень информации, запрещённой для публикации на интернет-ресурсах (ст.15.1):
1. Распространение и пропаганда наркотиков;
2. Онлайн казино;
3. Порнографические материалы. Особую строгость имеет запрет на распространение детской порнографии;
4. Экстремистские материалы, направленные на разжигание межрасовой, религиозной и других видов ненависти;
5. Информация по осуществлению суицида;
6. Материалы, нарушающие авторские права;
7. Контент, содержащий призывы к подрыву существующего государственного строя и неправомерным действиям.

Конечно же, просто посетив такого рода сайт, пользователь не заработает для себя никакого штрафа. Под ответственность попадают только те люди, которые создают и распространяют подобный контент.

Однако следует быть внимательным, потому как зачастую на сайтах с запрещенной информацией находится большое количество всплывающих окон, при случайном нажатии на которые можно занести на своё устройство «вирусы». Также не следует совершать никаких действий, если на сайте вдруг появится окно, призывающее срочно оплатить штраф за посещение запрещённого ресурса. О наличие каких-либо штрафов пользователь будет уведомлен в официальном порядке. Все остальное – это работа мошенников.

Подводя итог, стоит отметить, что анализ законодательной базы, посвященной вопросам ответственности за использование средств обхода блокировки, позволяет говорить о некоторых недостатках закрепления ответственности физического лица, стационарного пользователя информационных ресурсов. Неопределенность вызывает то, что у физического лица:
— отсутствует доступ к ФГИС, для того чтобы иметь возможность отслеживать все блокировки;
— пользователь может по своему незнанию воспользоваться запрещенными ресурсами и средствами, которые оказывают содействие в обходе блокировок.

На наш взгляд, законодателю следовало бы более детально проработать указанные вопросы для предотвращения возникновения различных споров при применении санкций за указанные деяния в отношении физических лиц.


Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федер. закон от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 июля 2017 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июля 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 31 (Часть I), ст. 4825.
  2. Молоков В.В. Проблемы реализации механизма ограничения доступа к запрещенной законом информации в сети интернет [Электронный ресурс] / В.В. Молоков // Novaum.ru. – 2018. – № 15. – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p840. – (дата обращения: 10.12.2018).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 30 дек. 2001 г. № 196-ФЗ: в ред. Федер. закона от 27 дек. 2018 г. № 557-ФЗ, № 570-ФЗ, № 521-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. –№ 1 (ч. 1), ст. 1; Рос. газ. – 2018. – 29 дек.