УДК 342.9

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

№16,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович


Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА; ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ; MINORS; ADMINISTRATIVE REMEDIES; PROTECTION OF MINORS; LEGAL AND ADMINISTRATIVE REGULATIONS.


Аннотация: Статья посвящена понятию и особенностям административно-правовых средств защиты лиц, не достигших совершеннолетия. Сравнивая данные средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с иными правовыми средствами, автор указывает на целый ряд их преимуществ.

Оптимизация целей осуществляемой в Российской Федерации административной реформы, а также проводимой государственной политики по совершенствованию всех форм защиты детства неизбежно актуализируют задачи правового регулирования в указанной сфере. Соответственно меняются и средства достижения таких целей.

Н.В. Полякова указывает, что сам термин «защита прав несовершеннолетних» встречается в различных научных трудах по административному праву, а его содержание определяется исходя из отраслевого критерия правового регулирования общественных отношений [1, с. 134].

Вместе с тем, нельзя сформировать систему защиты прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, не проанализировав и не решив проблемы, связанные с имеющимися в этой связи административно-правовыми средствами.

Именно вопросы качественного и своевременного совершенствования административно-правовых средств защиты прав детей и подростков, как в законотворческом, так и правоприменительном аспектах, являются на сегодняшний день наиболее актуальными.

Одновременно следует отметить, что российская юридическая наука не дает однозначного определения словосочетания «правовые средства» несмотря на то, что в самой научной литературе он используется весьма активно. Иными словами, данная категория до настоящего момента все ещё недостаточно исследована и зачастую используется учеными как сама собой разумеющаяся. Как справедливо заметил ещё на рубеже веков А.В. Малько, под правовыми средствами понимаются разные правовые явления без определенных смысловых границ, без четкой связи с категориями «цель» и «результат» [2, с. 68]. С тех пор мало что изменилось.

Тем не менее, вопрос о правовых средствах, при помощи которых в действительности достигаются теоретически обоснованные цели правового регулирования, является главенствующим для определения его эффективности. Связано это с тем, что доктринально разработанные и апробированные в практической деятельности юридические средства выступают надежным условием высокой продуктивности права. Следовательно, без единообразного понимания правовых средств невозможно во всей полноте разрешить проблему целей и достижения эффективности правового воздействия в исследуемой нами сфере.

Уяснение сути понятия «правовые средства» способствует обобщению всех тех явлений (процессов и инструментов), которые должны способствовать достижению целей, поставленных в законодательстве. По мнению ученых, основным в теории правовых средств является то, какие социальные задачи в состоянии решать эти правовые механизмы, в каком порядке и где их следует применять на практике для достижения социально значимых результатов.

В этой связи нельзя не согласиться с С.С. Бойко, утверждающим, что «правовые средства» как особая категория одновременно включает в себя и элементы идеального, то есть инструменты для достижения цели (субъективные права и обязанности, наказания и поощрения, льготы, запреты и т.п.), и фрагменты реального – технологию (средства-деяния, которые направлены на применение названных инструментов) [3, с. 15].

Одновременно следует признать точку зрения авторов, считающих, что правовое средство как понятие, в первую очередь, должно обозначать прикладную, функциональную сторону правовой системы.

К примеру, по мнению С.С. Алексеева: «Вопрос правовых средств — не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе — их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Во всех случаях перед нами фрагменты правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения их функций, их роли как инструментов юридического воздействия» [4, с. 218].

Представляется, что административно-правовые средства призваны формировать такие гарантированные обществом и государством условия, при которых будут усиливаться позитивные регулятивные факторы и, в то же время, устраняться негативные факторы (препятствия), стоящие на пути упорядочения социальных связей.

Несмотря на различные взгляды относительно объема категории «административно-правовые средства», большая часть ученых-административистов включает в них:
— меры административного убеждения и принуждения;
— административно-правовые нормы;
— правоприменительные акты и полномочия лиц исполнительной власти [5, с. 14].

Следует признать обоснованной и точку зрения О.С. Одоева, который, поддерживая указанное понимание административно-правовых средств, настаивает на обособлении в пределах категории административно-правовых норм особой группы норм административно-деликтных. Сущность последних должна состоять в установлении под угрозой административной ответственности тех или иных запретов для различных субъектов, процесс применения которых реализуется при помощи:
а) юридической квалификации деяния, запрещённого предписаниями КоАП РФ и соответствующих региональных административно-деликтных законов;
б) назначения судом или иными органами административной юрисдикции предусмотренного нормативно-правовым актом административного наказания [6, с. 31].

Упорядоченное единство существующих административно-правовых средств защиты прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, весьма разнообразно.

В первую очередь, это касается, большого числа всевозможных административно-правовых норм в исследуемой области.

Во-вторых — значительного количества разнообразных источников, как федерального, так и регионального уровня.

В-третьих, не следует забывать и о множестве властных субъектов, реализующих упомянутые нормы.

Анализируя систему административно-правовых средств защиты прав несовершеннолетних в нашей стране, исходя из субъектов, регулирующих эти правоотношения, можно сделать вывод о том, что для такой системы характерен набор правовых средств, который в зависимости от функций права, лежащих в основе деятельности этих субъектов, можно разделить на две больших группы: регулятивные правовые средства — компетенция и полномочия государственных органов и охранительные правовые средства — меры юридической ответственности.

Характерной особенностью административно-правовых средств защиты прав и законных интересов детей и подростков на сегодняшний день выступает недостаточный уровень их системности, который проявляется в отсутствии оптимальных связей между различными правоприменительными субъектами (органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, судьями и пр.).

Проникая во все отрасли права, административно-правовые средства играют немаловажную роль в обеспечении единства и реализации на территории Российской Федерации системы защиты прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия. Сравнивая административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с иными правовыми средствами, несложно убедиться в целом ряде их преимуществ. Сюда, в первую очередь, следует отнести:
— их четко обозначенную профилактическую направленность;
— широкий спектр оперативно применяемых методов и средств;
— существование значительного числа правоприменительных субъектов и другие факторы.


Список литературы

  1. Полякова Н.В. Административно-правовая защита прав несовершеннолетних: отечественный и зарубежный опыт // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-3 (4). С. 134-139.
  2. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. С. 66-77.
  3. Бойко С.С. Административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.14 / Бойко Сергей Сергеевич. — Ростов-на-Дону, 2011. — 250 с.
  4. Алексеев С.С. Теория права / Алексеев С.С. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 1995. — 320 c.
  5. Бекетов Д.В. Предупреждение преступности административно-правовыми средствами: теоретические и методологические вопросы: дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — 172 c.
  6. Одоев О.С. Административно-правовые средства профилактики преступности // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2016. №2. С. 30-32.