ДЕФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

№4,

Юридические науки

Семенова Кристина Сергеевна


Ключевые слова: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ; ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА; EXECUTIVE; LEGAL NIHILISM; LEGAL CULTURE.


Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает понятие правового нигилизма должностных лиц, определяет специфику процесса формирования правовой культуры указанных субъектов. Анализируются факторы, влияющие на повышение уровня правовой культуры должностных лиц.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а, следовательно, и без должностных лиц. Государственный аппарат — это прежде всего люди, которые профессионально занимаются управленческим трудом. Деятельность этих людей необходима для функционирования и процветания любого государства, вне зависимости от его государственного устройства, политической системы, формы правления или правящего режима.

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет государство как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1].

Уровень развития демократии в обществе определяется наличием эффективного государственного механизма реализации и защиты прав и свобод человека. Конституционное правосознание в настоящее время подвержено различным деформациям и дефектам, что не способствует их полному осуществлению.

Деформации конституционного правосознания служат преградой для воплощения на практике идей Конституции Российской Федерации, тем самым не только не позволяют в полной мере реализовывать основные права и свободы личности (государственных служащих, с одной стороны, и граждан — с другой), но и приводят к затруднению осуществления таких важных прав, как достоинство, личная неприкосновенность, здоровье, социальное обеспечение. Всё это может привести к конфликтным ситуациям между названными выше сторонами с целью удовлетворения интересов одного лица за счет интересов другого лица.

Нигилизм (в переводе с латыни nihil — ничто) означает отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, норм, взглядов.

«Правовой нигилизм — сформировавшееся в сознании общества или психике конкретного человека устойчивое пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, которое выражается в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов не правовыми средствами или на предельно минимальное их использование в практической деятельности либо характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их только под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений» [2].

Правовой нигилизм должностного лица — это разновидность правового нигилизма, которая заключаются в сознательном мотивированном отторжении должностными лицами норм права и выборе иного, как правило, незаконного, способа регулирования общественных отношений с использованием служебного положения и властных полномочий. Современная Россия представлена достаточно широким разнообразием форм проявления правового нигилизма должностных лиц. Существует большое многообразие сторон, граней ее проявления. Очень важна классификация и систематизация форм проявления правового нигилизма.

Формой проявления правового нигилизма должностных лиц является совокупность способов его нигилистического реагирования на существующий правовой порядок, законы, должностные инструкции и обязанности. Различия заключаются в компетенции (зависит от ветви власти, вида ведомства и ранга чиновника), способе занятия должности (выборы или назначение). Различные сферы государственной деятельности рождают специфические формы правового нигилизма должностных лиц.

«Причины правового нигилизма присутствуют в социуме постоянно и для каждого периода его развития имеют свой специфический характер.

Правовой нигилизм имеет множество оснований. Он возникает, в частности, как результат несовершенства норм права и правоприменительной деятельности органов государственной власти. Это означает, что для конкретного субъекта правовая норма не выполняет задачу, заложенную в неё. Правовой нигилизм проникает в сознание и сферу мироощущения отдельных граждан, групп, общностей людей» [3]. Поэтому причинённый им социальный вред носит многогранный характер, является своеобразным катализатором большинства нарушений законности. Помимо этого, формируется комплекс негативных установок в сознании и практике работы должностных лиц и самих граждан (равнодушие или даже моральные оправдания некоторых видов правонарушений).

Можно сделать вывод о том, что низкий уровень правовой культуры должностных лиц отрицательно воздействует на состояние конституционной законности и общественного правопорядка в государстве. Кроме того, правовой нигилизм должностных лиц способствует нарушению основных конституционных прав и свобод граждан, а также снижает позитивную активность личности.

Процесс формирования правовой культуры должностных лиц относится к системе государственного правового обеспечения федеральных органов государственной власти. Правовое обеспечение тесно связано с такими понятиями как «правотворчество», «правовое регулирование», «правовые средства», но «ориентировано на практику, на конкретный процесс функционирования соответствующего органа».

Правовое обеспечение включает в себя также: правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания, правовые акты, субъективные права и обязанности), правовую деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъективных прав и обязанностей), правовое сознание (представление о правовых явлениях, их субъективный образ).

Для повышения уровня правовой культуры должностных лиц необходимо наличие законодательной базы, которая будет регламентировать основные аспекты их деятельности и определять основные требования к ним как к субъектам правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В этом плане важнейшим шагом в деле повышения правовой культуры должностных лиц стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ, который уточнил правовой статус государственных служащих, а также квалификационные требования к гражданам, занимающих различные должности государственной службы.

К числу дополнительных средств искоренения правового нигилизма должностных лиц следует назвать: обеспечение необходимого качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли судов, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.


Список литературы

  1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г. : в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 января 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2003. – 25 дек; 2014. – 4 авг.
  2. Гойман — Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права // И. В. Гойман — Калинский, Г. И. Иванец, В. И. Червонюк. – М., 2003. – 521 с.
  3. Аринин А. Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1. – С. 64.