УДК 65.014.12

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КАК МЕТОД АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

№16,

Экономические науки

Филимончук Ильнара Ильшатовна


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ; СТРАТЕГИЯ; УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ; ORGANIZATIONAL STRUCTURE; MANAGEMENT SYSTEM; ORGANIZATION THEORY; STRATEGY; ORGANIZATION MANAGEMENT.


Аннотация: В условиях современной экономики одним из составляющих эффективного управления организацией является выбор соответствующей организационной структуры. В данной статье раскрывается актуальность значения данного вопроса для современного менеджмента, так как основой для достижения стратегических целей является грамотно подобранная структура предприятия. Основное внимание в статье автор уделяет вопросу адаптации организации путем внедрения организационно-управленческий изменений структуры компании.

В условиях быстро изменяющейся внешней среды, необходимости оптимизации издержек, организационная структура любой компании должна со временем меняться. Современный рынок увеличивает объемы, конкуренция становится сильнее, тем самым больше подтверждая потребность внедрения организационно-управленческих изменений. Научно-обоснованное совершенствование организационной структуры является одним из главных условий достижения стратегических целей и контроля бизнес-процессов компании.

Следовательно, актуальность решения данного вопроса включает в себя выбор подходящей структуры, которая соответствует правилам теории организации, позволяющей лучшим образом организации взаимодействовать с макро- и микроокружением, эффективно и целенаправленно распределять, и направлять усилия работников, удовлетворять потребности клиентов и достигать поставленных целей. Организационная структура компании направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между подразделениями, распределение прав и ответственности.

Для этого необходимо провести диагностику эффективности существующей организационной структуры, выявить «узкие места», расписать стратегию организационных изменений и сделать прогнозную оценку эффективности внедрения данных организационных преобразований. [3, c. 243]

Экономические, политические, социальные, и прочие факторы влияют на составляющие элементы и связи компании, воздействуют на нее комплексно. Основные факторы, которые требуют соответствующих организационных структур, — это вид бизнеса, масштаб деятельности и степень изменчивости внешней среды. Таким образом, существует проблема проектирования организационной структуры управления и ее усовершенствований, которые находятся в прямой зависимости от изменений компании, продиктованными внешними факторами.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода Организационное проектирование заключается в разработке проектных решений по перспективному устройству бизнес-корпорации и по процессу ее преобразования — переходу от актуального состояния к перспективному целевому. Перспектива определяется достижением бизнес-корпорацией определенной цели (в том числе решением значимых проблем) либо их набора за ограниченный период времени.

Организационные преобразования осуществляются при наличии значительных факторов развития в перспективе. Источником для них могут стать стратегические цели компании или ее проблемы. Основываясь на существующие возможности бизнеса и учитывая тенденции окружающей среды, формируется план перехода к перспективному состоянию.

В ходе разработки принципов и методики проектирования структур управления важно понять, что структура представляет из себя не застывший набор органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления является многосторонним понятием. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. [4, c. 176-177]

Значение соответствия организационной структуры требованиям стратегии впервые было отмечено после изучения результатов масштабного исследования 70 крупнейших корпораций, проведенного под руководством профессора Гарвардского университета Альфреда Чандлера. Изучение крупных корпораций помогло построить стандартную модель изменения организационной структуры: создание новой стратегии, появление новых проблем администрирования, снижение производительности и прибыльности, переход к более подходящей структуре организации. Новая или скорректированная стратегия обычно предполагает новые или скорректированные ключевые виды деятельности, компетенции и возможности, следовательно, требуют новой или перестроенной организационной структуры. [1]

Прослеживая взаимосвязь стратегических целей и организационной структуры управления, отмечается, что главная проблема объединения организационной формы с определенными целями состоит в адекватном внешнему окружению установлении этих целей и их иерархизации. Необходимо также установить господствующую стратегию, которая лежит в основе внутренних процедур координации участников организации. Достижение соответствия между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным и представляет собой постоянный взаимосвязанный процесс. [5, c.359]

Стратегически значимые виды деятельности должны стать ключевыми элементами организационной структуры: только таким образом компании смогут рассчитывать на адекватное ресурсообеспечение и эффективное принятие решений. Внедрить новую стратегию либо скорректировать прежнюю будет содержать в себе, безусловно, появление новых и трансформация ключевых видов деятельности, возможностей и компетенций, следовательно, потребуется создание новой или перестройка действующей организационной структуры. Если необходимые преобразования не провести, структура организации перестает соответствовать принятой стратегической цели и может стать причиной снижения эффективности управления и производительности.

Чаще всего попытка реализовать новую стратегию в действующей структуре не приводит к положительным результатам, т.к. стратегия изменяется в соответствии с внешней средой, и вместе с ней должна меняться и структура организации, тем самым адаптируясь к новым требованиям экономики.

Для того, чтобы структура организации соответствовала стратегической цели необходимо превратить стратегически важные виды деятельности в ключевые элементы организационной структуры.

В последнее время большую популярность получила концепция бизнес-процессов, позволяющая выделить процессы, разнесенные по разным функциональным отделам и объединить их в целое. Извлечение составляющих стратегически значимых процессов их функциональных отделов и создание специальных отделов или интегрированных рабочих групп есть реинжиниринг бизнес-процессов. [5, c. 365-366]

Но нужно отметить, что хорошая организационная структура сама по себе не является гарантией высокой производительности. Но, в свою очередь, плохая организационная структура изначально исключает хорошую работу, независимо от того, насколько каждый работник хорош сам по себе.

Поэтому совершенствование организационной структуры при условии внедрения продуманных и обоснованных изменений всегда повышает эффективность. Это даст раскрыться потенциалу хороших работников, которых сковывала плохая организация и выявить тех, кто не справляется со своими задачами.

Хорошая организационная структура не есть решение всех проблем, она не является единственным фактором, которые имеет значение в управлении. Но правильная организационная структура является обязательным требованием, в ее отсутствие попытки эффективно работать будут бессмысленными. [2, c.226]


Список литературы

  1. Chendler A. Strategy and Structure, Camridge, MA: MIT press, 1962
  2. Друкер Питер Практика менеджмента.: Пер. с англ.: — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 398 с.
  3. Лафта Дж.К. Теория организации:учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2000. – 416 с.
  4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.
  5. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуация для анализа, 12-е изд. пер. с англ. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 – 928 с.