УДК 658.64

АНАЛИЗ РИСКОВ ОТКРЫТИЯ САЛОНА КРАСОТЫ ПО ФРАНШИЗЕ И НА БАЗЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

№16,

Экономические науки

Мирзагалямова Анжелика Марсовна


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; РИСК; УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА; ФРАНШИЗА; PROJECT MANAGEMENT; RISK; PROJECT RISK MANAGEMENT; FRANCHISE.


Аннотация: В статье рассматривается влияние рисков на управление проектами на примере салонного бизнеса в индустрии красоты. Автор проводит сравнительный анализ рисков открытия салона красоты по франшизе и на базе самостоятельного построения бизнеса в России. В рамках анализа вариантов приобретения бизнеса выделяются наиболее вероятные факторы риска и меры их снижения. Также в статье приводится рейтинг ведущих участников рынка индустрии красоты в России. По результатам проведенного исследования даются рекомендации по выбору способа открытия салона красоты.

Риск является неотъемлемой частью жизненного цикла проекта. Риски сопровождают любую сферу деятельности, оказывают как негативное, так и позитивное воздействие на проект, ухудшая или улучшая при этом количественные и качественные показатели характеристик конечных целей реализуемого проекта. Аналогично происходит и на рынке салонов красоты.

Салонный бизнес в индустрии красоты — интересное и перспективное направление для новичков и опытных бизнесменов. Это та сфера бизнеса, в которой спрос на услуги растёт с каждым годом, во многом это объясняется стремительным развитием новых технологий в beauty-индустрии.

Многим предпринимателям известно, что свой собственный бизнес можно открыть несколькими способами. Один из способов предусматривает приобретение франшизы, а другой открытие своего бизнеса с нуля, то есть с самого начала. Каждый из данных способов имеет свои нюансы, аспекты, особенности и преимущества над другими. Однако, чтобы выбрать тот или иной способ открытия бизнеса, необходимо четко представлять, что каждый из них означает, какие предполагает риски и способы реагирования на них.

Необходимость мониторинга и комплексного анализа рисков открытия салонов красоты в России на современном этапе, обусловила активное использование системы общенаучных и специфических методов исследования. В частности, в работе применяются методы сравнительного анализа, индукция и системный подход.

Эмпирическая база исследования основывается на комплексном использовании социологических и экономико-статистических методов. Для выявления основные участники рынка парикмахерских и салонов красоты в России используются данные аналитического отчёта Российский рынок салонов красоты и парикмахерских: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г., подготовленного компанией NeoAnalytics в 2017 году. Эмпирическую базу исследования также составляют результаты мониторинга официальных сайтов данных компаний, сводной информации бизнес-портала БИБОСС и мнения авторов статей.

Открытие салона красоты с нуля чревато высокой вероятностью возникновения рисков, негативным образом влияющих на успешное развитие салона красоты. Однако данные риски могут быть преодолены путем определенных мер воздействия. Рядом авторов выделяются следующие наиболее вероятные факторы риска и меры их снижения:

  • поднятие цен на сырье и расходные материалы (инструменты, косметические средства и рекламные средства). Данная ситуация чревата снижением уровня прибыли салона вследствие повышения стоимости его услуги потери в связи с этим части клиентов. Снижения такого риска может быть достигнуто за счет подписания долгосрочных договоров с поставщиками, постоянного отслеживания экономической ситуации и успешного ведения рекламной компании.
  • Сдача позиций в конкурентной борьбе с другими организациями аналогичной сферы деятельности. По этой причине может также быть утеряна часть постоянной клиентуры за счет обращения них к конкурентам, что влечет за собой снижение доходов. Поддержание предпочтений клиентов в услугах конкретного салона красоты может быть достигнуто путем поддержания высокого уровня качества услуг, постоянного внедрения акционных предложений для постоянных клиентов и расширения списка услуг.
  • Текучка кадров и переход мастеров салона в конкурентные организации либо частную деятельность. Риск влияет на потерю части клиентов, следующих за знакомыми мастерами в конкурентные салоны либо на домашнее обслуживание. В любом случае прибыль салона красоты падает. Снижение риска может быть достигнуто за счет повышения прозрачности деятельности сотрудников салона красоты, и слежения за выполнением ими их профессиональных обязанностей. С целью удержания сотрудников на месте работы может быть введена система бонусов и поощрений за успешную деятельность.
  • Повышенная сезонность услуг. Влечет за собой резкое снижение прибыли салона в неактивный сезон и невозможность охвата объемов работ и наплыва клиентов в пик сезона. Для сглаживания амплитуды объемов оказываемых услуг, отпуска сотрудникам рекомендуется концентрировать на невостребованное время года, а в пик сезона привлекать дополнительных сотрудников для охвата всего наплыва клиентуры.

Бытует мнение, что при открытии салона красоты по франшизе риски ниже, чем при самостоятельном построении бизнеса, в частности, если отсутствует достаточный опыт в ведении бизнеса [1]. Тем не менее существуют и определённые риски открытия салона красоты по франшизе, а именно:

  • Франчайзи всегда вынужден учитывать мнение своего франчайзера и развиваться по предлагаемой схеме, даже если это идёт вразрез с его видением ситуации.
  • Необходимость платить первоначальный взнос, зачастую весьма существенный, и ежемесячное роялти.
  • Возникновение проблем в работе франчайзера неминуемо приведёт к появлению проблем в работе его франчайзи.
  • Низкий коэффициент репутации франчайзера.
  • Отсутствие законодательного регламентирования франшизы салона красоты.
  • Непредоставление необходимого объема сведений франчайзи.
  • Двусмысленность в договоре.

Во избежание возникновения рисков, негативно отражающихся на проекте, в зависимости от окружающих факторов специалисты советуют принять ряд мер:

  • Направленность на определённую целевую аудиторию и сумма первоначальных вложений: если будущий бизнесмен сильно ограничен в средствах, то стоит выбирать более дешёвые варианты франшизы, для открытия салона более высокого уровня и инвестиций потребуется больше.
  • Наличие конкурентов на территории открытия салона: прежде чем принимать решение в пользу того или иного варианта франшизы, следует детально изучить рынок в своём городе и районе, проанализировать спрос на услуги того или иного салона, удовлетворённость клиентов. Хорошая репутация бренда может сыграть на руку начинающему предпринимателю, а плохая, напротив, всё испортить. Следует также учитывать, что некоторые франчайзеры предоставляют эксклюзивное право нахождения в одном городе.
  • Репутация франчайзера: следует пообщаться с уже действующими франчайзи и узнать насколько они удовлетворены работой с этим конкретным предприятием.
  • Перечень предоставляемых услуг и партнёров-поставщиков: в основном салоны предоставляют примерно одинаковый перечень услуг, однако нюансы имеются. Кроме того, у франчайзи могут быть свои предпочтения в отношении поставщиков материалов, с которыми будет работать салон. И если они различаются со сложившейся практикой работы франчайзеров, то это то же может быть аргументом «против».

Несомненно, начинающие предприниматели стремятся построить бизнес с наименьшими рисками. Этим обуславливается конечное принятие о решения о выборе способа открытия салона красоты. Для того, чтобы определить, какой способ вызывает большее доверие в статье проводится анализ наиболее успешных участников рынка индустрии красоты.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному компанией NeoAnalytics в 2017 году, были выделены основные участники рынка парикмахерских и салонов красоты в России: Персона (Persona Lab), Моне, Город красоты, Express Nails, Цирюльник, Май, Время красоты, Точка красоты, Прядки в порядке, Леди, Familia [2].

Далее на основе мониторинга официальных сайтов данных компаний и сводной информации бизнес-портала БИБОСС [3] в статье приводится основная характеристика вышеуказанных организаций.

Наименование Год основания компании Год запуска франчайзинга Франшизных предприятий Собственных предприятий Инвестиции Паушальный взнос Роялти
Персона (Persona Lab) [4] 1994 2005 86 10 3 500 000 – 6 000 000 руб. 500 000 руб. 17 000 руб.
Май [5] 1995   2 11 2 100 000 руб. 100 000 – 200 000 руб. 35 000 руб.
Моне [6] 1998 2012 8 17 6 000 000 – 8 000 000 850 000 руб. 25 000 – 45 000 руб.
Леди [7] 2000 2001 4 61 500 000 – 800 000 руб. 50 000 руб. 5 000 – 20 000 руб.
Город красоты [8] 2002 2016 3 26 2 900 000 руб. 500 000 руб. 30 000 руб.
Время красоты [9] 2004 0 14
Express Nails [10] 2007 0 23
Цирюльник [11] 2009 2014 106 12 1 000 000 – 1 500 000 руб. 250 000 руб. 10 000 руб.
Прядки в порядке [12] 2009 2015 48 24 500 000 – 700 000 руб. 200 000- 300 000 руб. 3%
Точка красоты [13] 2012 2012 132 0 2 500 000 — 3 000 000 руб. 350 000 — 500 000 руб.

 

от 25 000 руб. — 5%

 

Familia [14] 2014 2014 17 0 900 000 – 1 350 000 руб. 200 000 руб. 7 500 руб.
Итого: 406 198  

Данная статистика представляет несомненный интерес в том плане, что среди лидеров индустрии красоты располагаются как компании, предоставляющие франшизу, так и нет, то есть имеющие свой уникальный бренд, что говорит о том, что при наличии оригинального торгового предложения риски могут быть ниже, чем по франшизе. К тому же развитие вышеперечисленных компаний начиналось безусловно начиналось с нуля.

При этом на 11 указанных компаний приходится только 198 собственных предприятий и более чем в 2 раза большее количество франшизных предприятий – 408. Также, хотелось отметить, что всего лишь две компании не обзавелись франшизой, а полностью специализируется на данном способе развития один салон Точка красоты, являющийся дочерней компанией Моне. Остальные же придерживаются смешанного типа развития.

Что касается разветвленности структур, то у компаний, отдающих предпочтение расширению за счет собственных предприятий, количество филиалов определенно меньшее, чем у других участников рынка индустрии красоты.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что размер инвестиций во франшизы компаний и паушальных взносов напрямую зависит от истории и известности бренда, что в свою очередь отражается и на конкурентоспособности.

Из этого следует, что бизнес по франшизе даёт большие предпосылки для успешного развития.

Тем не менее результаты других авторов свидетельствуют о том, что в России рынок красоты традиционно делят независимые салоны и парикмахерские, а сетевые салоны – это, как правило, дорогие фабрики красоты, всячески подчеркивающие свою элитность [15]. Открытие салона по франшизе даёт возможность приобрести право носить имя раскрученного бренда, что, в свою очередь, позволяет повысить конкурентоспособность. При этом авторы склоняются к тому мнению, что для преодоления стадии становления на базе построения бизнеса с нуля достаточно быть в курсе, что представляет собой рыночная ниша, знать в лицо конкурентов и тактику ведения «боевых действий» [16-19].

Практическая значимость работы состоит в предоставлении общих рекомендаций по минимизации рисков для того или иного способа открытия салона красоты.

Таким образом, в статье рассматриваются основные возможные риски при открытии салона красоты по франшизе и с нуля, а также меры по снижению указанных рисков, ведущие участники рынка индустрии красоты, разбираются базовые ошибки управления данным проектом. В зависимости от окружающих факторов уровень риска существенно различается, в связи с чем окончательный выбор способа запуска бизнеса решается исходя из конкретной отдельной взятой ситуации.

Можно сделать вывод о том, что в большей или меньшей степени риску подвержены как проекты по открытию салона красоты по франшизе, так и на базе самостоятельного построения бизнеса с нуля. Грамотно рассчитанные вероятные факторы риска и меры их снижения позволяют минимизировать потери при управлении проектом.

Сбор, накопление и обобщение информации, отражающей динамику условий и стратегий развития бизнеса в индустрии красоты, позволяют создать базу для дальнейшего углубленного анализа рисков открытия салона красоты по франшизе и на базе самостоятельного построения бизнеса в России.


Список литературы

  1. http://sb-advice.com/katalog-franchis/2053-kak-otkryit-salon-krasotyi-po-franshize-obzor.html
  2. https://marketing.rbc.ru/research/34759/
  3. https://www.beboss.ru/
  4. http://persona-franshiza.ru/
  5. http://maysalon.ru/
  6. http://www.salonmone.ru/
  7. https://lady-rf.ru/
  8. http://gorod-krasoti.com/
  9. http://vkrasoty.com/
  10. https://www.expressnails.ru/
  11. http://cirulnik-franshiza.ru/
  12. http://franch.pryadki.com/
  13. https://tochkafamily.ru/
  14. https://salonfamilia.eu/franchise/
  15. http://www.ohmymaster.com/Articles/Ne-nashi
  16. http://идея-малого-бизнеса.рф/otkryitie-salona-krasotyi-po-franshize-obzor.html
  17. http://vesbiz.ru/svoj-biznes/kak-otkryt-salon-krasoty.html
  18. http://www.firstbiznes.ru/info/kak-otkryt-salon-krasoty/
  19. http://kakzarabativat.ru/biznes-idei/kak-otkryt-salon-krasoty-s-nulya/#12