УДК 336.226.2

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В ИМУЩЕСТВЕННОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

№16,

Экономические науки

Сазанов Олег Васильевич
Тихонова Анастасия Николаевна


Ключевые слова: НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ; КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ; РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН; TAX ON PROPERTY OF INDIVIDUALS; TAX BENEFITS; THE NUMBER OF TAXPAYERS; THE REPUBLIC OF TATARSTAN.


Аннотация: В статье изучается вопрос о налоговых льготах в имущественном налогообложении физических лиц. Приводится анализ данных о количестве налогоплательщиков, которым исчислен налог и которые освобождаются от его уплаты в Республике Татарстан. Также сравниваются суммы налога, предъявленные к уплате всего и не поступившие в бюджет в связи с предоставлением льгот.

Бюджеты всех стран мира пополняются за счет налогов и сборов, взимаемых как с юридических, так и с физических лиц. Денежные отчисления поступают в разной степени в бюджеты всех уровней: федеральный, региональный и местный. Особую роль в пополнении местного бюджета играет налог на имущество физических лиц, который обязателен к уплате на территориях муниципальных образований. Данный налог – прямой, имеет незначительное фискальное значение и зачисляется в местный бюджет в размере 100%. Он устанавливается главой 32 Налогового Кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщиками выступают физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения [1].


Рис. 1. Динамика общего количества налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов в Республике Татарстан с 2006 по 2017 гг., чел.

Из рисунка 1 видим, что в 2006 году количество зарегистрированных налогоплательщиков составляло 1613287 человек, а уже через 11 лет это число выросло на 46,6% и составило 2365055 человек. Наибольшее количество налогоплательщиков зарегистрировано в 2013 году – 2401661 человек.

Под имуществом физических лиц понимается совокупность объектов владения, обладающих полезностью использования, а также конкретные имущественные права отдельного лица.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается следующее имущество, расположенное в пределах муниципального образования:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение [2].


Рис. 2. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц в Республике Татарстан в период с 2006 по 2017 гг., по которым предъявлен к уплате в бюджет налог на имущество, единиц.

На рисунке 2 представлены изменения зарегистрированного имущества в регионе. При этом видно, что не наблюдается ни постоянный рост, ни уменьшение объектов налогообложения. Однако если рассматривать интервал с 2006 по 2017 годы, то можно сказать, что показатель увеличился на 7% с 1144718 единиц до 1225636 единиц. Самый высокий показатель был достигнут в 2009 году – 1392435 единиц зарегистрированного имущества, находящегося в собственности у физических лиц, а самый низкий в 2011 году – 1 022 115 единиц.

Для стимулирования экономического роста и снижения социальной напряженности в обществе государство вводит преференции при налогообложении, называемые налоговыми льготами. Согласно статье 56 НК РФ отдельные категории граждан, при наличии определенных условий и оснований, имеют возможность уплачивать налоги частично либо полностью освобождаться от их уплаты [3].

Налоговая льгота при имущественном налогообложении физических лиц предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности [4].

Согласно статье 407 НК РФ следующие категории граждан имеют право не уплачивать имущественный налог:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп инвалидности;
  • участники и ветераны боевых действий;
  • военные, отдавшие службе в органах Министерства обороны более 20 лет;
  • сотрудники органов УИС;
  • лица, пострадавшие от радиоактивного излучения;
  • родители, вдовы и вдовцы военнообязанных, погибших во время выполнения служебных обязанностей;
  • пенсионеры;
  • физические лица, занимающиеся профессиональной творческой деятельностью, если помещения необходимы им для работы;
  • физические лица, которые имеют постройки, использующиеся для ведения подсобного хозяйства (дачи), если их площадь не превышает 50 кв. м. и другие [4].


Рис. 3. Количество налогоплательщиков в Республике Татарстан с 2006 по 2017 гг., которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, чел.

Из рисунка 3 видно, что с 2006 по 2014 годы наблюдается рост числа налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога в связи с предоставлением им льгот по налогу. В 2015 году в сравнении с 2014 годом произошло резкое уменьшение показателя на 138126 человек (на 17,3%). В период с 2015 по 2017 годы прослеживается небольшой рост. В итоге за 11 лет число налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, увеличилось с 598143 до 689635 человек, то есть на 91492 человек (или на 15,3%).

Налоговая льгота по имущественному налогу предоставляется физическому лицу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по его выбору вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот [4].

К объектам льготного налогообложения относятся:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • гараж или машино-место;
  • сооружения/помещения, использование которых предназначено для ведения творческих видов деятельности;
  • хозяйственные постройки, дачные домики и подобного типа строения, если их площадь не превышает 50 кв. м [4].

Физические лица могут получить налоговые льготы в 2018 году после предоставления определенных документов в налоговый орган, среди которых:

  • письменное заявление с личной подписью, где будут содержаться основания для освобождения от уплаты или снижения величины взноса;
  • паспорт или свидетельство о рождении (если вопрос снижения налоговой нагрузки касается несовершеннолетних);
  • ИНН;
  • документ, подтверждающий право налогоплательщика на налоговую льготу (удостоверение пенсионера, ветерана, инвалида и пр.) [5].

Таблица 1.

Сводная таблица сумм налога, подлежащих уплате всего и сумм, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу с 2006 по 2017 гг., тыс. руб.

Год

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – всего

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу

2006 229 688 146 296
2007 285 198 222 581
2008 352 438 248 567
2009 412 082 293 508
2010 496 527 370 729
2011 713 908 492 680
2012 754 309 528 230
2013 788 115 558 411
2014 771 342 628 049
2015 1 018 004 283 738
2016 1 653 065 523 233
2017 1 828 348 587 139
Контрольная сумма 9 303 024 4 883 161

Из таблицы 1 видно, что сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате в Республике Татарстан с 2006 по 2017 гг. увеличивается с каждым годом. За 11 лет она выросла на 1598660 тыс. руб. (на 696%) и составила 1828348 тыс. руб. В первую очередь это связано с повышением цен на имущество, а также с увеличением его количества в регионе. Наибольший рост наблюдается в период с 2015 по 2017 годы, а наименьшая сумма налога была предъявлена к уплате в 2006 году – 229688 тыс. руб.

Исходя из данных, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что в связи с увеличением сумм налога, подлежащих к уплате всего, увеличивается и сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот. Так, например, сумма льгот в 2006 году составляла 146296 тыс. руб., а спустя 11 лет — 587139 тыс. руб., то есть она увеличилась в 4 раза (на 301%). В целом можно сказать, что сумма льгот составляет половину от суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Это прослеживается и в контрольных цифрах: 9 303 024 тыс. руб. – сумма налога всего, 4 883 161 тыс. руб. – сумма льгот по налогу за 2006-2017 гг.

Таким образом, в имущественном налогообложении физических лиц существуют налоговые льготы, которые позволяют некоторым категориям граждан освобождаться от его уплаты. В Республике Татарстан в целом можно проследить ежегодное увеличение сумм налога к уплате в бюджет, это в первую очередь связано с увеличением числа налогоплательщиков и имеющегося у них в собственности имущества.


Список литературы

  1. НК РФ Статья 400. Налогоплательщики // Консультант Плюс URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/689950626fe242a68cff96a39de873d5194923c8/ (дата обращения: 10.12.2018).
  2. НК РФ Статья 401. Объект налогообложения // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/404626c621255e12b76d7d661be99292fc859c72/ (дата обращения: 11.12.2018).
  3. НК РФ Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/4cada6c7ce0d8a4a287f0eeb6d5c1ed5f4d08045/ (дата обращения: 11.12.2018).
  4. НК РФ Статья 407. Налоговые льготы // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/2573b723f294419039974f75da8e928dfbe027c6/ (дата обращения: 12.12.2018).
  5. Как оформить налоговые льготы в 2018 году // KredFIN URL: https://kredfin.info/l-goty-po-nalogam-dlya-fizicheskih-lic-v-2018-godu-kto-imeet-pravo-na-osvobozhdenie-ot-uplaty.html (дата обращения: 17.12.2018).
  6. Данные по формам статистической налоговой отчётности // Федеральная налоговая служба URL: https://www.nalog.ru/rn16/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 14.12.2018).