УДК 336.221

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

№16,

Экономические науки

Муратова Тамила Борисовна
Чернов Юрий Иванович (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: ДОХОД; ДЕНЬГИ; РАСХОДЫ; НАЛОГ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ; INCOME; MONEY; EXPENSES; TAX INFORMATION TECHNOLOGY; TAXATION; WEALTH.


Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы реформирования и модернизации современной российской налоговой системы в направлении дистанционного обслуживания. Отличительной чертой модернизации современной российской налоговой системы является формирование позитивного образа и повышения престижа ФНС России в глазах общественности и массовой аудитории налогоплательщиков – физических лиц, представителей бизнеса. В процессе реформирования и модернизации современной российской налоговой системы процессы предоставления государственных услуг налогоплательщикам происходили в направлении расширения дистанционного обслуживания, развития, упрощения и стандартизации сервисов и процедур, а также улучшения и минимизации личных обращений налогоплательщиков. Сервисное обслуживание позволило решить ряд проблем, таких как упрощение налоговых процедур по сдаче налоговых деклараций и отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; использование простых клиентоориентированных форм инструкций и деклараций; максимальное освобождение налогоплательщиков – физических лиц от расчета имущественных и транспортного налогов с отправкой им для оплаты налоговых уведомлений и квитанций.

Стабилизация и развитие налоговых отношений предполагает автоматизацию их процессов. Чем более автоматизирован технологический процесс, то есть степень использования инновационных технологий в работе органов налогообложения, тем более эффективным становится их функционирование.

Сегодня на первое место среди приоритетных задач налоговых органов становится рациональное хранение, анализ и использование информации о налогоплательщике и операциях, проведенных в его отношении соответствующими органами. Этот вопрос делает необходимым дальнейшее совершенствование налогового контроля путем улучшения систем хранения информации и анализирующих инструментов, развития технических возможностей и внедрения инновационных технологий в работу налоговых органов.

Так Российский налоговый закон интенсивно насыщается юридическими конструкциями таких базовых отраслей, как административные и гражданские право [1]. Применительно к информационным технологиям очевиден явный приоритет публично-правового регулирования в налоговой сфере. Один из основных факторов работы налоговой сферы – регистрация и контроль налогоплательщиков. Информационная база с каждым днем растет и пополняется правками и уточнениями. Ввиду постоянно растущего объема данных, методы хранения, использования и доступа к нужной информации требуют постоянного улучшения. Одно из вспомогательных средств при сотрудничестве государственных органов с физическими и юридическими лицами – методы электронной связи.
Рассмотрим, для примера одну из программ обработки данных.

Электронная обработка данных (ЭОД) выполняет важную роль модернизации налоговых инспекций локального уровня. Создание локальных баз данных на основе первичной информации непосредственно от налогоплательщика, сбор информации о платежах, начисления и переводах определенного региона способствует более упорядоченной и быстрой работе органов. Децентрализация активизирует различные подразделения органов налогообложения, давая непосредственный доступ к необходимой информации местного уровня. Отлаженная работа ЭОД и поддержка налоговых органов это системой возможно благодаря созданию и функционированию специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) [2].

АРМ выполняет функции: сбора, распределения информации и дальнейшей ее обработки, а кроме того: сбор налоговой документации, проведение ряда административных мероприятий. «Досье налогоплательщика» — банк данных определенного лица, подверженного налогообложению. Все статистические, аналитические данные об этом налогоплательщике накапливаются и хранятся в электронном виде. В особенности, «Досье налогоплательщика» концентрирует внимание на нарушениях (если таковые имеются) налогового законодательства данным лицом.

ЭОД имеет в базе данных такую информацию: зарегистрированные на государственном уровне юридические лица, частные предприниматели, физические лица с ИНН, ряд налоговых деклараций, на основании которых проводится расчет и в последствии сбор налоговых средств в бюджет Российской Федерации, хранящиеся в бумажных и электронных вариантах, документация касательно заявлений налогоплательщиков о использовании альтернативных налоговых систем, регистрационных бланки новых объектов налогообложения. Кроме этого, ЭОД отвечает за сбор и подготовку бумажной документации с сопровождением элементов электронных носителей информации для передачи в отдел ввода и обработки, формирует документы на проверки и сверки с актуальной информацией лиц налогообложения, работает с финансовыми документами, поступившими из местных налоговых органов.

ЭОД направленна на калибровку и постоянное улучшение системы подачи документов в органы налогообложения в электронном виде, эффективный и быстрый обмен данными между региональными ведомствами, создание бесперебойной и отлаженной связи с вышестоящими государственными органами Российской Федерации. ЭОД способствует более быстрому, объемному сбору налогов, что повышает эффективность работы ведомства [2].

Несмотря на это, использование ЭОД в работе налоговых органов выявило несколько значительных минусов, с которыми сталкиваются работники ведомства:

— регулярные калибровки и обновления системы требуют подробного их изучения, что занимает большую часть времени;

— обновления ЭОД не всегда соответствуют действующему законодательству, что сводит на минимум эффективность системы;

— рядовые работники налоговых ведомств не имеют полной информации о налогоплательщике, ввиду ограниченного доступа к данным в ЭОД.

Для совершенствования системы ЭОД, более качественному обслуживанию налогоплательщиков и отлаженному сотрудничеству двух сторон было принято решение об изменении в системе конфиденциальности ЭОД. Теперь без проблем авторизоваться в ЭОД и войти в личный кабинет налогоплательщика можно с помощью электронной подписи (ЭП) и универсальной электронной карты на территории всей России. После входа пользователь может создать пароль и в последствии авторизоваться в системе как с помощью электронной подписи или электронной карты, так и введя логин с паролем.

Те, кто был зарегистрирован в системе при помощи электронной подписи или карты имеют значительное преимущество: таким налогоплательщикам не обязательно посещать налоговое ведомство для подачи или сверки документов, что значительно экономит личное время. Путем этой электронной системы органы налогообложения получают информацию о недвижимости и другом имуществе, налоговых операциях, наличии денежных переплат или долгов. Налогоплательщики, в свою очередь, имеют возможность заполнения электронных бланков различных деклараций, могут мониторить личную информацию из реестра налогоплательщиков.

Внедрение современных технологий и инноваций в сферу налогообложения способствует автоматизации ее процессов, повышает налоговый контроль и помогает более качественно сотрудничать с налогоплательщиками. Налоговая служба активно сотрудничает с аналогичными органами более развитых стран, перенимая, а затем применяя полученный опыт [1].

«Комплексные сведения о налогоплательщиках» (КСНП) – еще один эффективный инструмент в работе налоговой службы. КСНП дает подробную информацию о компании, должностных лицах и ее финансовом состоянии. База данных составляется при регистрации, изменении данных организации и на основе ее финансовых отчетностей. Эта система значительно сужает круг контрагентов, которые требуют проверки, а также исключает возможность взаимосвязи нескольких компаний и финансовых схем с участием однодневок. КСНП способен предоставить все необходимые пред проверочные данные, что делает эту систему очень мощным «оружием» в руках налоговых работников.

Третья информационная система, используемая налоговыми органами – «САИ-В». Эта база данных собирает и оценивает информацию о налогоплательщиках, поступающую от третьих лиц и посторонних источников, которыми являются правоохранительные органы, также имеющие сведения о всех физических и юридических лицах. Взаимовыгодный обмен информацией между этими сферами государственных органов значительно улучшает их работу [4].

«КонсультантПлюс» – дополнительный информационный источник для налоговых органов, имеющий список законодательных актов по налогообложению, обучающие материалы, информацию касательно общеправовых вопросов и т.д. [5]

Единственным минусом в работе этой системы является отсутствие конкретных критериев оценки эффективности их применения, что несколько занижает потенциал их планового развития.

Эта система, работая в комбинации, создает максимально полную и обширную базу данных о налогоплательщиках, которой активно пользуются подразделения органов налогообложения. Информационные технологии, программы и сервисы, позволяющие налоговым органам сотрудничать с налогоплательщиками, дистанционно значительно упрощают этот процесс и экономят время лиц с обеих сторон.

Кроме упрощения взаимодействия органов и лиц, подотчетных им, инновационные технологии помогают ужесточить контроль за организациями и проводить разноплановые проверки. Применение современных высокотехнологичных систем и компьютерных программ повышает качество налогового администрирования.

Ряд мероприятий по созданию системы сдачи налоговых документов и деклараций в электронном виде, а также внедрение онлайн-сервисов, ряда автоматизированных методов группирования данных позволяет автоматизировать налоговые процессы. Благодаря таким системам повышается результативность работы налогового ведомства и ее работников, что исключает возможность махинаций, обмана и различных незаконных действий как со стороны налогоплательщика, так и со стороны лиц, работающих в налоговых органах.

Сегодня, благодаря использованию инновационных разработок и информационных технологий, в работе органов налогообложения наступает новый этап, выводящий эту сферу государственных учреждений на новый уровень. Упорядоченная и автоматизированная система рабочих процессов упрощает работу органов, делает использование информации более эффективным и осуществляет более качественный внутренний контроль.


Список литературы

  1. Папоян А.А., Салова К.О., Чернов Ю.И. «Административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития налогового права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 11.
  2. Сайт Федеральной Налоговой Службы URL: https://www.nalog.ru
  3. URL: http://www.hse.ru/ – сайт НИУ Высшей школы экономики.
  4. www.consultant.ru/ — информационная система.
  5. Горина, Г. А. Новации упрощенной системы налогообложения продолжаются. Учетно-аналитическое обеспечение — информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов / Г.А. Горина, А. Б. Лукашевич // Сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. РЭУ им Г. В. Плеханова — М.: «АУДИТОР», 2017. — Часть I — С. 99 – 102.