ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ» В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

№4,

Педагогические науки

Клиппа Анна Андреевна
Козлова Марина Михайловна


Ключевые слова: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА; ОРФОГРАММА; ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП; METHODS OF TEACHING YOUNGER STUDENTS SPELLING; A SPELLING TASK; ORFOGRAMM; SPELLING PRINCIPLE.


Аннотация: В статье анализируются основополагающие лингвометодические принципы изучения темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» в начальном курсе русского языка, а также условия их реализации в правописании слов разных тематических и семантических групп, лексико-грамматических разрядов и акцентологических моделей.

В начальном курсе русского языка изучается большая часть правил орфографии, но, по определению ведущих ученых-методистов в области обучения русскому языку младших школьников, «применение их обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на понятной детям лексике, так как решение орфографических задач опирается на понимание языковых значений» [1, с.299]. Материал для изучения в начальной школе достаточно обширен, следовательно, каждая тема требует тщательной проработки и систематизации.

В терминологическом отношении орфограмма – это «такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу или традиции» [2, с.164]. Орфографическое правило, в свою очередь, может быть соотнесено с проверкой по сильной фонетической позиции или опираться на другие языковые категории (например, место ударения по отношению к орфограмме, наличие той или иной словообразовательной морфемы в слове,  его способ образования, значение и т.д.).  Работа с безударными гласными предполагает поэтапное, последовательное обучение, основополагающими взаимодействующими принципами которого следует считать:

1) тематический: принадлежность слов с изучаемой орфограммой к определённым тематическим и лексико-семантическим группам;

2) лексико-грамматический: принадлежность слов с орфограммой к определённым лексико-грамматическим разрядам, то есть частям речи;

3) структурный: характеристика словообразовательной структуры слова;

4) наличие определённых моделей «проверяемое слово — проверочное слово»: учитывается два момента: лексико-грамматическая принадлежность проверяемого и проверочного слов, словообразовательные или формообразовательные модели;

5) акцентологический: принадлежность проверяемого и проверочного слов к определенным акцентологическим классам и моделям.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, имеет фонемно — морфематическую основу, так как одна и та же корневая морфема в разных словах и формах слов имеет единообразное написание. Это означает, что безударная корневая гласная как в сильной, так и в слабой (безударной) фонетической позиции передается на письме одной и той же гласной буквой, выступающей в своем основном, алфавитном фонемном значении.

Хотя все названные принципы взаимосвязаны и обусловлены даже в пределах отдельного корня с изучаемой орфограммой, каждый из них имеет свои особенности и закономерности проявления.

I. Реализация тематического принципа в обучении правилам написания безударной (проверяемой ударением) гласной в корне слова наиболее важна в классе с невысоким уровнем активного словарного запаса учащихся. Работа над трудными в орфографическом отношении словами проводится поэтапно —  от наиболее простых слов, имеющих конкретизированные лексические значения, к менее конкретизированным, абстрактным. На начальном этапе изучения темы предпочтение отдается словам следующих тематических групп:

— названия конкретных предметов окружающей действительности (стена, доска и другие);

— названия явлений природы, известных учащимся из их повседневного жизненного опыта и представлений об окружающей природе (зима, весна, река и другие);

— названия одушевленных существ (животный мир и т.п.) (коза, овца и другие);

— названия действий и процессов, знакомых учащимся из повседневного жизненного опыта ежать, писать и другие);

Задача постепенного обогащения словаря младших школьников потребует последовательное включение в состав орфографического правила и других тематических групп, более сложных в семантическом отношении.

II. Исходя из сказанного выше, следует сделать вывод о том, что имена существительные преимущественно конкретной семантики представляют собой класс слов, наиболее предпочтительных для первоначального ознакомления с темой. Поскольку названный класс существительных —  это в основном двусложные слова с непроизводной основой (модель «корень + окончание»), они представляют собой наиболее доступный для младших школьников материал для анализа: столы – стол, река – реки и т.п.

Глагольный класс трудных в орфографическом отношении слов вполне семантически доступен для анализа на первоначальной стадии изучения темы, но трудности в анализе обусловлены определенной сложностью модели «проверяемое слово – проверочное слово». Неоднозначность анализа учащимися в построении такой модели для глаголов заключается прежде всего в том, что слова, составляющие одну и ту же тематическую группу или близкие в семантическом отношении, имеют совершенно различные модели проверки:

— через лично-числовые формы глагола: писать – пишет, садить – садит и другие;

— через родственное (однокоренное) слово той же части речи, осложненное словообразовательными аффиксами: читать – прочитывать, играть – выигрывать и другие;

— через однокоренное слово другой части речи: бежать – бег, смеяться – смех и другие;

— возможные формы проверки через глаголы повелительного наклонения: пою – пой, стою — стой и другие.

Выбор проверочной модели уже сам по себе труден для младших школьников, которые в силу в своих возрастных особенностей способны, прежде всего, работать по образцу, по аналогии.

С точки зрения словообразовательной структуры, так же как и в семантическом отношении, достаточно просты слова, обозначающие качественные или относительные признаки (в лексико-грамматическом отношении – имена прилагательные).  Сложность в анализе учащимися качественных и относительных прилагательных в рамках изучаемой темы объясняется (подобно глаголам) неоднозначностью модели «проверяемое слово – проверочное слово»: ср. зеленый – зелень, соленый – соль и другие – проверка однокоренным существительным, но веселый – весел, большой –больше и другие —  проверка морфологическими формами прилагательного.

III. На первоначальных этапах анализа лексического материала в рамках изучаемой темы важное место отводится формированию и автоматическому запоминанию учащимися определенных языковых моделей: «проверочное слово – проверяемое слово» и затем «проверяемое слово – проверочное слово». Поскольку трудность для самостоятельной работы учащихся представляет прежде всего вторая модель, остановимся на тех ее разновидностях, которые наиболее приемлемы при анализе слов с безударными проверяемыми корневыми гласными для младших школьников.

Следует выделить три типичные модели проверки безударных корневых гласных:

1) проверка определенной грамматической формой того же слова: например, река (именительный падеж, единственное число) – реки (именительный падеж, множественное число), грачи (именительный падеж, множественное число) – грач (именительный падеж, единственное число), веселый (полная форма прилагательного) – весел (краткая форма прилагательного) и другие;

2) проверка родственным словом той же части речи, что и проверяемое слово: например, бежать – бегать, читать – прочитывать, линейка – линия и другие;

3) проверка родственным словом другой части речи, чем проверяемое слово: например, морской – море, соленый – соль, бежать – бег и другие.

Наиболее распространенные и доступные для анализа на начальных этапах изучения темы модели можно представить в следующей таблице соответственно частям речи, их структуре и семантике. (Модели представлены по степени возрастающей сложности.)

 

Проверяемое слово

Проверочное слово

Примеры

1

Непроизводное
существительное в форме именительного падежа, единственного числа.

Грамматическая
форма этого же существительного именительного падежа, множественного числа.

река – реки,

стена – стены,

коза – козы,

волна – волны

и другие.

2

Непроизводное
существительное в форме именительного падежа, множественного числа.

Грамматическая
форма этого же существительного именительного падежа, единственного числа.

грачи – грач,

слоны – слон,

дожди – дождь,

грибы – гриб

и другие.

3

Непроизводный
глагол в начальной форме.

Личная
форма этого же глагола.

прочитать
— прочитывать,

и другие.

4

Непроизводный
глагол в начальной или личной форме

Родственное
существительное в именительном падеже, единственном числе, обозначающее то же
действие, процесс, состояние, что и проверяемый глагол.

кричать – крик, бежать – бег, говорить – говор/поговорка,
болеть – боль

и другие.

5

Непроизводное
прилагательное (качественное)

Грамматическая
форма этого же прилагательного или родственное существительное с абстрактным
или качественным значением (строгой модели нет)

веселый – весел, молодой – молод/молоденький, широкий – шире

тяжелый – тяжесть

и другие.

6

Производное
относительное прилагательное

Производящее
непроизводное существительное в начальной форме (именительный падеж,
единственное число или именительный падеж, множественное число)

морской – море, соленый – соль, деревянный – дерево/деревья,
стеклянный – стекла

и другие.

7

Производное
существительное или производный глагол

Строгая
модель отсутствует, зависит от семантики слова.

Старик
(сущ.) – старый (прил.),

линейка (сущ.) – линия
(однокоренное сущ.),

прочитать (глаг.
сов. вида)     – прочитывать (глаг.
несов. вида)

и другие.

IV. Существуют определенные акцентологические закономерности (то есть закономерности в постановке ударения) в соотношении «проверяемое слово – проверочное слово». Эти закономерности также определяют последовательность в построении анализируемого языкового материала на уроках русского языка: от менее к более сложному, от материала, требующего автоматического запоминания структурно-акцентологической модели, к материалу, требующему каждый раз индивидуального языкового анализа. Приведем некоторые, наиболее распространенные в языке модели.

 

Структурно – акцентологические
модели

Примеры

1

Имя
существительное (чаще всего непроизводное) в форме именительного падежа,
единственного числа.

Грамматическая
форма этого же существительного именительного падежа, множественного числа.

зима – зимы,

весна – вёсны

и другие.

2

Имя
существительное (чаще всего непроизводное) в форме именительного падежа,
множественного числа.

Грамматическая
форма этого же существительного именительного падежа, единственного числа.

поля – поле,

моря – море и другие.

3

Производное
прилагательное

Производящее
существительное

домашний – дом, сосновый – сосны

и другие.

4

Глагол
с непроизводной или производной основой

Родственное
(однокоренное) существительное с непроизводной или производной основой.

кричать – крик, бежать – бег, полететь – полет

и другие.


Построение анализируемого дидактического материала в соответствии с названными выше принципами способствует логическому и лингвистически более точному изучению одной из самых сложных орфографических тем в начальном курсе обучения русскому языку, которую нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, так как система орфографических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию.


Список литературы

  1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах // М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская – М.: «Академия», 2007. — 464с.
  2. Розенталь Д.Э. Словарь — справочник лингвистических терминов // Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: «Просвещение», 2005. – 399с.